Теории развития в психологии личности

Вся самая актуальная информация в статье на тему: "Теории развития в психологии личности". Мы собрали полное описание всех ваших проблем.

Теории личности – это различные предположения, комплекс гипотез, совокупность концепций и подходов, объясняющих происхождение личности, детерминированность ее развития. Теория развития личности стремится не только истолковать ее суть, но и предвосхитить человеческое поведение. Она предоставляет исследователям и теоретикам возможность разобраться в природе человеческого субъекта, помогает отыскать ответы на вопросы риторического характера, которыми они постоянно задаются. Теории личности в психологии кратко можно представить семью основными концепциями, каждая из которых характеризуется собственными представлениями о личностной структуре и свойствах, имеет специфические методы их измерения. Отсюда можно вывести, что личность являет собой многомерную структуру и многоплановую систему психологических характеристик, обеспечивающих индивидуальность, временную и ситуативную константность человеческого поведения. Всего насчитывается около сорока подходов и концепций, направленных на изучение личности человеческого субъекта.

Оглавление [Показать]

Теории личности в психологии

Считается, что человеческий индивид изначально появляется на свет человеком. Данное утверждение на первый взгляд является истинным. Однако оно основывается исключительно на генетической обусловленности возникновения врожденных предпосылок для формирования человеческих качеств и признаков. Так, например, новорожденного крохи форма тела предполагает способность прямохождения, строение мозга обеспечивает возможность интеллектуального развития, конфигурация рук – перспективу применения орудий труда. Этим всем перечисленным новорожденный малыш разнится с детенышем животного. Таким образом, младенец изначально относится к человеческому роду и именуется индивидом, тогда как детеныш животного будет называться на протяжении всего существования исключительно особью.

Понятие «индивид» содержит родовую принадлежность человека. Младенца и взрослого человека, мудреца и олигофрена, аборигена, живущего в племени далеком от цивилизации, и высокообразованного жителя развитой страны можно считать индивидом. Другими словами, охарактеризовав человека индивидом – означает ничего конкретного о нем не сказать. Появляясь в этом мире в качестве индивида, человек приобретает специфическое социальное качество и становится личностью.

Индивид еще в детстве включается в сложившуюся исторически систему общественных взаимоотношений. Дальнейшее развитие субъекта в социуме образует такое переплетение взаимоотношений, которое создает его как личность – системное социальное свойство, приобретаемое человеческим субъектом в процессе коммуникативного взаимодействия и предметной деятельности, характеризующее степень и качество представленности социальных взаимодействий в индивиде.

Поскольку психология предложить единого определения личности не может, активно развиваются теории личности в зарубежной психологии и в отечественной науке, но наиболее значимыми из зарубежных концепций считаются:

— психодинамическая теория личности (основополагающий фактор развития личности – врожденные инстинкты);

— диспозициональная теория личности или теория черт, поскольку ее приверженцы были убеждены, что человеческие субъекты обладают некими диспозициями (предрасположенностями, чертами) к определенному поведенческому реагированию на различные «раздражители», проще говоря, последователи этого направления предполагали, что индивиды устойчивы в собственных мыслях, постоянны в действиях и чувствах не зависимо от событий, обстоятельств, жизненного опыта;

— феноменологическая (заключается в убеждении, что индивид стремиться к самореализации и характеризуется позитивной природой);

когнитивная теория личности (на человеческое поведение огромное влияние оказывают познавательные функции и интеллектуальные процессы);

— теория научения или поведенческая теория личности, основной тезис заключается в убеждении, что личность – это приобретенный индивидом опыт в процессе жизнедеятельности.

Все приведенные выше теории личности в зарубежной психологии пытаются ответить на самый важный вопрос современной психологической науки: что собой являет человек, какова его суть, что движет его развитием.

Каждый из перечисленных подходов представляет специфическое видение, отдельный фрагмент целой картины такого сложного и вместе с тем целостного механизма под названием личность.

Поведенческая теория личности основывается на убеждении, что среда является источником развития личности, что сама личность не содержит в себе ничего от психологического либо генетического наследования. Она является исключительно продуктом научения, а личностные свойства представляют собой обобщенные социальные навыки и поведенческие рефлексы.

Аналитическая теория личности, в свой черед, сформулированная Юнгом, базируется на убеждении, что врожденные психологические факторы обуславливают развитие личности. Индивид в наследство от родителей получает готовые первичные идеи, которые Юнг называл «архетипами».

В рамках отечественных изысканий в области психологической науки главенствующая роль в объяснении личности принадлежит деятельностному подходу, базисом которого является разработанный К. Марксом подтип предметной деятельности. Как принцип, объясняющий психические процессы, категория деятельности применяется при исследовании разнообразных областей психической действительности. Поскольку собственно в конкретной деятельности индивида и ее порождении объективное выражение находят не только психические явления и субъективное сознание индивида, но и общественное сознание.

Теории личности в отечественной психологии можно объединить общей главной задачей, которая заключалась в исследовании зависимости составных элементов сознания от характеристик раздражителей, вызывающих их. Позднее эта двухсоставная схема нашла свое отображение в формуле «стимул равняется реакции» (S-R), которую нельзя считать целиком верной, поскольку она исключает содержательный процесс, осуществляющий реальные связи индивида с предметной средой. Концепции научения не принимают во внимание ничего, что попадает под определение сознание, чувствование, воображение и воля. Процессы, реализовывающие жизнь субъектов в окружающей действительности, его социальное существование во всем разнообразии форм, являются деятельностью.

Наиболее известные теории личности в отечественной психологии связаны с научными изысканиями сторонников ученья Л.Выготского, в частности, Л. Божович и А. Леонтьев.

Концепция, предложенная отечественным психологом Л. Божович, охватывает период личностного формирования с раннего детства до юношеского этапа. Для описания личности Божович использует понятия, которые характеризуют внутренние черты и особенности индивидов. Она считала, что личностью становится человек, который достиг определенного уровня развития психических процессов, который обладает способностью воспринимать и переживать собственную «персону» как неделимое целое, отличное от окружающих людей и проявляющееся в понятии «Я». Другими словами, на таком уровне сформированности психических процессов человек способен воздействовать осознанно на окружающую реальность, модифицировать ее и изменять самого себя.

Божович, основываясь на дефиниции «социальная ситуация формирования» и принципе «ведущей деятельности», ранее введенных Л. Выготским, показала, каким образом в непростой динамике взаимодействия межличностного общения и деятельности ребенка на разных этапах его жизни вырабатывается определенный взгляд на окружающую действительность, который именуется внутренней позицией. Такая позиция считалась сторонниками этого подхода одной из самых значимых характеристик личности, предпосылкой ее развития.

Деятельностная теория личности, разработанная А. Леонтьевым, который продолжил развивать теории Л. Выготского и С. Рубинштейна, под личностью рассматривала продукт общественного развития, а базисом ее полагала совокупность социальных взаимоотношений индивида, осуществляемых его деятельностью. Именно посредством деятельности человек может воздействовать на вещи, природу или окружающих людей. По отношению к социуму он выступает в качестве личности, а к вещам – в качестве субъекта.

Таким образом, в соответствии с деятельностным аспектом описываемой концепции, в качестве составляющих личности, выступают отдельные характеристики или свойства личности. Сторонники данной концепции считали, личностные свойства образуются вследствие деятельности, осуществляемой всегда в определенном социально-историческом контексте. Личностные черты, в этой связи, рассматриваются в качестве социально (нормативно) детерминированных элементов. Так, к примеру, настойчивость вырабатывается в таких разновидностях деятельности, где индивид проявляет независимость.

В отличие от концепции бихевиоризма, деятельностная теория личности механизмом научения субъекта считала не рефлекс, а процесс интериоризации, благодаря которому вырабатываются личностные свойства.

Основные теории личности

На протяжении двадцатого столетия в практике мировой психологической науки сложилось три стержневых направления, в дальнейшем в рамках которых были сформированы наиболее значительные современные теории личности.

Основные теории личности в психологии кратко представлены ниже. К ним принято относить гуманистическую концепцию, психоаналитическое направление и топологическую психологию.

Гуманистическое направление, при поверхностном рассмотрении, кажется противоположным психоаналитической теории, однако наличие одинаковых характеристик их объединяет.

В отличие от подхода, основанного психоаналитическом ученье, который обращается к пережитым впечатлениям ребенка, вытесненным в бессознательное, для нахождения источника активности, гуманистическая теория личности главным фактором личностной активности считает устремленность к будущему, самоактуализации и максимальной самореализации.

Сторонники гуманистического направления считали природу человека по сути ее хорошей либо нейтральной. Субъект свободен в выборе решений, следовательно, он ответственен за них. Человек является существом обладающим активностью, ориентированным на далекие цели, способным двигаться к ним. Под главной движущей силой личностного функционирования последователи этого подхода рассматривали стремление к самоактуализации либо потребность индивида реализовать собственный врожденный потенциал.

Важной особенностью гуманистического направления являются холистический и феноменологический подходы.

Первый подход основывается на постулате, что человеческий индивид – это интегрированное целое, которое не сводится к отдельным структурам его личности. Основой второго направления выступает психологическая реальность, другими словами, субъективный опыт, согласно которому интерпретируется действительность.

В личностном формировании, согласно рассматриваемой концепции, важным является отношение к индивиду значимого для него окружения, прежде всего родителей. Формирующаяся Я-концепция малыша соответствует всем врожденным возможным потенциалам исключительно в условиях получения от значимых взрослых полного принятия и уважения, то есть безусловного позитивного внимания. Тот либо иной личностный тип обусловлен «качеством» позитивного внимания, получаемого человеком на протяжении жизни.

Согласно гуманистической концепции Роджерса, существует два противолежащих личностных типа: «неприспособленная личность» и «полноценно функционирующая личность».

Гуманистическая теория личности кратко рассматривает индивида изначально хорошим, обладающим врожденными духовными качествами и потребностями (например, к самосовершенствованию, саморазвитию, познанию мира, постижению смысла собственного бытия, добра). При этом, такие потребности временно могут быть заблокированы вследствие неблагоприятных жизненных обстоятельств или условий и не проявляться в поведенческих поступках человека.

А. Маслоу разработал и предложил иерархию потребностей, которая состоит из последовательно стоящих ступеней. На первой ступени размещаются наинизшие потребности (физиологические), другими словами то, что управляется органами тела (например, дыхание, еда, половое влечение). Следующая ступень – это стремление к здоровью, материальной обеспеченности (потребность в надежности). На третьей ступени расположена потребность в коммуникативном взаимодействии, понимании людьми, ласке (социальные потребности). На следующей ступени Маслоу разместил потребность в осознании личного достоинства, уважении, престиже, социальной успешности. Пятая ступень – это саморазвитие, то есть потребность в самореализации и самоактуализации, в понимании собственного предназначения в мире.

Маслоу определил принципы мотивации человека:

— мотивы характеризуются иерархической структурой;

— мотивы характеризуются зависимостью от уровня, чем выше их уровень, тем менее значимыми и жизненно важными являются соответствующие потребности, следовательно, тем дольше можно их не реализовывать;

— пока потребности на нижних ступенях остаются неудовлетворенными, высшие остаются неинтересными;

— как только низшие потребности удовлетворены, они утрачивают свою мотивирующую силу.

Кроме того, Маслоу отмечает, что недостаток благ, преграда на пути удовлетворения физиологических потребностей, таких как еда, отдых, безопасность, ведет к трансформации этих потребностей в ведущие мотивы. И, наоборот, при удовлетворении базовых потребностей, индивид начинает стремиться реализовать высшие потребности. Другими словами, трудно стремиться к саморазвитию, когда желудок пуст.

К достоинствам рассматриваемого подхода к развитию личности можно отнести ориентированность на индивида как на деятельного строителя собственной жизни, имеющего неограниченные способности и потенциал. Недостатком можно считать индетерминизм, пренебрежение естественной предопределенностью человеческого бытия.

З.Фрейд предложил собственную интерпретацию личности, которая оказала огромное влияние на психотерапевтическую практику и теорию, психологическую науку, а также на культуру в целом.

Согласно воззрениям Фрейда активность индивида характеризуется зависимостью от инстинктивных (подсознательных побуждений), к которым относится, в первый черед, инстинкт самосохранения и половой инстинкт. При этом в социуме инстинкты обнаружить себя также свободно, как в мире животных, не могут, поскольку общество накладывает на индивида массу ограничений, подвергает его влечения жесткой «цензуре», что принуждает личность подавлять или тормозить их.

Таким образом, инстинктивные влечения оказываются вытесненными из осознанной жизни индивида, поскольку считаются недопустимыми, позорными, компрометирующими. Вследствие такого вытеснения они переходят в область бессознательного, другими словами, как бы «уходят в подполье». При этом они не исчезают, а сберегают свою активность, что позволяет им исподволь, из области бессознательного, управлять поведением субъекта, сублимируясь (трансформируясь) в различные вариации культуры человечества и продукты деятельности людей.

В области бессознательного подсознательные влечения соединяются в различные комплексы в зависимости от собственной природы. Эти комплексы согласно утверждению Фрейда, являются настоящей причиной личностной активности. Поэтому важной задачей психологической науки считается обнаружение бессознательных комплексов и содействие их раскрытию, осознанию, что приводит к преодолению внутриличностных противостояний (метод психоанализа). Ярким примером таких причин может служить Эдипов комплекс.

Достоинства рассматриваемой теории личности заключаются в изучении области бессознательного, использовании клинических методов, исследовании реальных проблем клиента. Недостатком можно считать метафоричность, субъективизм, ориентированность на прошлое.

Топологическая психология основана на принятом в математической науке термине «поле». Она объясняет личностное поведение тем, что разнообразные точки и зоны жизненного пространства, то есть поля, в которых пребывает, существует субъект, становятся мотивами его поведенческого реагирования вследствие того, что он ощущает потребность в них. При исчезновении потребности в них значение объекта утрачивается. Сторонником данной концепции был К.Левин. Он не видел в потребности предопределенности биологического характера, в отличие от приверженцев психоанализа. Мотивация обусловлена не врожденными свойствами индивида, а его взаимосогласованными действиями с полем, которое характеризуется наличием нескольких объектов по-разному притягательных.

Основные современные теории личности представлены двумя наиболее известными концепциями, помимо теории научения. Эти концепции связаны с именами Э. Берна и К. Платонова.

Суть концепции Платонова заключается в рассматривании личности как структуры, состоящей из отдельных компонентов, таких как: направленность, опыт, особенности психических функций, биопсихические свойства. Эти перечисленные составные части в процессе взаимодействия обуславливают человеческое поведение. Э. Берн же убежден, что человек одновременно объединяет в себе несколько типов поведенческого реагирования, каждый из которых включается вследствие воздействия определенных условий.

Берн разработал теорию трансакционного анализа, где трансакция являет собой единицу общения, состоящую из побудителя и реакции. Люди, пребывая в одной общности, неминуемо заговорят между собой либо иными действиями обнаружат собственную осведомленность о присутствии вокруг других индивидов. Подобное явление Берн назвал трансакционным стимулом. Субъект, на которого направлен трансакционный стимул, что-то произнесет или сделает в ответ. Такое явление он именовал трансакционной реакцией.

Берн утверждал, что трансакции проистекают в определенной последовательности друг одна за другой. Такая последовательность случайной не является. Она планируется социумом, ситуацией либо особенностями личности.

Платонов разработал теорию динамической функциональной личностной структуры и выделил четыре иерархические субструктуры личности. Основными личностными субструктурами он считал: личностную направленность, опыт, особенности процессов психики и биопсихические свойства. Каждая из перечисленных субструктур, в свой черед, объединяет в себе ряд компонентов, которые Платонов назвал «подструктурами субструктур».

Личностная направленность включает в себя установки, мировоззрение, идеалы, устремления, интересы и желания. Опыт состоит из привычек, навыков, умений и знаний. Особенности психических процессов объединяют в себе ощущения, восприятия, мыслительную деятельность, эмоциональную сферу, память, волю и внимание. Биопсихические свойства состоят из темперамента, половых и ряда возрастных особен­ностей. Кроме того, на все субструктуры личности накладывают отпечаток характер субъекта и способности.

Теория личности Фрейда

Вторая половина 19 столетия знаменовала себя выделением психологии в отдельную отрасль науки, главной задачей которой стало выявление основных структур психики человека посредством методов интроспекции в условиях лабораторий.

Поэтому возникновение радикально нового подхода к исследованию человеческих индивидов породило ошеломляющий эффект. Сформулированная молодым психиатром из Вены З.Фрейдом концепция личности представила человеческого субъекта не в качестве разумного существа, осознающего собственное поведение, а в качестве создания, находящегося в извечной конфронтации, истоки которой лежат в бессознательном.

Теория личности Фрейда основывается на воззрении, что человеческий субъект всегда пребывает в состоянии конфронтации с социумом, поскольку этот социум загоняет его в рамки, в которых он не может реализовать все собственные влечения и желания.

Фрейд считал, что процесс становления психики обусловлен необходимостью приспособления к окружающей среде, которая по преимуществу враждебна. Движущими силами формирования психики он считал врожденные влечения и бессознательные стремления.

Психоаналитическую теорию Фрейд базировал на постулате, что фундаментом развития психики являются эмоции и мотивационная сфера индивида, а когнитивное развитие – это следствие мотивационного, тогда как другие школы базировались на убеждении, что формирование психики обусловлено развитием интеллектуальной сферы.

Фрейд утверждал, что человеческая психика объединяет в себе три уровня, а именно: слой сознательного, слой предсознательного и уровень бессознательного. Именно в них, как он предполагал, и расположены ключевые структуры личности. Содержание бессознательного слоя, при этом не доступно пониманию, а содержимое предсознательного уровня может быть постигнуто человеком, однако это требует значительных усилий.

Фрейд выделил три элемента в личностной структуре: Ид, Эго, Супер-Эго. Составной элемент Ид размещен в бессознательном слое. Он фактически является движущей основой развития психики, поскольку в нем локализованы врожденные бессознательные склонности, которые стремятся к разрядке, удовлетворению, и подобным образом обуславливают деятельность субъекта. Фрейд различал две самые существенные врожденные неосознаваемые склонности – инстинкт жизни и смерти, пребывающие между собой во враждебных отношениях, формируя базис для основательной, биологической внутренней конфронтации. Неосознанность такой конфронтации связана с борьбой между стремлениями, которая проистекает на бессознательном уровне. Кроме того, поведение человека обусловлено одновременным воздействием обоих этих инстинктов.

Составной элемент Эго, Фрейда также рассматривал в качестве врожденной структуры. Располагается он одновременно и на сознательном уровне и в предсознании. Содержание Ид расширяется в процессе жизнедеятельности ребенка, тогда как содержимое Эго, наоборот, сужается, поскольку младенец рождается уже с наличием так называемого «океанического чувства Я», которое содержит в себе весь окружающий мир.

Структура Супер-Эго не является врожденной, поскольку формируется на протяжении жизни малыша. Механизмом ее образования является идентификация с близкими лицами своего пола, качества и черты которого становятся содержимым Супер-Эго.

Фрейд акцентировал, что между описанными тремя составными элементами личности существует шаткое равновесие.

Теории личности Хьелл, Зиглер

В труде известных исследователей из Америки Д. Зиглера и Л. Хьелла описаны важнейшие направления, дающие толкование понятию личность:

—  психодинамическая теория личности, разработанная Фрейдом;

— индивидуальная теория личности, созданная на базисе психоаналитического ученья Адлером;

— аналитическая теория личности, сформированная Юнгом;

— эго-теория Эриксона, Фромма и Хорни;

— диспозициональный подход в исследовании личности, который включает структурную концепцию черт личности Кеттела, концепцию личностных типов Айзенка и исследования Олпорта под названием диспозициональная теория личности;

— научающе-бихевиоральный подход, введенный Скиннером;

— социально-когнитивная теория личности Роттера и Бандуры;

— феноменологическая теория формирования личности Роджерса и др.

Д. Зиглер и Л. Хьелл решили охватить в своей книге концепции формирования личности, которые внесли наиболее значимый вклад в современную психологию.

Они убеждены, что ученья о личности должны отражать основные тезисы теоретика о происхождении человека. Именно этим принципом авторы руководствовались при написании книги.

Также в труде описываются основные стратегии, применяемые учеными для изучения феноменов личности. Авторы изложили в книге практические способы применения корреляционного анализа, метода анамнеза, а также формальные эксперименты с целью возможности оценивания валидности теоретических предположений. Кроме того, они описали различные способы оценки (например, метод интервьюирования, проективные тесты), при помощи которых обычно собирают данные об индивиде. Знание этих способов позволит читателям постигнуть значение оценки в измерении различий субъектов.

Главным достоинством данного труда можно считать то, что при изложении каждого подхода авторами приводятся доводы «за» и аргументы «против».

Человек — самое сложное, многомерное, непостижимое явление на земле. В психологической науке традиционно рассматривают человека в трех основных категориях: индивид, личность и индивидуальность. В чем их отличие? Индивид – категория, рассматривающая человека как природное, физическое существо, как высокоразвитое животное со своими органическими потребностями, однако, принципиально отличающимися от других животных. Личность – категория социальная. Это характеристики человека, которые приобретаются им в обществе, связывают его с окружением и делают представителем социальной группы, общности людей. Наконец, индивидуальность – это характеристика человека как природного явления и как члена общества в совокупности и взаимосвязи. Индивидуальность формируется в течение всей жизни.

Личность – базовое понятие психологии. Однако в современной науке до сих пор нет всеми принятого определения его, ведь явление это очень сложное и многогранное. В зарубежной и отечественной психологии сложилось несколько основополагающих теорий личности, каждая из которых дает свою трактовку ее структуры и развития.

Психодинамическая теория личности

Основатель теории психоанализа З.Фрейд в начале XX века сформулировал свою модель личности. По мнению Фрейда, в основе личностного развития и существования лежат инстинкты жизни и смерти. Самыми главными из которых он считал сексуальные, которые в течение всей жизни на самых ранних стадиях развития и до глубокой старости управляют поведением человека. В структуре личности психоаналитик выделил три основные составляющие, находящиеся в постоянном конфликте и тем самым дающие стимулы к развитию: Ид, Эго и Супер-Эго. Ид в личности постоянно стремится к удовлетворению желаний и влечений, к постоянной ежеминутной разрядке, Эго – прежде чем удовлетворить, соотносит эти желания с представлениями о нормах общественной морали и нравственности, которые представлены Супер-Эго. Внутриличностный конфликт, вызванный борьбой этих трех структур, может привести к расстройствам психики, неврозам и соматическим заболеваниям.

Психодинамическая теория личности позднее была пересмотрена учеником и последователем Фрейда К.Г. Юнгом. Он создал свою аналитическую теорию, в основу которой легли иные представления о структуре личности. Ученый-аналитик полагал, что развитию личности способствует не сексуальный инстинкт, а творческая жизненная энергия. Теория личности Юнга выделяет три составляющих этой энергии: эго – осознанную часть субъективного мира, личное бессознательное – переживания и образовавшиеся комплексы, вытесненные из сознания, коллективное бессознательное – глубинный пласт субъективного, который соткан из архетипов – смутных образов, моделей поведения, собранных из опыта всего человечества.

Поведенческая теория личности

В основе этой теории лежит представление психологов-бихевиористов о том, что личность складывается из опыта, приобретенного человеком в течение жизни, под влиянием окружающей его среды. Основными структурными элементами личности являются рефлексы и навыки, полученные в результате социального научения. Причем, одни психологи полагали, что личность развивается благодаря внешним средовым обстоятельствам, а другие считали стимулами к ее развитию жизненные цели и ожидания, которые человек стремится получить от их реализации.

Когнитивная теория личности

Эту теорию обосновал американский психолог Дж.Келли, который полагал, что в основе развития личности лежат процессы осмысления человеком своей жизни в совокупности прошлого, настоящего и будущего с помощью сконструированных им моделей мира, своеобразных конструктов. Личность, таким образом, складывается из системы таких конструктов, взглядов и истолкований человеком окружающего мира. Люди с похожими конструктами притягиваются друг к другу. Так возникают любовь, дружба, групповое взаимодействие и взаимопонимание.

Любая теория личности, существующая в психологии, пытается представить свое видение сложного и многопланового понятия «личность».

Теории развития личности – самый интригующий раздел психологической науки. Насколько бы выдающимся ни был психолог – автор теории – ни одну из существующих концепций нельзя назвать единственно верной. При этом каждая из них описывает реальность развития личности под особым углом. «В каждой шутке есть доля шутки» — говорит мудрый народ. Да и как можно считать иначе, когда на дворе господствует третья научная картина мира, основанная на эйнштейновской теории относительности. Каждая из теорий личности обладает своей правдой. Но какая из них станет тем зеркалом, которое даст самое четкое отражение развития вашей личности?

Важно знать! Снижение зрения приводит к слепоте! Для коррекции и восстановления зрения без операции наши читатели используют  ИЗРАИЛЬСКИЙ OPTIVISION — лучшее средство для ваших глаз всего за 99 руб!
Тщательно ознакомившись с ним, мы решили предложить его и вашему вниманию… Читать подробнее..

Теории развития в психологии личности

Рассмотрим несколько концепций развития, которые получили наибольшее распространение в мире психологии. Мы намеренно опустили рассмотрение теории развития личности по Фрейду. Положения его теории для одних – гениальны, а для других – предлог для бесконечных споров. Прислушиваясь к Фрейду, есть два искушения. Первое – воспринять его провоцирующую теорию в штыки и навсегда стать критиком фрейдизма. Второе – счесть личность образованием, основанным исключительно на сексуальности. Но эта сфера, хотя и является неотъемлемой частью человеческой жизни, все же является особым измерением. Им не исчерпывается понятие личности. Наша эпоха предполагает наибольшее раскрепощение в сфере сексуальности. Поэтому, слушая «дедушку Фрейда», бывает сложно разграничить, где заканчивается животное начало и начинается истинно человеческое. А это разум, воля, развитие потенциала, стремление преодолевать препятствия, альтруизм, вера.

Теории развития личности по Милтону Эриксону

Милтон Эриксон считается одним из самых выдающихся и талантливых представителей психотерапевтов 20 века. Во всем мире он известен своей практикой медицинского гипноза. Им же была создана теория деления жизненного цикла человека на восемь основных этапов. Некоторые исследователи считают, что эриксоновкая градация является одним из крупнейших вкладов в психоанализ за всю историю этой ветви психологии.

Чем теория Милтона Эриксона отличалась от представлений Фрейда? Эриксон полагал: несмотря на то, что формирование характера закладывается в детстве, он не является неизменным. В течение жизни человеческий характер может претерпевать значительные метаморфозы, был убежден Эриксон. Его концепция о «кризисе идентификации», присущем юности, известна далеко за пределами профессиональных психологических кругов. На сегодняшний день, особенно в Соединенных Штатах, многие базовые теории воспитания и развития имеют в своей основе именно воззрения Милтона Эриксона.

Стадии развития личности:

1. Первая длится от рождения до года. Для ребенка решается вопрос, определяющий его дальнейшее развитие: может ли он доверять миру? Исходом этого этапа является сформировавшееся доверие либо недоверие к миру;

2. От года до двух. Ребенок определяет уровень своей самостоятельности. Благоприятное завершение – появление воли;

3. От 4 до 5 лет ребенок занимается изучением границ собственных возможностей. Здесь главным итогом предстает сформировавшееся умение ставить перед собой цель и достигать ее;

4. От 6 до 11 лет. Ребенок исследует свои умения. Основными пунктами являются познание мира и комплекс неполноценности. Фрейд зовет эту фразу «латентной», так как в ней еще любовь сына к матери и ревность к отцу (наоборот происходит у девочек) находятся в скрытом состоянии. Интерес ребенка направлен на то, как устроен мир. Хорошим метафорическим персонажем для данного этапа является образ Робинзона Крузо. Маленький человек все больше интересуется различными видами труда – дети любят готовить, строить шалаши, делать поделки из самых разнообразных материалов.

5. Следующая стадия длится от 12 до 18 лет, и Милтон Эриксон зовет ее отрочеством, или юностью. На этом этапе актуальны вопросы: кем я являюсь? В чем состоят мои убеждения и взгляды на мир? Происходит тот самый «кризис самоидентификации». Положительным исходом этапа является понимание себя, своей идентичности.

6. Шестая стадия – ранняя зрелость. Длится от 20 до 25 лет. Юный взрослый отвечает на вопрос «Могу ли я полностью доверять другому?» Положительный итог– построение близких отношений.

7. 26-64 года – возраст средней зрелости. В это время человек посвящает свою жизнь заботе о других. Конфликты предыдущих этапов большей частью разрешены, и теперь он может вступить на стадию генеративности – реализации своего потенциала.

8. 64 года и до конца жизни – этап поздней зрелости. Всецело он зависит от того, как была прожита жизнь. Происходит либо процесс под названием «Эго-интеграция» (удовлетворенность прожитой жизнью), либо человек впадает в отчаяние.

Теории развития в психологии личности

Критические моменты в становлении личности по Эриксону

Переход от одного этапа к другому сопровождается личностным кризисом. Ведь перед человеком открываются новые пути развития. На то, каким будет исход кризиса, влияет выбор самого человека.

Одним из важнейших этапов в теории Эриксона является отрочество, на которое выпадает подростковый возраст. Помимо отличий взглядов Фрейда на данный возраст (возникновение психосексуального конфликта), ученый указывает и на другие проблемы, свойственные данному возрасту. У подростков зарождаются собственные взгляды на мир. Они идеализируют то, какими должны быть семья или религия. Эти идеалы – весьма далеки от несовершенных, но реально существующих семей, религий, общественных институтов. Подросток уверен, что воплотить идеал – не сложнее, чем мечтать о нем.

Главным конфликтом ранней зрелости Эриксон считает возможность построения близких взаимоотношений. Но ученый понимает под ними не только и не столько физическую близость, хотя в браке эти факторы связаны. Под близостью ученый понимает следующее: человек должен научиться откровенности без боязни потерять самого себя.

На этапе средней зрелости индивидуум колеблется между самопоглощенностью и интересом к другим людям, судьбам поколений. У большинства взрослых дети уже становятся к этому моменту подростками (по крайней мере, так считал в свое время Эриксон). Люди могут с полной самоотдачей посвятить себя избранному делу.

На последнем этапе большую роль играют факторы развития личности предыдущий стадий. Если человек ощущает удовлетворение от прожитой жизни, оглядываясь на прожитые годы, он будет ощущать цельность и спокойствие. Если же пройденный путь будет казаться чередой ошибок и потерянных возможностей, он будет трагически сознавать, что упущенную жизнь не вернешь.

Теории развития в психологии личности

Теория Альфреда Адлера

Адлер – известный австрийский психолог. Он стоит на одной ступени с такими основоположниками психоанализа, как Юнг и Фрейд. Адлер стал автором направления в знании о человеке, которое получило название «индивидуальная психология». В теории личности, которую предлагает Адлер, полностью отрицается влияние сексуальных бессознательных влечений.

Ученый был уверен, что судьбу определяют не эти безликие силы, а ощущение общности с человечеством. Главной целью Адлер определяет возможность сохранения собственной индивидуальности, ее осознания, развития.

По Адлеру, люди стремятся компенсировать полученное в детстве чувство неполноценности. Избранный стиль жизни представляет собой набор псевдоцелей, достижение которых должно бы привести человека к внутренней гармонии. Чтобы компенсировать полученное в детстве чувство неполноценности, во взрослом возрасте ставятся цели, пропорциональные психологической травме. Если такая детская травма была слишком сильной, то и цели ставятся нереалистические. Они приводят к дисгармонии и неврозу. Именно Альфредом Адлером было введено понятие «комплекс неполноценности». И, по мнению ученого, этому комплексу подвержены все дети. Ведь будучи ребенком, человек впервые обнаруживает себя не единственным во всем мире. Он наблюдает других человеческих существ, которые удовлетворяют свои потребности более полно.

Так ка Адлер враждовал с Фрейдом в открытую, то и некоторые из концепций его теории находятся в антагонизме по отношению к фрейдовским. Эти две теории развития личности в психологии нельзя при этом назвать полностью противоположными. Сексуальные стремления Адлер считал проявлением жажды власти. Важную роль ученый приписывал тому, каким ребенком по счету человек рождался в семье.

Теории развития в психологии личности

Порядок рождения в семье: стили жизни по Адлеру

Адлер первым заметил, что в одной и той же семье дети могут иметь совершенно разные характеры. Первенец – это ребенок, которому можно только завидовать. Ведь родители обычно отдают первому чаду всю любовь. Но это происходит до поры-до времени – пока в семье не появляется еще один ребенок.

Когда рождается второй, первенец становится «монархом которого несправедливо свергли с трона». Он начинает бороться за утраченную любовь родителей. Но все его усилия обречены на провал. И со временем он понимает бесполезность своих попыток. Родители всегда для него слишком заняты и равнодушны. Помимо этого, теперь они наделены гораздо большей властью, чем было когда-то: ведь они могут апеллировать к неуместной инфантильности старшего ребенка. Их ответ на требование любви первенца – наказание.

Как результат, у тех, кто родился в семье первым, развивается особый стиль жизни. Они приучают себя к изоляции, не нуждаясь ни в привязанностях, ни в чьем-либо одобрении. Кроме этого, отмечает Адлер, старший всегда склонен к лидерству.

А как обстоит ситуация со вторым ребенком? Для него всегда образчиком остается старший брат или сестра. Сложившаяся ситуация подталкивает его к тому, чтобы соперничать с ним или с ней, стремясь побить его рекорды. Если в семье есть еще дети, то второй ребенок также борется с ними за родительскую любовь. И это лишь увеличивает его амбиции. Стиль жизни выросшего из второго ребенка взрослого – это сплошное желание доказать свое превосходство. Бессознательно он стремится показать: я лучше старшего брата или сестры.

Особое положение занимает последний ребенок. Он – это тот, кто никогда не испытает ощущения «свержения с трона». Но если семья бедна, то ему будет постоянно приходиться использовать вещи и игрушки старших. У младшего ребенка также разовьется чувство неполноценности. Но он обладает одним преимуществом: его мотивация превзойти старших – самая высокая.

Уникальным считает Адлер положение единственного ребенка в семье. Поскольку конкурировать ему не с кем, то особенно сильным у таких детей становится соперничество с отцом. Стиль жизни ставшего взрослым единственного ребенка – это эгоцентризм, смешанный с зависимостью.

Теории развития в психологии личности

Деятельностный подход: А. Н. Леонтьев

На Западе многие теории развития личности оформились уже к началу ХХ в. Иначе обстояла ситуация с отечественной психологией. Долгое время – вплоть до начала 60-х годов – на территории Советского Союза эта проблематика даже не обсуждалась. Одной из оригинальных отечественных теорий становления личности по праву считают выкладки, сделанные выдающимся психологом А.Н. Леонтьевым. Комплекс его концепций не рассматривается современными учеными как претендующий на звание самостоятельной теории развития личности в психологии. Но Леонтьев сумел построить стройную концептуальную базу, которая в дальнейшем стала основой для работ его последователей.

Он считал, что личность – это связь определенных видов деятельности. Его первый тезис – человек развивается в процессе биографии. Ученый считает, что личность – это не биологическое, не социальное или определяемое иными факторами психическое образование, отличающее человека от животного. Личность – это конкретные поступки, которыми заполняются строки биографии.

Следующее положение Леонтьева касается развития личности. Он утверждал, что оно происходит вне зависимости от физиологического и психического роста.

В-третьих, отечественный исследователь строго разделал понятие индивида и личности. Индивид – это биологическое существо. Личность – это единство не биологической природы, которое развивается постоянно. Факторы развития личности по Леонтьеву – деятельность человека, а также его способность соединить между собой внутренние и внешние условия.

В последние годы жизни А. Н. Леонтьева особенно занимали идеи взаимосвязи экзистенциальной психологии, места личности в многочисленных межчеловеческих связях. Одним из самых лаконичных тезисов западного экзистенциализма является формулировка Ж. П. Сартра: «Существование предшествует сущности». Аналогом экзистенциальной теории развития личности в отечественной психологии является подход Леонтьева. Он гласит, что все психические и личностные структуры существуют для того, чтобы реализовываться в отношениях с миром – личность проявляет себя через деятельность.

Теории развития в психологии личности

Вывод:

Есть еще немало взглядов на процессы человеческого становления. Другие теории развития личности – это бихевиоризм, экзистенциальное направление, гуманистические теории, уже упоминавшийся психоанализ. Каждая из этих концепций занимает особое место в психологическом знании. Размышляя о собственном развитии, мы не требуем от психологических теорий точности и математической строгости. Ведь жизнь подобна руслу реки, а личность нельзя описать с помощью единственной формулы, как нельзя дать точное определение каждой волне в этой реке.

Так же вам может быть интересно:

Оставить комментарий