Тренинговые занятия по психологии для подростков

Вся самая актуальная информация в статье на тему: "Тренинговые занятия по психологии для подростков". Мы собрали полное описание всех ваших проблем.

Тренинг сплочения для старших школьников

Занятие 1.

Принятие правил тренинга:

— Доверительный стиль общения. Одно из условий тренинга – высокая степень доверия участников друг другу независимо от жизненного опыта, положения в группе и других обстоятельств. Чтобы приблизиться к этому, предлагаю принять форму обращения друг к другу на «ты».

— «Здесь и теперь». Многие люди избегают говорить о том, что они думают и чувствуют, чтобы не показаться смешными. Работает механизм «психологической защиты». Но основная наш цель сегодня – увидеть свое отражение в группе как в зеркале. Поэтому во время тренинга все говорят только о том, что волнует каждого здесь и сейчас, что происходит с группой.

— Персонификация высказываний. Предлагаю на время тренинга отказаться от безличной формы высказываний, которая помогает скрывать собственную позицию. Лучше говорить: «Я думаю…» или «Мария меня не поняла…».

— Искренность. Во время занятия говорим только то, что думаем и чувствуем по поводу происходящего, то есть правду. Если нет желания говорить искренне, то молчим. Никто не обижается на высказывания других членов группы, даже если захочется. Напомню, что группа должна сыграть роль психологического зеркала.

— Конфиденциальность. Все, что происходит в группе, не следует выносить за пределы группы.

— Отказ от непосредственных оценок. Обсуждаем не человека, а его высказывания и поступки.

— Активность. Стараемся активно участвовать в происходящем.

— Самоанализ. После некоторых упражнений осмысливаем трудности, с которыми пришлось столкнуться. Каждый имеет право поделиться своими впечатлениями и ощущениями.

Обсуждение. Голосование.

Упражнение «Давайте познакомимся»

Цель: возможность быстрее узнать друг друга и вступить в общение.
Встаньте в круг, передавайте друг другу мяч, называя имя того, к кому попадает мяч.

Упражнение «Приветствие»

Цель: приветствие друг друга и заряд положительными эмоциями. Разделитесь натри группы: европейцы, японцы, африканцы. Поприветствуйте друг друга: европейцы пожимают руку, японцы кланяются, африканцы трутся ногами.

Упражнение «Времена года» 

Цель: Разрядка, знакомство,  сплочение группы. Участники молча разбиваются на группы по временам года, соответственно дате рождения. Затем каждая группа пантомимически изображает свое время года, задача остальных — угадать какое.

Упражнение «Построится по…» 

Цель: Разрядка, сплочение группы. Осознание относительности любой системы оценки. Участники строятся в шеренгу по любому признаку (рост, вес, цвет волос, величина ладони, веселость, активность и т.д.) Важен комментарий ведущего по поводу разных систем оценки. Это может помочь осознать подростку первый он или последний — зависит не от него, а от оцениваемого критерия.

Упражнение «Поиск общего» 

Цель: Знакомство, внимание к личности другого и осознавание проявлений своей личности. Группа делится на двойки, и два человека находят определенное количество общих признаков, затем двойки объединяются в четверки с той же целью и т.д. Ведущий по своему усмотрению может остановить процесс на четверках, восьмерках и т.д.

Упражнение «Пожелания»

Цель: подкрепление положительных эмоций.Передайте мяч тому, кому хочется со словами: «Я желаю тебе…»

Занятие 2.

Упражнение «Приветствие»

Цель: приветствие друг друга и заряд положительными эмоциями. Разделитесь натри группы: европейцы, японцы, африканцы. Поприветствуйте друг друга: европейцы пожимают руку, японцы кланяются, африканцы трутся ногами.

Упражнение «Снежный ком»

Цель: облегчить запоминание, разрядить обстановку.Каждый по кругу будет называть предыдущих, потом свое имя с прилагательным на первую букву имени.

Упражнение «Имена-качества» 

Цель: Знакомство, создание доброжелательной атмосферы, работа по осознанию себя как личности. Каждый придумывает какое-либо качество личности, свойство характера и т.д., начинающееся на ту же букву, что и имя  (например, Лариса — любовь, Сергей -скромность), которое он мог бы привнести в эту группу сегодня. Подходит для начала 3-4 занятия, когда участники уже чувствуют себя достаточно безопасно.

Упражнение «Вопросы на бумажках» 

Цель: Знакомство, выход на серьезный разговор, возможность увидеть товарищей по группе с новой стороны. Каждый пишет на маленькой бумажке вопрос, на который хотел бы получить ответ (вариант-на который сам бы хотел ответить). Бумажки с вопросами складываются в шляпу, перемешиваются и раздаются участникам в произвольном порядке. Каждый отвечает на тот вопрос, который ему достался. Возможный уход от серьезной работы — например, написание вопросов типа «Какого цвета у меня волосы?». Ведущий может заранее сказать, каково было бы ему получить такой вопрос — «отмазку».

Упражнение «Мозговой штурм» 

Цель: Возможность демократического и ненавязчивого решения или обсуждения любых вопросов и проблем. Все участники обсуждают проблему и выносят свои предложения по определенным правилам (см. приложение). Важно очень четкое соблюдение принципов демократии.  Техническое обеспечение -ватман, маркеры разных цветов.

Упражнение «Я никогда не…»

 Цель: Знакомство в игровой форме, разрядка Нужно оговорить, что не считаются вещи, связанные с половыми различиями. Участники по очереди говорят фразу, начинающуюся со слов «Я никогда не…» (например, «Л никогда не прыгал с парашютом»). Остальные участники загибают по одному пальцу на руке, если для них утверждение не верно (т.е. они, например, прыгали с парашютом). Выигрывает тот, у кого останется последний не загнутый палец на руках. Ведущий заранее говорит, что фразы должны соответствовать реальности, и пальцы загибать надо по честному.  Выигрывает человек с самым неразнообразным жизненным опытом, а проигрывает с самым богатым, т.е. это может благотворно влиять на самооценку человека

Упражнение  «Мне сегодня»

Цель: подвести итог тренинга. Каждый высказывается, начиная со слов: «Мне сегодня понравилось, что …»

Занятие 3.

Упражнение «Социометрия»
Цель: знакомство и создание доверительной атмосферы.
Найдите друг друга те, у кого одинаковый цвет глаз, знак зодиака, любимый цвет, место проживания, имя…

Упражнение «Оценка ситуации»: Цель: Осознание собственных установок и резервов возможностей оценки ситуации. Отработка навыков оценки ситуации. Участники называют по 1-2 стрессовых или проблемных события, когда-либо перенесенных ими. Получившийся перечень записывается. Далее проводится первичная, вторичная оценки и переоценки этих событий каждым из участников, используя элементы ролевой игры, гротеска, наглядности, визуализации процесса мышления и т.д.  Можно найти тех, кто хочет развить мастерство в вопросах преодоления проблем и помогать другим. Предложите им расширить свои задачи и разработать подходы к консультированию по вопросам оценки проблемы и выбора эффективного варианта поведения.

Упражнение «Письмо себе из прошлого»: Каждый себе пишет письмо-наставление, сохраняет у себя.

Упражнение «Карта жизни»: Каждый рисует свою карту жизни с подписями. Все выкладываются на стол и анализируются самые лучшие.

Упражнение «Батискаф»: две подгруппы, по очереди загадывают слово, которое без слов должен показать человек своей подгруппе. Остальные должны угадать

Упражнение «Чемодан»: Каждому на спину крепится лист, у всех в руках ручки, все подходят друг к другу и пишут человеку его хорошие качества, с которыми он познакомился за эти дни.

Александра Бичева
Тренинг для детей-подростков «Уверенное поведение»

Развитие уверенности в себе начинается с устранения демона, который называется страх; этот демон сидит у человека на плече и нашептывает ему «Ты не сможешь это сделать»

Н. Хилл.

Цели:

•Создание доверительной атмосферы в группе

•Сформировать образ уверенного поведения

•Тренировка уверенного поведения в ситуации публичного выступления

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Упражнение «Приветствия без слов»

Описание упражнения: Участникам предлагается в течение 2-3 минут свободно передвигаться по помещению и успеть за это время поприветствовать как можно большее количество человек. Делать это нужно не произнося слова, а любыми другими способами: кивком головы, рукопожатием, объятием и тд. При этом каждый способ участник вправе использовать только один раз, для каждого следующего приветствия нужно придумать новый способ.

Психологический смысл упражнения-знакомство, раскрепощение, сплочение участников.

Обсуждение: Кому сколько человек удалось поприветствовать? Что было сложнее—придумывать новые способы приветствия или демонстрировать их, с чем это связано? Возможно, у кого-то возникал психологический дискомфорт. Если да, то в какие именно моменты, чем он вызван?

Упражнение «Походки»

Цель: обучить способу саморегуляции эмоциональных состояний через контроль их внешних проявлений. Развитие уверенности в своих действиях. Развитие наблюдательности, а также умения внешне выражать эмоциональные состояния и понимать их выражение у окружающих.

Время: 15 минут.

Инструкция. Участников просят выбрать эмоцию или психологическое состояние, которое бы они хотели продемонстрировать, и пройти перед группой таким образом, чтобы по походке можно было догадаться, что именно она выражает. Каждому дается 3-4 попытки, в них необходимо выражать разное состояние. Участники идут поочередно, и те из них, кто в данный момент не задействован в показе, находятся в роли зрителей. Их задача-угадывать, что демонстрирует походка.

В качестве примера и разминки можно попросить всех вместе продемонстрировать такие варианты походки, как: уверенная, застенчивая, агрессивная, радостная, обиженная.

Обсуждение: На что именно в походке нужно обращать внимание, чтобы понять, что она отображает? Как менялось психологическое состояние участников, когда они показывали различные варианты походки? Скорее всего, оно действительно начинало приближаться к тому, что было показано. Где и как можно использовать такой способ саморегуляции-внешне демонстрировать те состояния, которые мы хотим у себя вызвать? Какие качества творческого мышления тренируются с помощью такого упражнения?

Упражнение «Движения по одному»

Описание упражнения: Участникам предлагают произвольно разместиться в пространстве, после чет они по команде ведущего начинают двигаться, придерживаясь следующих правил:

-В каждый момент времени может двигаться только один человек. Если одновременно начали движение двое или больше участников, упражнение считается невыполненным и начинается сначала.

-Любой участник может находиться в движении не более 5 секунд подряд, потом должен остановиться.

-Моменты, когда никто не двигается, тоже могут быть не более 5 секунд. Если за этот промежуток времени никто не начинает двигаться, это считается проигрышем и упражнение начинается сначала.

Участникам следует проработать, не нарушая этих правил, хотя бы 2 минуты. Переговариваться в процессе выполнения упражнения нельзя.

Психологический смысл упражнения: Тренировка решительности, умения брать на себя ответственность даже при недостатке информации для этого, в ситуациях, когда ошибка создает риск проигрыша команды, а если ответственность не берет никто—проигрыш гарантирован. То есть примерно как в футболе, когда несколько игроков потенциально могут атаковать ворота, но никто этого не делает, боясь промахнуться, и в результате мяч достается соперникам. Кроме того, упражнение способствует развитию взаимопонимания и наблюдательности.

Обсуждение: Чем руководствовались участники, когда принимали решение о том, чтобы начать движение? В связи с чем некоторые люди были готовы брать на себя ответственность и действовать активно, а некоторые (такие есть практически в любой группе) приняли пассивную позицию и вообще не двигались? Когда в жизни возникают подобные этому упражнению ситуации, в которых взятие на себя ответственности и переход к активным действиям создают риск проигрыша, (а если ответственность не берет никто, проигрыш обеспечен?

Упражнение «Замороженные»:

Все участники садятся в круг и стараются быть неподвижными, словно они изображают «замороженных» людей, у которых отсутствуют эмоций, они не должны реагировать ни на что вокруг, но при этом отводить или закрывать глаза запрещено, участники обязаны смотреть только вперед. Затем, в центр круга выходит ведущий. Его задача—попробовать «разморозить» любого игрока с помощью собственных жестов, высказываний и мимики. Например, вызвать у участников какие-либо эмоции: ответную реакцию, мимику, любое движение тела.

Ведущему разрешено сделать это абсолютно любым способом, исключая только физическое касание остальных игроков и высказывания в их адрес нецензурных и оскорбительных выражений. Кто прошел «разморозку», то есть допустил какое-либо движение и мимику, поднимается и выходит в центр круга. Теперь он находится с ведущим в одной команде, и они вместе стараются активизировать остальных участников. Все последующие вылетевшие игроки также присоединяются к ним. Выигрывает тот участник, который на протяжении длительного времени сумеет остаться невозмутимым.

Смысл данного упражнения заключается в тренировке способности эмоциональной стойкости, саморегуляции, умения контролировать собственные эмоции даже при попытках других людей помешать им.

Затем происходит обсуждение упражнения. Победителям задаются следующие вопросы. Как они смогли не реагировать на события? Какие методы использовали победители для отгорожения от остальных участников? И как подобная способность может пригодиться в жизни?

Упражнение «Бег с карандашом»:

Описание упражнения: Участники разбиваются на пары. Каждой паре понадобится карандаш (можно использовать также закрывающийся колпачком фломастер или авторучку с убирающимся стержнем). Пары встают около одной из стен помещения и поднимают каждая свой карандаш, зажав его между указательными пальцами правых рук партнеров. По команде ведущего они начинают движение до противоположной стены помещения, а потом назад, продолжая зажимать карандаш между пальцами. Кто роняет его выбывает из игры. Побеждает пара, преодолевшая дистанцию быстрее всех. Можно модифицировать упражнение: зажимать одновременно два карандаша (один-между указательными пальцами правой, а второй—левой руки, бегать по сложным траекториям, в тройках, организовать эстафету.

Психологический смысл упражнения: Упражнение учит координировать свои действия с партнером, а также брать инициативу на себя, руководить этими действиями (если в паре никто не берет на себя руководящую роль, она проигрывает).

Обсуждение: Какие качества важнее всего для успешного выполнения этого упражнения? Что способствовало его выполнению, а что, наоборот, препятствовало?

Участники делятся мнениями о том, в какой роли было интереснее находиться и почему. Потом об-мениваются впечатлениями, возникшими по ходу игры, а также соображениями о том, какие качества она развивает и где они востребованы.

Упражнение «Таможня»:

К сожалению, описание занимает много места и превышает лимит данной записи. Это упражнение можно найти в любом источнике, оно очень распространено.

Упражнение «Шарики в воздухе»:

Описание упражнения: Для игры потребуется надуть 10-15 резиновых шариков. Участники объединяются в 2-3 команды и встают в круги, взявшись за руки. Каждая команда получает по 5 шариков. Нужно удержать их в воздухе в течение 5 минут. При этом нельзя просто положить их на что-либо или зажать между телами, они должны все время именно летать в воздухе. Упавшие шары поднимать нельзя. Побеждает команда, которая сумеет удержать больше шаров.

Психологический смысл упражнения

Разминка, обучение координации совместных действий, уверенному поведению в ситуации необходимости адекватной реакции на быстро меняющиеся условия.

Обсуждение: Какие качества нужно проявлять участникам, чтобы успешно справиться с таким заданием?

Упражнение «Волк и семеро козлят»:

Описание упражнения

Игра основана на сюжете одноименной народной сказки. К СОЖАЛЕНИЮ, И ДАННУЮ ИГРУ НЕ ПОЛУЧАЕТСЯ, ИЗ-ЗА НЕХВАТКИ СИМВОЛОВ-БУКВ. НАЙДИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, САМОСТОЯТЕЛЬНО.

ТЕХНИКИ РЕЛАКСАЦИИ, СНЯТИЯ НАПРЯЖЕНИЯ:

Завершая изложение программы тренинга,приведем описание нескольких релаксационных техник,направленных па снятие психоэмоциональною напряжения. Освоение их важно для обучения саморегуляции эмоциональных состояний. Кроме того, многие из этих техник могут использоваться непосредственно при попадании в сложные жизненные ситуации. Тем не менее мы не сочли целесообразным определять таким техникам конкретное место в тренинговых занятиях,поскольку целесообразность их применения в той или иной момент определяется не столько общей логикой построения тренинговой программы с содержательной стороны,сколько текущим состоянием группы.

Упражнение «Слушай тишину»

Упражнение проводится в тихом месте, куда могут доноситься извне лишь тихие звуки.

Участникам дается следующая инструкция:«Сядьте удобно,расслабьтесь,закройте глаза. И просто послушайте,что происходит вокруг. Обращайте внимание на любые,даже самые тихие звуки. Начинаем слушать.».На это дается минута-полторы. Потом каждый рассказывает,какие звуки ему удалось услышать. Когда вам беспокойно,тревожно,не получается расслабиться—можно просто закрыть глаза и внимательно послушать,что происходит вокруг. Ваше внимание переключится с предмета беспокойства на то,что вы услышите. И вы почувствуете, как велик, разнообразен и интересен мир вокруг нас.»

Упражнение «Десять заповедей неудачника»:

Цель:Осознание процессов формирования чувства уверенности и неуверенности.

Инструкция:Разделиться на подгруппы по 4-5 человек. Каждая подгруппа получает карточку (или две,в зависимости от общего количества учащихся) с заповедями неудачника. Нужно переформулировать их и получить инструкцию «Как стать уверенным». Каждая подгруппа представляет свои варианты.

Оставить комментарий