Синдром эмоционального выгорания психология

Вся самая актуальная информация в статье на тему: "Синдром эмоционального выгорания психология". Мы собрали полное описание всех ваших проблем.

Синдром эмоционального выгорания психология

Синдром эмоционального выгорания – что это такое и как с ним бороться?

В последнее время о синдроме эмоционального выгорания говорят все, кому не лень. Его называют «бичом» нашего времени, и, наверное, не зря. Ведь жизнь современного человека проходит в постоянном напряжении и стрессах, не всегда оставляя время на полноценный отдых и расслабление. На работе – постоянная конкуренция, гонки «на выживание» и за место под солнцем. Дома – приевшаяся «бытовуха». В этом сумасшедшем ритме людям непросто сохранять чувствительность и свои человеческие качества. Да, что там говорить, порой это даже опасно! И в какой-то момент наступает точка невозврата.

Да, синдром эмоционального выгорания не «выстреливает» сразу. Скорее, он действует по принципу бомбы замедленного действия – постепенно, но неустанно. И в результате нередко провоцирует проблемы в коммуникации с окружающими людьми и к серьезным психологическим нарушениям. Человек становится холодным и равнодушным по отношению к другим людям и к своим рабочим обязанностям. Все вокруг начинают раздражать или вызывать тоску.

Почему так происходит? Что же такое «синдром эмоционального выгорания» и что с ним делать?

Оглавление [Показать]

Что такое синдром эмоционального выгорания?

Синдром эмоционального выгорания психология

Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) — вид профессиональной деформации лиц, которые в ходе своей деятельности тесно общаются с людьми.

Другими словами, СЭВ — это реакция организма, возникающая в ответ на длительное воздействие рабочих стрессов.

Согласно данным Европейской конференции ВОЗ (2005 г.), профессиональный стресс — важная проблема приблизительно одной трети рабочих стран Евросоюза. И лечение ее и связанных с ней проблем с психическим здоровьем обходится этим странам приблизительно в 3-4% валового национального дохода. Впечатляет, правда?

Разберем более подробно понятие СЭВ. По определению, СЭВ — это постепенная потеря эмоциональной, физической и интеллектуальной энергии, вследствие чего наблюдается эмоциональное, умственное и физическое утомление, истощение, снижение уровня удовлетворенности выполнением своей работы и личной отстраненности.

По сути, СЭВ – это защитный механизм психики, выработанный человеком в ответ на травмирующие воздействия профессиональных стрессов. Этот механизм проявляется в форме частичного или полного исключения эмоций в ответ на раздражители. То есть, человек просто перестает на них реагировать.

Конечно же, такая защита имеет и положительный посыл – позволяет порционно и экономно тратить энергию, не расходуя ее впустую или на то, что человек не в силах изменить. Но не стоит забывать, что также «выгорание» негативно сказывается на выполнении трудовой деятельности и отношениях с партнерами и клиентами.

Немного истории

В начале 70-х годов 20 века ученые заметили один интересный факт. Оказывается, многие трудящиеся после нескольких лет работы начинают испытывать близкое к стрессовому состояние и обращаются за помощью психолога. При этом в число жалоб входят постоянное утомление, иногда бессонница, головные боли, общее ухудшение здоровья. Труд перестает быть в радость, а, наоборот, раздражает и вызывает агрессию. Приходит чувство собственной некомпетентности и беспомощности, снижается внимание, выносливость, а также конкретные профессиональные достижения. Однако методы психотерапии в этих случаях не принесли нужного эффекта.

Первые научные работы по этой проблеме появились в США. В 1974 г. американский психиатр Фрейденберг назвал это явление «burnout» («выгорание»). На русский язык его переводят как «эмоциональное выгорание» или «профессиональное выгорание».

В 1976 г. социальный психолог К. Маслач определила «выгорание» так: синдром физического и эмоционального истощения, включая потерю сочувствия и понимания по отношению к клиентам или пациентам, развитие негативной самооценки и отрицательного отношения к работе.

Изначально под СЭВ считалось состояние изнеможения, сопровождающееся ощущением своей бесполезности. Позже количество симптомов данного синдрома существенно выросло. Ученые стали все больше связывать СЭВ с психосоматическим самочувствием, и относить его к состояниям, предшествующим болезни. На данный момент СЭВ относят к рубрике Z73 – «Стресс, связанный с трудностями поддержания нормального образа жизни» Международного классификатора болезней (МКБ-10).

В отличие от другого весьма распространенного тяжелого психического состояния – депрессии — СЭВ не сопровождается подавленностью и чувством вины. Напротив, СЭВ часто свойственны агрессия, возбуждение, раздражительность.

В группе риска

В ходе исследований оказалось, что СЭВ приносит серьезные убытки обществу – и экономические, и психологические. Например, бывали случаи, когда опытные летчики ни с того ни с сего начинали испытывать страх и неуверенность перед полетами. Такие эмоциональные «качели» могут спровоцировать не только личную драму человека, но и большую катастрофу. Но чаще всего подвержены выгоранию люди таких профессий, которые отдают тепло и энергию своей души другим людям.

Наиболее часто СЭВ встречается среди учителей, врачей, социальных работников, психологов, спасателей, работников правоохранительных органов (в разных сферах синдрому подвержены от трети до 90% трудящихся). В той или иной степени выраженности от СЭВ страдают почти 80% психиатров, наркологов, психотерапевтов. В 7,8% случаев такие специалисты приобретают резко выраженный синдром, ведущий к различным психовегетативным и психосоматическим нарушениям. По другим источникам, среди психотерапевтов и психологов-консультантов признаки СЭВ разной степени выраженности наблюдаются в 73% случаев, причем в 5% доходит до явно выраженной фазы истощения.

Среди социальных работников признаки СЭВ в той или иной степени проявляются в 85% случаев. Почти 63% медсестер психиатрических отделений обнаруживают у себя СЭВ.

По исследованиям английских ученых, среди врачей в 41% случаев наблюдается высокий уровень тревоги. Треть врачей для снятия эмоционального напряжения использует медикаментозные средства, кроме того, количество употребляемого спиртного превышает средний уровень. В отечественном исследовании выяснилось, что у 26% терапевтов наблюдается высокий уровень тревожности. Признаки СЭВ проявляются у 61,8% стоматологов.

СЭВ наблюдается у 1/3 сотрудников правоохранительных органов.

В большинстве случаев СЭВ рассматривают как последствие стрессов на работе, в результате чего возникает дезадаптация к рабочему месту или трудовым обязанностям. Один из важнейших факторов появления СЭВ – длительные большие нагрузки в ситуациях напряженных межчеловеческих отношений. Именно поэтому представители коммуникативных профессий – учителя, врачи, психологи, менеджеры, работники сферы услуг – нередко страдают от проявлений выгорания.

Симптомы – как распознать СЭВ?

Синдром эмоционального выгорания психология

Как же распознать эмоциональное выгорание? В наше время выделяют более 100 симптомов, связанных с СЭВ. Немаловажно заметить, что иногда СЭВ можно перепутать с синдромом хронической усталости (хотя нередко они идут «в паре»). В частности, при синдроме хронической усталости люди жалуются на: нарастающую усталость, снижение работоспособности; мышечную слабость; плохую переносимость нагрузок, ранее привычных; боль в мышцах; головные боли; расстройства сна; склонность к забывчивости; раздражительность; снижение концентрации внимания и мыслительной активности.

У СЭВ же существуют три ключевых признака, отличающих его от других заболеваний с похожими симптомами. К ним относятся:

1. Развитию выгорания предшествует фаза повышенной активности, полной поглощенности работой, отказа от других потребностей и отсутствия беспокойства об удовлетворении собственных нужд. Следом за этой фазой наступает первый признак СЭВ — эмоциональное истощение. По сути, это чувство перенапряжения, исчерпания ресурсов – как физических, так и эмоциональных, ощущение усталости, не исчезающее после ночного сна. Даже после отпуска все эти явления возобновляются после возвращения в прежнюю трудовую ситуацию. Появляется безразличие, изнеможение, меняется отношение к работе – человек уже не в силах отдаваться работе, как раньше.

2. Второй признак СЭВ – дегуманизация, личностная отстраненность. Профессионалы могут расценивать такое изменение уровня сострадания к пациенту или клиенту как пробу справиться с нарастающим эмоциональным стрессом на работе. Но такое отстранение вскоре может развиться в негативное, порой агрессивное отношение к своим коллегам, клиентам, пациентам. В крайних случаях человека перестает волновать все в его профессиональной деятельности, ничто не вызывает эмоций — ни позитивные, ни негативные обстоятельства. Клиент или пациент начинает восприниматься как неживой предмет, одно присутствие которого зачастую неприятно.

3. Третий признак СЭВ — негативное восприятие себя в профессиональном плане, падение самооценки, ощущение потери собственной эффективности. Человек начинает чувствовать, что ему не хватает профессионального мастерства, не видит перспектив в своей рабочей деятельности, и, как следствие, перестает получать удовлетворение от работы.

СЭВ — это комбинация физического, интеллектуального и эмоционального утомления. В наше время нет единой концепции структуры СЭВ, но все же можно утверждать, что он являет собой деформацию личности вследствие эмоционально трудных и напряженных коммуникаций в системе «человек-человек». Последствия такого выгорания могут проявиться как в психосоматических заболеваниях, так и в психологических изменениях личности. И то, и то непосредственно влияет на здоровье человека.

Все основные симптомы СЭВ можно разделить на 5 ключевых групп:

1. Физические, или соматические, симптомы:

  • усталость, утомление, истощение;
  • колебание веса;
  • неполноценный сон, бессонница;
  • общее плохое самочувствие;
  • одышка, затрудненное дыхание;
  • головокружения, тошнота, излишняя потливость, дрожь;
  • гипертония;
  • воспалительные и язвенные заболевания кожи;
  • заболевания сердечно-сосудистой системы;

2. Эмоциональные симптомы:

  • пессимизм, черствость, цинизм как в рабочих ситуациях, так и в частной жизни;
  • недостаток эмоций;
  • усталость, безразличие;
  • чувство безнадежности ситуации, личной беспомощности;
  • раздражительность, агрессивность;
  • тревожность, усиление необоснованного беспокойства, невозможность сосредоточиться;
  • депрессия, чувство вины;
  • душевные страдания, истерики;
  • утрата надежд, идеалов, перспектив в профессии;
  • деперсонализация — люди кажутся безликими, словно манекены;
  • чувство одиночества, отстраненности;

3. Поведенческие симптомы:

  • работа больше 45-50 часов в неделю;
  • безразличие к еде;
  • недостаточные физические нагрузки;
  • «оправданное» злоупотребление табаком и алкоголем, а также лекарствами;
  • усталость и необходимость отдохнуть в процессе труда;
  • несчастные случаи – травмы, аварии и т.п.;

4. Интеллектуальное состояние:

  • падение уровня интереса к новым идеям и теориям в работе;
  • апатия, тоска, скука;
  • пропадание интереса и вкуса к жизни;
  • предпочтение стандартов, шаблонов и рутины — творческим подходам;
  • безразличие, цинизм к новшествам;
  • отказ от участия или недостаточное участие в развивающих тренингах, образовательных мероприятиях;
  • выполнение работы сводится к сугубо формальному;

5. Социальные симптомы:

  • пропадание интереса к развлечениям и досугу;
  • пониженная социальная активность;
  • ограничение контактов и отношений исключительно работой;
  • чувство изоляции, недопонимания других и другими;
  • ощущение недостаточности поддержки со стороны окружения — семьи, коллег, друзей.

То есть, СЭВ – это целый комплекс нарушений в физической, психической и социальной сферах жизнедеятельности человека.

Факторы СЭВ

Все ли представители «опасных» для СЭВ профессий одинаково подвергаются выгоранию? Ученые выделяют три главных фактора, играющие важную роль в СЭВ — ролевой, личностный и организационный.

Личностный фактор. По данным исследований, на эмоциональное выгорание не влияют такие факторы, как семейное положение, возраст, стаж данной работы. Однако замечено, что у женщин выгорание развивается глубже и чаще, нежели у мужчин. Также более подвержены выгоранию так называемые «сверхконтролируемые личности» — люди, испытывающие недостаток автономности.

Среди основных факторов личности, влияющих на развитие СЭВ, психологи называют следующие:

  • гуманность, склонность к сочувствию, мягкость,
  • склонность к увлеченности в работе, к ее идеализации, ориентированность на людей;
  • интравертированность, неустойчивость,
  • «пламенность», фанатичность в идеях,
  • авторитаризм как стиль руководства,
  • склонность к холодности в проявлении эмоций,
  • высокий самоконтроль, в частности при постоянном подавлении отрицательных эмоций;
  • склонность к тревожности и депрессии, из-за недостижимости «внутреннего стандарта» и «закапывания» в себе отрицательных переживаний;
  • склонность к острому переживанию неприятных обстоятельств в работе.

Ролевой фактор. Также ученые установили связь между СЭВ и уровнем ролевой определенности и конфликтности. Так, в случаях, когда в профессиональной деятельности ответственность четко распределена, СЭВ возникает нечасто. В ситуациях же с нечеткой или неравномерно разделенной ответственностью за свои действия на работе склонность к выгоранию возрастает, даже если трудовая нагрузка сравнительно невелика. Также очень способствуют развитию СЭВ такие профессиональные ситуации, при которых не согласованы совместные усилия, отсутствует слаженность действий, имеется конкуренция между сотрудниками, и в то же время хороший результат зависит от слаженных действий.

Организационный фактор. Развитие выгорания прямо связано с наличием напряженной эмоциональной деятельности на работе: интенсивное эмоциональное общение, восприятие, обработка получаемых данных и принятие решений. Также организационными факторами СЭВ выступают:

  • неблагополучная психологическая атмосфера;
  • нечеткое планирование и организация труда;
  • излишние бюрократические моменты;
  • конфликты с руководством и подчиненными;
  • напряженные взаимоотношения с коллегами;
  • многочасовой труд, который невозможно измерить;
  • высокая трудовая нагрузка;
  • недостаточное вознаграждение за труд;
  • невозможность участия в принятии решений;
  • постоянный риск штрафов;
  • монотонная, однообразная, бесперспективная работа;
  • необходимость проявлять внешне «нереальные» эмоции;
  • отсутствие полноценного отдыха: выходных, отпусков, а также интересов помимо работы;
  • работа с психологически непростым контингентом – с «трудными» подростками, тяжелыми больными, конфликтными клиентами и т.п.

Причины СЭВ

Главная причина СЭВ — психологическое, душевное переутомление. Оно возникает в случае, когда требования в течение продолжительного времени преобладают над ресурсами человека. В результате, нарушается состояние равновесия, и оно неизбежно приводит к выгоранию.

По мнению психологов, к основным причинам появления СЭВ можно отнести такие:

1. Превышение «лимитов». Нервная система человека имеет определенный «лимит общения» — за день человек в состоянии уделить полноценное внимание только ограниченному количеству людей. Если же их число превышает «лимит», неизбежно наступит истощение, а потом и выгорание. Такой же лимит есть и у восприятия, внимания, решения задач. Этот предел индивидуален, он очень подвижен, зависит от состояния нервной системы человека.

2. Отсутствие обоюдного коммуникативного процесса. Все мы привыкли к тому, что коммуникативный процесс с людьми двусторонний, и за позитивным посылом последует отклик: уважение, благодарность, усиление внимания. Но на такую отдачу способны далеко не все клиенты, пациенты, ученики. Нередко в виде «вознаграждения» за усилия человек получает лишь невнимание, равнодушное молчание, порой даже и неблагодарность, враждебность. И в тот момент, когда число таких неудач превышает допустимую для человека границу, начинает развиваться кризис самооценки и трудовой мотивации.

3. Отсутствие полноценного результата. Зачастую в работе с людьми очень сложно, практически невозможно правильно оценить, «пощупать» результат. Независимо от того, старается человек или нет, результат может быть одним и тем же, и очень трудно доказать, что какие-то определенные старания ведут к повышению результативности, а безразличие – к ее снижению. Особенно такая причина распространена среди работников системы образования.

4. Индивидуальные особенности человека. Кому-то проще целыми днями выполнять рутинную работу, но в случае необходимости мобилизации сил и аврального режима труда на таких людей сложно рассчитывать. Другие люди способны изначально трудиться увлеченно и активно, но быстро «выдыхаются». Есть хорошие исполнители, которым необходимы прямые указания руководителя, и творческие работники, предпочитающие в своей деятельности свободу выбора. Понятно, что в случаях, когда поставленные перед сотрудником задачи не соответствуют складу его личности, СЭВ может развиться быстрее и глубже.

5. Неправильная организация труда, нерациональное управление.

6. Профессиональная деятельность, связанная с ответственностью за здоровье, судьбу, жизнь людей.

Лечение и профилактика СЭВ

Синдром эмоционального выгорания психология

Профилактика и лечение СЭВ во многом похожи: то, что защищает от развития выгорания, может использоваться и для его лечения.

Все лечебные, профилактические и реабилитационные мероприятия должны направляться на:

  • снятие рабочего напряжения,
  • рост профессиональной мотивации,
  • возвращение равновесия между потраченными усилиями и получаемым вознаграждением.

Немаловажная роль в борьбе с выгоранием отводится, в первую очередь, самому пациенту. Рекомендации специалистов таковы:

  1. Находите время для полноценного отдыха. Такие «тайм-ауты» необходимы для вашего физического и психического благополучия. Тут как никогда подходит поговорка «Работа не волк – в лес не убежит»;
  2. Пересмотрите свои жизненные ориентиры: определитесь с краткосрочными и долгосрочными целями, не стремитесь к недосягаемому идеалу, примите тот факт, что идеальных людей не существует;
  3. Овладейте навыками саморегуляции — релаксация и расслабление, дыхательные упражнения помогут снизить уровень стресса, ведущего к выгоранию;
  4. Займитесь собой. Любимый вид спорта, правильное питание с достаточным количеством витаминов и микроэлементов, отказ от злоупотребления спиртными напитками, табаком, нормализация веса помогут правильной работе всего организма, в том числе и нервной системы;
  5. Поверьте в свою значимость и перестаньте себя критиковать. Да, вы не идеальны, но, в конце концов, не святые горшки лепят;
  6. По возможности уходите от ненужной конкуренции. Излишнее стремление к выигрышу вызывает тревогу и агрессивность, и могут привести к СЭВ;
  7. Не забывайте о профессиональном развитии и совершенствовании – это могут быть различные курсы повышения квалификации, круглые столы, конференции и т.п., которые помогут поднять вашу самооценку как профессионала, и избежать выгорания;
  8. Разрешите себе приятное эмоциональное общение с близкими по духу людьми – такое общение значительно снижает вероятность выгорания;
  9. Старайтесь обдуманно рассчитывать и распределять свои трудовые нагрузки. Если вас ждет очень напряженная работа, стоит подготовиться к этому заранее. Навалившаяся куча дел может спровоцировать депрессию и отвращение к работе. Перед важными периодами в жизни возьмите за привычку обязательно отдыхать, хорошо высыпаться;
  10. Учитесь переключаться с одного вида активности на другой;
  11. Старайтесь проще относиться к конфликтам на работе. Скорее всего, человек, «выливший» на вас свое недовольство, лично против вас ничего не имеет, просто у него есть свои нерешенные проблемы. Помните, ведь все мы не святые;
  12. Не старайтесь всегда и во всем быть лучшим и первым. Излишний перфекционизм способствует выгоранию.

Синдром эмоционального выгорания психология

И помните, что синдром эмоционального выгорания — это не приговор, и, конечно же, не повод отказаться от недавно еще любимой профессии. Просто побалуйте себя отдыхом, обдумайте происходящее, успокойтесь и попробуйте на время сменить род занятия. Вот увидите, как только вы измените фокус внимания, СЭВ отступит!

«Любите себя, получайте удовольствие от работы и будьте всегда счастливы!»
Анна Кутявина для сайта f-journal.ru

Текущая версия страницы пока

не проверялась

опытными участниками и может значительно отличаться от

версии

, проверенной 23 августа 2018; проверки требует

1 правка

.

Текущая версия страницы пока

не проверялась

опытными участниками и может значительно отличаться от

версии

, проверенной 23 августа 2018; проверки требует

1 правка

.

Синдром эмоционального выгорания (англ. burnout) — понятие, введённое в психологию американским психиатром Гербертом Фрейденбергером в 1974 году, проявляющееся нарастающим эмоциональным истощением. Может влечь за собой личностные изменения в сфере общения с людьми (вплоть до развития глубоких когнитивных искажений).

Ему особенно подвержены люди, чья трудовая деятельность связана с регулярным общением с другими людьми, эмоциональными сопереживаниями, большой ответственностью.

Классификация по МКБ-10

  • Класс: Факторы, влияющие на состояние здоровья населения и обращения в учреждения здравоохранения
  • Блок: Обращение в учреждения здравоохранения в связи с другими обстоятельствами
  • Код: Z73.0
  • Название: Переутомление

Клиника

Проявляется нарастающим безразличием к своим обязанностям и происходящему на работе, дегуманизацией в форме негативизма по отношению как к клиентам (пациентам), так и к коллегам (сотрудникам), ощущением собственной профессиональной несостоятельности, неудовлетворенности работой, в явлениях деперсонализации, а в конечном итоге в резком ухудшении качества жизни. В дальнейшем могут развиваться невротические расстройства и психосоматические заболевания. Одним из ярких симптомов выраженного синдрома профессионального выгорания являются частые и длительно текущие разнообразные заболевания, обусловленные психосоматикой.

Факторы развития

Развитию этого состояния способствует необходимость работы в однообразном или напряженном ритме, с эмоциональной нагрузкой при взаимодействии с трудным контингентом. Способствует этому и отсутствие должного вознаграждения (не только материального, но и психологического) за выполненную работу, что заставляет человека думать, что его работа не имеет ценности.

Фрейденбергер указывал, что такое состояние развивается у людей, склонных к сочувствию, идеалистическому отношению к работе, вместе с тем неустойчивых, склонных к мечтаниям, одержимых навязчивыми идеями. При этом синдром эмоционального выгорания может представлять собой механизм психологической защиты в форме частичного, либо полного исключения эмоций в ответ на травмирующие воздействия.

Отдельного изучения требует фактор влияния злоупотребления алкоголем на динамику развития синдрома эмоционального выгорания.

Встречается нередко и у лиц, работа которых связана с тесным контактом с людьми — у врачей, психологов, педагогов, работников социальных служб, операторов, работающих в сфере «человек-машина», менеджеров, руководителей и т. д.

Диагностика

Изучение указанного состояния проводилось американскими психологами Кристиной Маслач (англ.) и Сьюзан Джексон, которые характеризовали его как эмоциональное опустошение. Изучение синдрома проводится по предложенной Маслач методике: Maslach Burnout Inventory (MBI).

Помимо MBI в российской психотерапевтической практике используется опросник Виктора Васильевича Бойко. Для тестирования и самотестирования специалистов разных профессий используется опросник по профессиональному выгоранию Е. П. Ильина.

В культуре

Симптомы эмоционального выгорания («приступы равнодушия к работе и жизни») были описаны в романе Туманность Андромеды (1957) у персонажа Дар Ветер, которого лечили музыкой и трудотерапией.

Примечания

Литература

  1. Enzmann, D., Berief, P., Engelkamp, C. et al. Burnout and coping will burnout. Development and evaluation of a burnout workshop. Berlin: Technische Univercitat Berlin, Institut fur Psychologie., 1992.
  2. Herbert J. Freudenberger. Staff burn-out (англ.) // Journal of Social Issues. — 1974. — Vol. 30, no. 1. — P. 159—165. — ISSN 0022-4537.
  3. Maslach, C. Burnout: A social psychological analysis. In The Burnout syndrome ed.J.W.Jones, pp. 30−53, Park Ridge, IL: London House, 1982.
  4. Schaufell, W.B., Enzmann, D. And Girault, N. Measurement of burnout: A review. In Professional Burnout: Recent Development in Theory and Reserch ed. W.B.Schaufell, C.Maslach and T.Marek, pp. 199−215, Washington, DC: Taylor&Francis

См. также

  • Многофакторная теория выгорания

Ссылки

  • Синдром эмоционального выгорания
  • П.Сидоров. Синдром эмоционального выгорания — конспект врача
  • Г. А. Макарова. Синдром эмоционального выгорания
  • Диагностика эмоционального выгорания по В. В. Бойко
  • Диагностика профессионального выгорания по Е.Ильину

Опубликовано: 15 сентября 2015 в 08:00

Эмоциональное выгорание относится к той категории терминов, о которых все знают, но считают, что явление это редко встречается практически. Хотя на самом деле это далеко не так. Синдром психологического (эмоционального) выгорания распространен достаточно широко, но особенности национального менталитета не позволяют людям выказывать недовольство профессиональной деятельностью.

Что такое синдром психологического выгорания

К понятию психологический синдром относится комплекс признаков, который определяет душевные переживания человека, не выходящие за пределы психологического здоровья, не являющиеся психопатологическими.

Психологический синдром является отправной точкой для появления психопатологических расстройств и шизофрении.

Термин «синдром выгорания» был впервые определен  в 1974 году Г.Фреденбергом, американским психиатром. Это определение он отнес к эмоциональному истощению людей, приводящее к изменениям в социальной жизни и сферы общения.

По сути синдром выгорания схож с хронической усталостью. А по существу синдром является её продолжением. От данного состояния не застрахован никто. Представители любой профессии, даже домохозяйки, подвержены влиянию негативного отношения к собственной работе. Особенно явно это проявляется у людей с глубоким чувством ответственности, склонных принимать всё близко к сердцу, проявлять активность и творчество.

Суть этого синдрома проявляется в том, что работа, которая долгое время была желанной и любимой, перестала радовать, и, напротив, стала вызывать раздражение. У человека появляется острое нежелание идти на работу, он чувствует внутреннее напряжение. Кроме психологической реакции появляются вегетативные проявления: головная боль, проблемы сердечно-сосудистой деятельности, обострение хронических заболеваний.

Психологическое состояние выгорания может пагубно влиять на здоровье человека, семейные отношения, служебное взаимодействие.

К выгоранию склонны представители любой профессии, но особенно часто этот синдром характеризует действия врачей, педагогов, психологов, психиатров, спасателей, работников правоохранительных органов, то есть тех людей, которые по долгу профессиональной деятельности должны постоянно общаться с людьми или могут испытывать стресс в процессе работы.

Синдром психологического выгорания обычно свойственен альтруистам, которым свойственно ставить общественные интересы превыше собственных.

Причины и факторы синдрома психологического выгорания

Говоря о факторах и причинах нужно определить основные отличия этих понятий. О причинах речь идет в том случае, когда факт выгорания уже имеет место. Факторы дают нам основания для возможности профилактики этого состояния. Естественно, что факторы могут стать причиной выгорания. Но, если вовремя определить наличие факторов и устранить их влияние, можно уберечь человека от подобного расстройства.

Самые распространенные факторы, влияющие на возникновение синдрома:

  • Рутинность. Если человеку приходится постоянно выполнять ряд одинаковых поручений, вызывающих при этом негативные эмоции, то в определенное время может быть душевное переутомление. При этом отдых решает эту проблему только на короткий срок. Даже мысль о будущей работе способна вызывать негативные реакции.
  • Переживания за жизнь и здоровье других детей. При этом глубина синдрома находится в прямой зависимости от напряженности в работе. По этой причине часто синдром выгорания проявляется у спасателей и врачей.
  • Строгий режим работы. Этот фактор оказывает негативное влияние на отношение к работе вообще, и на составляющие этого компонента в частности. Человека может напрягать ранний подъем, позднее окончание трудового дня, работа в выходные дни, отдаленность от дома, ненормированный рабочий день. Ежедневное пересиливание себя при решении режимных вопросов способно вызвать постоянное напряжение, перерастающее в психологический синдром.
  • Эмоционально-насыщенные отношения с коллегами и начальством. Ситуация постоянных конфликтов способна вызвать негативные реакции у любого человека. Особенно это касается людей, чувствительных к любому напряжению в отношениях.
  • Эмоционально-творческое отношение к своим обязанностям, которое не может перерасти в поток творческих дел. Подобная ситуация свойственна творческим профессиям: актерам, писателям, композиторам, а также педагогам. Проявление творчества требует больших душевных (эмоциональных) затрат, которые перерастают в качественный творческий продукт деятельности. Постоянное «выкладывание» себя в такой степени является невозможным. И даже при очень сильном старании становится трудно «переплюнуть» самого себя и сделать проект лучше предыдущего. Это способно вызвать ряд негативных психологических проявлений, комплексное суммирование которых определяется как синдром выгорания.

Механизмы появления синдрома психологического выгорания

Современная  психология выделяет несколько синдромов, которые фактически являются первоначальными для синдрома выгорания:

  • синдром длительных психологических нагрузок;
  • синдром хронической усталости;
  • синдром снижения работоспособности.

Механизм появления синдрома психологического выгорания прост и состоит из нескольких этапов:

1 этап – повышенное внимание к своей работе. Первое время после трудоустройства человек старается проявить себя очень активно и ответственно: работа тщательно выполняется, сроки строго соблюдаются.

При этом новый сотрудник без проблем задерживается на рабочем месте, выполняет повышенные нагрузки, ставит во главу общественные интересы, а не личные, проявляет творчество. Причем первое время за такое старание сотрудник получает похвалу, но через некоторый промежуток времени  это становится привычкой, и сотрудник не получает удовлетворения от собственной деятельности. Это вызывает появление нервного и физического истощения.

2 этап – отстраненность. «Выжав себя» сотрудник начинает замечать, что профессиональная деятельность не вызывает у него личных положительных или отрицательных эмоций. Работа выполняется автоматически, воспринимается как рутинная и обязательная. Если при этом требуется общение с другими людьми, то вникание в чужие проблемы становится просто невозможным. Сотрудник становится неспособным к сочувствию или творческому отношению, работа выполняется просто формально.

3 этап — потеря эффективности. Рутина, как правило, не вызывает профессиональных желаний и эмоциональных реакций, что не приводит к удовлетворенности профессиональной деятельностью. Этот этап негативно влияет на профессиональные навыки и опыт.

Безынициативный пассивный работник не интересен начальству. Как правило, сначала человек начинается сравниваться с собой самим с выводами о собственной никчемности и деградации, как профессионала. Следует ли говорить, что подобные выводы усугубляют ситуацию профессионального отношения к себе и приводят к увольнению.

Проявления синдрома психологического выгорания

Синдром выгорания проявляется во всех отраслях деятельности человека:

  • Физические симптомы: быстрая утомляемость, бессонница, одышка, тошнота, повышенное давление, нарушения деятельности сердечно-сосудистой системы.
  • Эмоциональные симптомы: черствость, агрессивность, тревожность, истерики, безнадежность, депрессивность.
  • Поведенческие симптомы: потеря аппетита, отсутствие интереса к пище, невозможность сосредоточиться, раздражительность, алкоголизм и табакокурение.
  • Социальные симптомы: отсутствие интереса к жизни, отказ от увлечений, недовольство жизнью, тревожность, жалобы на непонимание.
  • Интеллектуальные симптомы: потеря желания профессионального роста, формальное выполнение своих профессиональных обязанностей, отсутствие интереса к инновациям в работе.

Профилактика синдрома психологического выгорания

Лечение синдрома психологического выгорания  — сложный и длительный процесс. Его эффективность зависит в одинаковой степени от желания пациента и профессионализма психиатра или психолога.

Однако существует ряд рекомендаций для профилактики синдрома:

  • четкое планирование предстоящей работы на кратковременный срок;
  • четкая расстановка приоритетов деятельности;
  • обязательное использование перерывов в работе для отдыха;
  • широкое сотрудничество с другими коллегами;
  • избегание ненужной конкуренции;
  • закаливание организма и поддержание физической формы;
  • переключение с различных видов деятельности на другие;
  • общение с коллегами;
  • постоянный анализ своего состояния;
  • игнорирование конфликтов на работе.

Коррекции и профилактике синдрома выгорания способствует регулярная смена обстановки и условий труда. Опытный руководитель старается обеспечить своих сотрудников возможностью повышать свою квалификацию путем обмена опытом или обучения в другом месте. Важную положительную функцию играет поощрение сотрудников и организация возможности повышения службы.

Но это имеет значение на этапе профилактики и при первых признаках выгорания. Лечение синдрома психологического выгорания нужно доверить специалистам.

Эмоциональное выгорание  – это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. 

Эмоциональное выгорание представляет собой приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального, поведения. «Выгорание» отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время, могут возникать его дисфункциональные следствия, когда «выгорание» отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами.

Навигация по статье:

  • Причины возникновения;
  • Фазы и симптомы эмоционального выгорания;
  • I Фаза напряжения;
  • II Фаза «резистенции»;
  • III Фаза истощения.
  • Тест Бойко. Методика диагностики уровня эмоционального выгорания.

Причины возникновения синдрома эмоционального выгорания

  • Отсутствие четкой связи между трудовым процессом и получаемым результатом;
  • Несоответствие результатов затраченным силам;
  • Ограниченность времени для реализации поставленных целей;
  • Неумение регулировать собственные эмоциональные состояния; 
  • Большие нагрузки и ответственность перед начальством;
  • Отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций.

Фазы и симптомы эмоционального выгорания

Методика В.В. Бойко позволяет оценить фазу эмоционального выгорания и выраженность тех или иных симптомов в каждой фазе.

Ниже даны подробные описания каждой из фаз и симптомов.

I Фаза напряжения – является предвестником и «запускающим» механизмом в формировании эмоционального выгорания. Состоит из следующих симптомов: 


1. 

Симптом «переживания психотравмирующих обстоятельств».

Проявляется как осознание психотравмирующих факторов деятельности, которые трудно устранить. Накапливается отчаяние и негодование. Неразрешимость ситуации приводит к развитию прочих явлений «выгорания».

2. Симптом неудовлетворенности собой.

В результате неудач или неспособности повлиять на психотравмирующие обстоятельства, человек обычно испытывает недовольство собой, профессией, конкретными обязанностями. Действует механизм «эмоционального переноса» – энергия эмоций направляется не столько вовне, сколько на себя.

3. Симптомы «загнанности в клетку».

Возникают не во всех случаях, хотя являются логическим продолжением развивающегося стресса. Когда психотравмирующие обстоятельства давят, и мы ничего не можем изменить, к нам приходит чувство беспомощности. Мы пытаемся что-либо сделать, сосредотачиваем все свои возможности – психические ресурсы: мышление, установки, смыслы, планы, цели. И если не находим выхода, наступает состояние интеллектуально-эмоционального ступора.

4. Симптом «тревоги и депрессии».

Симптом «загнанности в клетку» может перейти в тревожно-депрессивную симптоматику. Профессионал переживает личностную тревогу, разочарование в себе, в профессии или месте работы. Этот симптом является крайней точкой в формировании I фазы.

II Фаза «резистенции» – вычленение этой фазы в самостоятельную весьма условно. Фактически сопротивление нарастающему стрессу начинается с момента появления напряжения. Человек стремится к психологическому комфорту и поэтому старается снизить давление внешних обстоятельств. Формирование защиты на этапе сопротивления происходит на фоне следующих явлений:

1. Симптом «неадекватного избирательного эмоционального реагирования».

Несомненный признак «выгорания», когда профессионал перестает улавливать разницу между двумя принципиально отличающимися явлениями:

– экономичное проявление эмоций;

– неадекватное избирательное эмоциональное реагирование.

В первом случае речь идет о полезном навыке взаимодействия с деловыми партнерами – подключать эмоции довольно ограниченного регистра и умеренной интенсивности: легкая улыбка, приветливый взгляд, мягкий, спокойный тон речи, сдержанные реакции на сильные раздражители, лаконичные формы выражения несогласия, отсутствие категоричности, грубости. При необходимости профессионал способен отнестись к подопечному или клиенту более эмоционально, с искренним сочувствием. Такой режим общения свидетельствует о высоком уровне профессионализма.

Совсем иное дело, когда профессионал неадекватно «экономит» на эмоциях, ограничивает эмоциональную отдачу за счет выборочного реагирования на ситуации. Действует принцип «хочу или не хочу»: сочту нужным – уделю внимание подопечному, партнеру, будет настроение – откликнусь на его состояние и потребности. При всей неприемлемости такого стиля эмоционального поведения, он весьма распространен. Дело в том, что человеку чаще всего кажется, будто он поступает допустимым образом. Однако субъект общения или наблюдатель фиксирует иное – эмоциональную черствость, неучтивость, равнодушие.

Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование интерпретируется  партнерами как неуважение к их личности, т.е. переходит в плоскость нравственности.

2. Симптом «эмоционально-нравственной дезориентации».

Он является логическим продолжением неадекватного реагирования в отношениях с деловым партнером. Профессионал не только осознает, что не проявляет должного эмоционального отношения к своему подопечному, он еще и оправдывается: «таким людям нельзя сочувствовать», «почему я должен за всех волноваться», «она еще и на шею сядет» и т.п.

Подобные мысли и оценки говорят о том, что нравственные чувства социального работника остаются в стороне. Врач, социальный работник, учитель не имеет морального права делить подопечных на «хороших» и «плохих», на достойных и недостойных уважения. Истинный профессионализм – безоценочное отношение к людям, уважение к личности, какой бы она ни была, и выполнение своего профессионального долга.       

3. Симптом «расширения сферы экономии эмоций».

Симптомы эмоционального  выгорания проявляются вне профессиональной деятельности – дома, в общении с приятелями, знакомыми. Случай известный: на работе вы до того устаете от контактов, разговоров, что вам не хочется общаться даже с близкими. На работе вы еще держитесь, а дома замыкаетесь или вообще «рычите» на супруга и детей. Кстати, именно домашние часто становятся «жертвой» эмоционального выгорания.

4. Симптом «редукции профессиональных обязанностей».

Проявляется в попытке облегчить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат. Подопечных обделяют элементарным вниманием.

III Фаза истощения – характеризуется падением общего энергетического тонуса и ослаблением нервной системы. «Выгорание» становится неотъемлемым атрибутом личности.

Симптом «эмоционального дефицита». К профессионалу приходит ощущение, что эмоционально он не может помогать своим клиентам, подопечным. Не в состоянии войти в их положение, соучаствовать и сопереживать. О том, что это ничто иное как эмоциональное выгорание, свидетельствует прошлое: раньше таких ощущений не было, и личность переживает их появление. Появляется раздражительность, обиды, резкость, грубость.

Симптом «эмоциональной отстраненности». Человек постепенно научается работать как бездушный автомат. Он почти полностью исключает эмоции из сферы профессиональной деятельности. В других сферах он живет полнокровными эмоциями.

Реагирование без чувств и эмоций – наиболее яркий симптом «выгорания». Он свидетельствует о профессиональной деформации личности и наносит ущерб субъекту общения.

Подопечный может быть глубоко травмирован проявленным к нему безразличием. Особенно опасна демонстративная форма эмоциональной отстраненности, когда профессионал всем своим видом показывает: «наплевать на вас».  

Симптом личностной отстраненности, или деперсонализации. Проявляется не только на работе, но и вне сферы профессиональной деятельности.

Метастазы «выгорания» проникают в систему ценностей личности. Возникает антигуманистический настрой. Личность утверждает, что работа с людьми не интересна, не доставляет удовлетворения, не представляет социальной ценности. В наиболее тяжелых формах «выгорания» личность рьяно защищает свою антигуманистическую философию: «ненавижу…», «презираю…», «взять бы автомат и всех…».

В таких случаях «выгорание» смыкается с психопатологическими проявлениями личности, с неврозоподобными или психопатическими состояниями. Таким личностям противопоказана профессиональная работа с людьми.

4.Симптом «психосоматических и психовегетативных» нарушений.

Если с нравственностью у человека все нормально, он не может себе позволить «плевать» на людей, а «выгорание» продолжает нарастать – могут происходить отклонения в соматических или психических состояниях. Порой даже мысль о трудных больных, подопечных  вызывает плохое настроение, дурные ассоциации, чувство страха, неприятные ощущения в области сердца, сосудистые реакции, обострения хронических заболеваний.

Методика диагностики уровня эмоционального выгорания

Проверьте себя. Если вы являетесь профессионалом в какой-либо сфере взаимодействия с людьми, вам будет интересно увидеть, в какой степени у вас сформировалась психологическая защита в форме эмоционального выгорания. Читайте суждения и отвечайте «да» или «нет». 

Вопросы: 1. Организационные недостатки на работе постоянно заставляют меня нервничать, переживать, напрягаться.

2. Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры.

3. Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не свое место).

4. Меня беспокоит то, что я стал хуже работать (менее продуктивно, качественно, медленнее).

5. Теплота взаимодействия с партнерами очень зависит от моего настроения – хорошего или плохого.

6. От меня как профессионала мало зависит благополучие партнеров.

7. Когда я прихожу с работы домой, то некоторое время (часа 2-3) мне хочется побыть наедине, чтобы со мной никто не общался.

8. Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее решить проблемы партнера (свернуть взаимодействие).

9. Мне кажется, что эмоционально я не могу дать партнерам того, что требует профессиональный долг.

10. Моя работа притупляет эмоции.

11. Я откровенно устал от человеческих проблем, с которыми приходится иметь дело на работе.

12. Бывает, я плохо засыпаю (сплю) из-за переживаний, связанных с работой.

13. Взаимодействие с партнерами требует от меня большого напряжения.

14. Работа с людьми приносит все меньше удовлетворения.

15. Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность.

16. Меня часто расстраивает то, что я не могу должным образом оказать партнеру профессиональную поддержку, услугу, помощь.

17. Мне всегда удается предотвратить влияние плохого настроения на деловые контакты.

18. Меня очень огорчает, если что-то не ладится в отношениях с деловым партнером. .

19. Я настолько устаю на работе, что дома стараюсь общаться как можно меньше.

20. Из-за нехватки времени, усталости или напряжения часто уделяю внимание партнеру меньше, чем положено.

21. Иногда самые обычные ситуации общения на работе вызывают раздражение.

22. Я спокойно воспринимаю обоснованные претензии партнеров.

23. Общение с партнерами побудило меня сторониться людей.

24. При воспоминании о некоторых коллегах по работе или партнерах у меня портится настроение.

25. Конфликты или разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций.

26.Мне все труднее устанавливать или поддерживать контакты с деловыми партнерами.

27. Обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной.

28. У меня часто возникают тревожные ожидания, святые с работой: что-то должно случиться, как бы не допустить ошибки, смогу ли сделать все, как надо, не сократят ли и т. п.

29. Если партнер мне неприятен, я стараюсь ограничить время общения с ним или меньше уделять ему внимания.

30. В общении на работе я придерживаюсь принципа: «не делай людям добра, не получишь зла».

31. Я охотно рассказываю домашним о своей работе.

32. Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы (меньше делаю, снижается качество, случаются конфликты).

33. Порой я чувствую, что надо проявить к партнеру эмоциональную отзывчивость, но не могу.

34. Я очень переживаю за свою работу.

35. Партнерам по работе отдаешь внимания и заботы больше, чем получаешь от них признательности.

36. При мысли о работе мне обычно становится не по себе: начинает колоть в области сердца, повышается давление, появляется головная боль.

37. У меня хорошие (вполне удовлетворительные) отношения с непосредственным уководителем.

38. Я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям.

39. Последнее время (или как всегда) меня преследуют неудачи в работе.

40. Некоторые стороны (факты) моей работы вызывают глубокое разочарование, повергают в уныние.

41. Бывают дни, когда контакты с партнерами складываются хуже, чем обычно.

42. Я разделяю деловых партнеров (субъектов деятельности) хуже, чем обычно.

43. Усталость от работы приводит к тому, что я стараюсь сократить общение с друзьями и знакомыми.

44. Я обычно проявляю интерес к личности партнера помимо того, что касается дела.

45. Обычно я прихожу на работу отдохнувшим, со свежими силами, в хорошем настроении.

46. Я иногда ловлю себя на том, что работаю с партнерами, без души.

47. По работе встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им чего-нибудь плохого.

48. После общения с неприятными партнерами у меня бывает ухудшение физического или психического самочувствия.

49. На работе я испытываю постоянные физические или психологические перегрузки.

50. Успехи в работе вдохновляют меня.

51. Ситуация на работе, в которой я оказался, кажется мне безысходной (почти безысходной).

52. Я потерял покой из-за работы.

53. На протяжении последнего года была жалоба (были жалобы) в мой адрес со стороны партнера(ов).

54. Мне удается беречь нервы благодаря тому, что многое из происходящего с партнерами я не принимаю близко к сердцу.

55. Я часто с работы приношу домой отрицательные эмоции.

56. Я часто работаю через силу.

57. Прежде я был более отзывчивым и внимательным к партнерам, чем теперь.

58. В работе с людьми руководствуюсь принципом: не тратить нервы, береги здоровье.

59. Иногда иду на работу с тяжелым чувством: как все надоело, никого бы не видеть и не слышать.

60. После напряженного рабочего дня я чувствую недомогание.

61. Контингент партнеров, с которым я работаю, очень трудный.

62. Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю.

63. Если бы мне повезло с работой, я был бы более счастлив.

64. Я в отчаянии из-за того, что на работе у меня серьезные проблемы.

65. Иногда я поступаю со своими партнерами так, как не хотел бы, чтобы поступали со мной.

66. Я осуждаю партнеров, которые рассчитывают на особое снисхождение, внимание.

67. Чаще всего после рабочего дня у меня нет сил заниматься домашними делами.

68. Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий день кончился.

69. Состояния, просьбы, потребности партнеров обычно меня искренне волнуют.

70. Работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий от чужих страданий и отрицательных эмоций.

71. Работа с людьми (партнерами) очень разочаровала меня.

72. Чтобы восстановить силы, я часто принимаю лекарства.

73. Как правило, мой рабочий день проходит спокойно и легко.

74. Мои требования к выполняемой работе выше, чем то, чего я достигаю в силу обстоятельств.

75. Моя карьера сложилась удачно.

76. Я очень нервничаю из-за всего, что связано с работой.

77. Некоторых из своих постоянных партнеров я не хотел бы видеть и слышать.

78. Я одобряю коллег, которые полностью посвящают себя людям (партнерам), забывая о собственных интересах.

79. Моя усталость на работе обычно мало сказывается (никак не сказывается) в общении с домашними и друзьями.

80. Если предоставляется случай, я уделяю партнеру меньше внимания, но так, чтобы он этого не заметил.

81. Меня часто подводят нервы в общении с людьми на работе.

82. Ко всему (почти ко всему), что происходит на работе, я утратил интерес, живое чувство.

83. Работа с людьми плохо повлияла на меня, как на профессионала – обозлила, сделала нервным, притупила эмоции.

84. Работа с людьми явно подрывает мое здоровье.

Разработчиком теста применена усложненная схема подсчетов результатов тестирования. Каждый вариант ответа предварительно был оценен экспертами тем или иным числом баллов, которые указывается в «ключе». Это сделано потому, что признаки, включенные в симптом, имеют разное значение в определении его тяжести. Максимальную оценку – 10 баллов получил от экспертов признак, наиболее показательный для данного симптома.

Существует трехступенчатая система получения показателей: количественный расчет выраженности отдельного симптома, суммирование показателей симптомов по каждой из фаз «выгорания», определение итогового показателя синдрома «эмоционального выгорания» как сумма показателей всех 12-ти симптомов. Интерпретация основывается на качественно-количественном анализе, который проводится путем сравнения результатов внутри каждой фазы. При этом важно выделить к какой фазе формирования стресса относятся доминирующие симптомы и в какой фазе их наибольшее число.

Таким образом, оперируя смысловым содержанием и количественными показателями, подсчитанными для разных фаз формирования синдрома «выгорания», можно дать достаточно объемную характеристику личности и, что, по мнению автора, не менее важно, наметить индивидуальные меры профилактики и психокоррекции.

Обработка данных. В соответствии с «ключом» осуществляются следующие подсчеты:

1. Определяется сумма баллов раздельно для каждого из 12 симптомов «выгорания», с учетом коэффициента указанного в скобках. Так, например, по первому симптому положительный ответ на вопрос №13 оценивается в 3 балла, а отрицательный ответ на вопрос №73 оценивается в 5 баллов и т.д. количество баллов суммируется и определяется количественный показатель выраженности симптома.

2. Подсчитывается сумма показателей симптомов для каждой из 3-х фаз формирования «выгорания».

3. Находится итоговый показатель синдрома «эмоционального выгорания» – сумма показателей всех 12-ти симптомов.

Ключи. «Напряжение»:

  • Переживание психотравмирующих обстоятельств: +1(2), +13(3), +25(2), -37(3), +49(10), +61(5), -73(5)
  • Неудовлетворенность собой: -2(3),+14(2),+26(2),-38(10),-50(5),+62(5), +74(3)
  • «Загнанность в клетку»: +3(10), +15(5), +27(2), +39(2), +51(5), +63(1), -75(5)
  • Тревога и депрессия: +4(2), +16(3), +28(5), +40(5), +52(10), +64(2), +76(3)

«Резистенция»:

  • Неадекватное эмоциональное избирательное реагирование: +5(5), -17(3), +29(10), +41(2), +53(2), +65(3), +77(5)
  • Эмоционально-нравственная дезориентация: +6(10), -18(3), +30(3), +42(5), +54(2), +66(2), -78(5)
  • Расширение сферы экономии эмоций: +7(2), +19(10), -31(20), +43(5), +55(3), +67(3), -79(5)
  • Редукция профессиональных обязанностей: +8(5), +20(5), +32(2), -44(2), +56(3), +68(3), +80(10)

«Истощение»:

  • Эмоциональный дефицит: +9(3), +21(2),+33(5), -45(5), +57(3), -69(10), +81(2)
  • Эмоциональная отстраненность: +10(2), +22(3), -34(2), +46(3), +58(5), +70(5), +82(10)
  • Личностная отстраненность (деперсонализация): +11(5), +23(3), +35(3), +47(5), +59(5), +72(2), +83(10)
  • Психосоматические и психовегетативные нарушения: +12(3), +24(2), +36(5),+48(3), +60(2), +72(10), +84(5)

Интерпретация результатов. Предложенная методика дает подробную картину синдрома «эмоционального выгорания». Прежде всего, надо обратить внимание на отдельно взятые симптомы. Показатель выраженности каждого симптома колеблется в пределах от 0 до 30 баллов:

9 и менее баллов – не сложившийся симптом,

10-15 баллов – складывающийся симптом,

16 -20 баллов – сложившийся симптом.

20 и более баллов – симптомы с такими показателями относятся к доминирующим в фазе или во всем синдроме эмоционального выгорания.

Дальнейший шаг в интерпретации результатов опроса – осмысление показателей фаз развития стресса – «напряжение», «резистенция» и «истощение». В каждой из них оценка возможна в пределах от 0 до 120 баллов. Однако, сопоставление баллов, полученных для фаз, не правомерно, ибо не свидетельствует об их относительной роли или вкладе в синдром. Дело в том, что измеряемые в них явления существенно разные: реакция на внешние и внутренние факторы, приемы психологической защиты, состояние нервной системы. По количественным показателям правомерно судить только о том, насколько каждая фаза сформировалась, какая фаза сформировалась в большей или меньшей степени:

36 и менее баллов – фаза не сформировалась;

37-60 баллов – фаза в стадии формирования;

61 и более баллов – сформировавшаяся фаза.

Оставить комментарий