Самоопределение это в психологии

Вся самая актуальная информация в статье на тему: "Самоопределение это в психологии". Мы собрали полное описание всех ваших проблем.

В этой статье вы узнаете, что такое личностное самоопределение, как оно влияет на жизнь в целом и какими путями прийти к осознанию и принятию своего «Я» и своего предназначения в жизни.

Оглавление [Показать]

В психологии выделяют личностное и социальное самоопределение

Личностное самоопределение – поиск своего места в жизни, своей жизненной стратегии и определение критериев успеха в личной жизни и профессиональной деятельности. Если смотреть глубже, то это поиск своего истинного « Я» и своего предназначения.

Важно знать! Снижение зрения приводит к слепоте! Для коррекции и восстановления зрения без операции наши читатели используют набирающий популярность ИЗРАИЛЬСКИЙ OPTIVISION — лучшее средство, теперь доступно всего за 99 руб!
Тщательно ознакомившись с ним, мы решили предложить его и вашему вниманию… Читать подробнее..

Социальное самоопределение — это определение своего места в обществе, принадлежность к определенному социальному кругу или группе людей. Это формирование социальной осознанности, определение собственных взглядов на религию, политику, философию жизни и мораль.

Необходимость в личностном, социальном и профессиональном самоопределении возникает в 15-17 лет. Это ранний юношеский возраст, когда старшеклассники готовятся к поступлению в ВУЗы, выбору будущей профессии и самостоятельной жизни.

В таком возрасте рано говорить о осознанном самоопределении. Более правильно говорить о психологической готовности молодого человека к самоопределению.

Готовность к личностному самоопределению

Готовность к личностному самоопределению подразумевает формирование у подростков осознанности, представления о своих обязанностях и правах в обществе. А также формирование устойчивых моральных принципов, взглядов и убеждений. В этом возрасте человек должен уметь нести ответственность за свои действия, уметь анализировать жизненный опыт и давать адекватную оценку событиям. Это обеспечит в будущем сознательную, творческую и активную жизнь.

Конечно, главную роль в готовности к самоопределению играет самосознание, т.е. понимание себя, своих качеств и их адекватная оценка.

Личностное самоопределение подростков

В подростковый период происходят глубокие изменения в человеке. Они касаются и физиологии, отношений со взрослыми и сверстниками, изменения в развитии интеллекта и способностей. Это переход с детства во взрослую жизнь.

Личностное самоопределение в юности начинает формироваться с понятия о мотивации, определения личных и деловых интересов. В этот период проявляются профессиональные склонности.

Несомненно, это переломный и самый трудный период становления личности. Но он самый ответственный в жизни человека. Именно в этом возрасте формируется стремление к самосовершенствованию. Хочется познать себя, выразить и утвердиться.

Главная особенность этого возраста – это стремлением быть похожим на взрослых. Подросток копирует манеру поведения, стиль одежды, лексикон. В этот период взрослые сами начинают относиться к ребенку как ко взрослому, больше ему разрешают и доверяют, возлагают новые обязанности. Отношения становятся более равноправными и независимыми. В итоге, у подростка укрепляется стремление быть взрослым, поэтому новые жизненные обстоятельства выводят личность на новую ступень личностного психологического развития.

Начинает формироваться самосознание, оценка личных способностей. Все подростки недовольны собой, потому что оценивают достоинства других людей и желают иметь такие же. Они создают себе идеал и переживают, что не соответствуют ему.

Основной проблемой личностного самоопределения является то, что большую часть времени подросток проводит в школе. Наша система образования не только не способна помочь ребенку определиться, познать себя, испытать свои возможности, а в принципе педагоги не воспринимают подростка за человека. В школе не учат мыслить, думать, развиваться, творить и ставить цели.

По мнению Н.С. Пряжникова, личностное самоопределение «обладает такими характерными чертами как глобальность, зависимость от стереотипов общественного сознания и зависимость от влияния объективных факторов, определяющих жизнь группы».

Психология личностного самоопределения

Как говорит психолог Л.И.Божович: « Личностное самоопределение — это выбор будущего пути, потребность нахождения своего места в труде, в обществе, в жизни, поиск цели и смысла своего существования , потребность найти свое место в общем потоке жизни».

Работы Л.И.Божович дают возможность понять психологию личностного самоопределения:

  1. Потребность в самоопределении возникает лишь на рубеже старшего подросткового и младшего юношеского возраста. Необходимость этой потребности обосновывается логикой и социальным развитием подростка.
  2. Эта потребность формируется на поиске ответа на вопрос: «В чем смысл жизни и собственного существования?»
  3. Самоопределение связано с юношеским устремлением в будущее.
  4. В этом возрасте самоопределение в основном сводится к выбору будущей профессии. По мере взросления понимание личностного самоопределения расширяется.

Одна из самых проработанных теорий самоопределения личности является концепция М.Р. Гинзбурга. В основу рассмотрения понятия о самоопределении личности он кладет представление о двойственности, духовно — материальной сущности человека.

Человек живет в двух плоскостях:

  1. Ценностно – смысловой;
  2. Пространственно – временной. Она отражает реальное действование, которое есть средством реализации ценностей и смыслов Он рассматривает временной аспект: прошлое, настоящее и будущее.

По мнению автора: « Прошлое существует как воплощение опыта, настоящее отражает действительность и предполагает саморазвитие, а будущее существует как проект, обеспечение смысловой и временной перспективы».

Таким образом, вопрос выбора профессии в юношестве предполагает построение планов на будущее. Именно в процессе профессионального самоопределения происходит развитие и становление личности.

Личностное самоопределение и саморазвитие

Личностное самоопределение человека в более осознанном возрасте невозможно без стремления к саморазвитию. Саморазвитие подразумевает такие основополагающие понятия, как самопознание, самоактуализация, самообразование.

Человек должен четко понимать, кто он есть на самом деле. Осознавать свои способности, навыки, таланты. Самопознание подразумевает также раскрытие в себе новых способностей, испытание своих сил в разных сферах деятельности. Личность должна четко понимать, что ей нравится, какие у нее интересы.

Есть три уровня самопознания:

  1. Биологический – познание себя, как организма;
  2. Социальный – познание своих возможностей в овладении новыми знаниями, навыками и нормами поведения;
  3. Личностный – способность принимать решения, делать выбор, организовывать свою жизнь.

Если человек не воспринимает себя как уникальную личность, он не будет понимать, в каком направлении ему двигаться, и соответственно не будет иметь никакой мотивации к действию. Такие люди обычно ничего не достигают, плывут по течению и проживают скучную серую жизнь.

Немаловажную роль в самоопределении играет самооценка человека, так как она формирует силу воли, уверенность в себе и собственных силах. Адекватная самооценка способствует саморазвитию. Добиваюсь определенных успехов, она повышается и повышается вера в себя, что мотивирует человека идти дальше и не останавливаться на достигнутом.

Разобравшись в себе и своих жизненных ценностях и приоритетах, человеку проще ставить перед собой конкретные цели и достигать их. Для достижения определенных целей необходима правильная мотивация. Она возможна лишь в том случае, когда человек точно знает, чего он хочет и что ему нужно.

Каждодневная работа над собой — приведет к успеху

Чтобы самоопределение стало основой успешной и счастливой жизни, необходимо постоянно работать над собой. Постоянно анализировать, каких ресурсов вам не хватает для достижения своих целей.

Самообразование дает человеку возможность реализовать себя в профессиональной и личной сфере. Чтение книг, посещение тренингов и семинаров, просмотр мотивирующих фильмов повышает уровень интеллекта и открывает более широкие возможности для самоопределения и реализации.

Самоактуализация – это развитие потенциальных возможностей личности. А.Маслоу определил самоактуализацию, как полное использование своих талантов, способностей и возможностей.

Результатом самоактуализации является возможность заниматься значимой трудовой деятельностью. Деятельностью, которая будет удовлетворять ваши духовные и материальные потребности, а также нести благо обществу. В этом случае личность будет чувствовать себя реализованной, успешной и значимой.

Человек, который встал на путь саморазвития, способен сам стать хозяином своей жизни. Не зависеть от мнения окружающих, навязанных обществом правил, стереотипов и ограничений. Он сам принимает решения, делает выбор и слушает только свое внутренне «Я». Такой человек понимает смысл жизни, находит свое предназначение и проживает яркую счастливую жизнь.

Так же вам может быть интересно:

   САМООПРЕДЕЛЕНИЕ (с. 524)

   Один из серьезных недостатков психологии, который, по мнению многих, не позволяет ей претендовать на статус серьезной науки, — многозначность и расплывчатость ее основных категорий. Любое психологическое понятие — личность, сознание, интеллект и др. — имеет десятки, если не сотни определений, весьма различающихся между собой, а порой и категорически несовместимых. Правильнее сказать, что в психологии существуют не категории, а проблемы, которые в истории развития науки получают разную трактовку, в частности терминологическую.

   Проблема самоопределения стара как мир. Девизом философских и психологических исканий человечества многие называют речение, которое, по преданию, древние греки высекли на стенах знаменитого храма в Дельфах: «Познай себя». А для чего стремится человек к самопознанию? Чтобы понять, кто он такой, то есть чтобы самоопределиться. По сути дела, труды всех мыслителей древности и современности так или иначе затрагивают эту проблему, хотя само понятие самоопределения встречается лишь у некоторых авторов. Традиционно данная проблема рассматривалась’в терминах самосознания, и эта традиция по сей день прослеживается в отечественной психологии. Она восходит к суждению Канта (хотя ее истоки, вероятно, можно проследить и глубже): «Сознание моего собственного наличного бытия есть одновременно непосредственное осознание бытия других вещей, находящихся вне меня». Таким образом, самосознание — это переживание целостности и специфичности своего Я, наделенного собственными мыслями, чувствами и желаниями и существующего в окружении внешнего мира, но в то же время отдельно от него. Непосредственно о самоопределении рассуждал предшественник экзистенциализма Кьеркегор, а также представители современного экзистенциализма — Ясперс, Хайдеггер и Сартр. Однако их идеи оказали лишь некоторое влияние на довольно узкий круг психологов. Современные отечественные авторы, освещая данную проблему, предпочитают говорить именно о самосознании.

   Среди множества психологических словарей, изданных в последние годы, наиболее авторитетными следует признать «Краткий психологический словарь» под редакцией академиков Петровского и Ярошевского и «Психологический словарь» под редакцией Зинченко и Мещерякова (также расширенное издание словаря 1983 г.). Первый трактует самоопределение довольно узко и конкретно — как «сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях». Собственно, вся статья, посвященная данному понятию, состоит из этой дефиниции и еще одной фразы: «Особыми формами самоопределения личности являются самоопределение личности в группе и профессиональное самоопределение». Во втором словаре, в котором имеется статья о самосознании, о самоопределении не упоминается вовсе. А вот в «Российской педагогической энциклопедии», которая содержит изрядный психологический раздел, имеется довольно пространная статья о самоопределении. «Самоопределение — центральный механизм становления личностной зрелости, состоящий в осознанном выборе человеком своего места в системе социальных отношений. Появление потребности в самоопределении свидетельствует о достижении личностью довольно высокого уровня развития, для которого характерно стремление занять собственную, достаточно независимую позицию в структуре информационных, идеологических, профессиональных, эмоциональных и прочих связей с другими людьми». Данная дефиниция, хоть и по-энциклопедически емкая, наверное, тоже небезупречна.

   Если речь идет не о внутригрупповом или профессиональном самоопределении, а о личностном самоопределении в широком смысле, то этот вопрос обычно рассматривается в терминах становления самосознания. Здесь дефиниции различаются непринципиально, во многом пересекаются и дополняют друг друга. Сравним:

«одно из проявлений сознания как выделение себя (Я) из объективного мира («не Я»); осознание, оценка человеком себя, своего места в мире, своих интересов, знаний, переживаний поведения и т.д.»

(К.К. Платонов);

«осознание себя как некоей устойчивой, более или менее определенной единицы, которая сохраняется независимо от меняющихся ситуаций (сознание своей идентичности)»

(И.С. Кон).

   Последнее определение интересно в связи с тем, что в нем, наверное, впервые в отечественной науке (процитирована работа 1967 г.) упомянуто понятие идентичности, лишь недавно получившее у нас широкое распространение, хотя по сей день далеко не всем понятное. Дело в том, что привычное понимание идентичности вполне соответствует у нас определению из наспех переведенной с немецкого философской энциклопедии: «тождественность, одинаковость, полное совпадение чего-нибудь с чем-нибудь». В психологии же понятие идентичности имеет особый смысл, который ему придал Э.Эриксон. При этом он, по его словам, опирался на представление Фрейда, который действительно употребил понятие «идентичность», но всего лишь однажды, причем в публичном выступлении, весьма далеком по содержанию от психологической проблематики (в качестве почетного гостя на конгрессе Всемирной еврейской ассоциации Фрейд упомянул о своей национальной идентичности). Ч.Райкрофт в своем «Критическом словаре психоанализа» так определяет представление Эриксона об идентичности: «чувство непрерывности своего бытия как сущности, отличной от всех других». Небезынтересно, что в последующих строках этот автор не без некоторой неуверенности утверждает: «Чувство идентичности, вероятно, является синонимом самосознания, и его можно рассматривать как субъективный эквивалентэго». И далее: «Неясно, является ли поиск идентичности, которым озабочены многие американские авторы, поиском роли или поиском углубленного самосознания». Определение, которое приводит в своем «Психоаналитическом глоссарии» наш соотечественник В.И. Овчаренко, похоже, немного проясняет ситуацию и невольно заставляет возвратиться к привычной терминологии: «понятие, обозначающее чувство обретения, адекватности и стабильного владения личностью собственным Янезависимо от изменения Я и ситуации». Перекличка с дефинициями самосознания и самоопределения налицо!

   Нельзя не упомянуть и еще один терминологический оборот. Уже упоминавшийся «Краткий психологический словарь», трактующий самоопределение несколько односторонне, от определения самосознания и вовсе уходит, давая ссылку на другое понятие —

«Я-концепция»

. Раскрывается оно так:

«относительноустойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе»

. Хотя данное понятие, наряду с идентичностью, в последние годы глубоко укоренилось в отечественной психологической терминологии, для непредвзятого взгляда очевидно, что им описывается то же самое явление, трактовки которого изложены выше.

«Я-концепция»

— это перевод-калька. Если отбросить склонность российских психологов к попугайским заимствованиям и терминологическому позерству, становится ясно, что

self-concept

— это и есть самосознание.

   По сути дела, самоопределение — это поиск человеком ответа и сам ответ на вопрос: «Кто я такой?» Самоопределение может быть внутри-групповое — обретение и осознание своей роли в кругу людей, профессиональное — поиск и нахождение своего места в системе человеческих занятий, половое — осознание себя как представителя того или другого пола, национальное — отождествление себя с собственным народом в отличие от прочих и т.д. В целом его можно определить как поиск и обретение человеком своего места в мире — поиск мучительный, нередко безуспешный. Может быть, психология, по большому счету, для того и существует, чтобы облегчить этот поиск.

Популярная психологическая энциклопедия. — М.: Эксмо. С.С. Степанов. 2005.

Личностное самоопределение как психологическая проблема.

     Усиление личностного подхода в психологии привело к обогащению ее языка понятиями, отражающими те аспекты сферы развития личности, которые ранее оставались за рамками психологического анализа. К таким понятиям следует отнести понятие «самоопределение личности» или «личностное самоопределение», распространенное сегодня в психологической и педагогической литературе.      Термин «самоопределение» употребляется в литературе в самых различных значениях. Так говорят о самоопределении личности, социальном, жизненном, профессиональном, нравственном, семейном, религиозном. При том даже под идентичными терминами зачастую имеется в виду различное содержание. Для того чтобы прийти к достаточно четкому определению понятия необходимо с самого начала разграничить два подхода к самоопределению: социологический и психологический. Это тем более важно, что достаточно часто происходит смешение этих подходов и привнесение специфически социологического подхода в психологическое исследование (и психологическое теоретизирование), что приводит к утрате собственно психологического содержания.      С точки зрения социологического подхода к самоопределению оно относится к поколению в целом; характеризует его вхождение в социальные структуры и сферы жизни. Не рассматривая здесь взаимосвязей и взаимоотношений социологии и психологии, методов исследования, укажем лишь, что по отношению к самоопределению, которое в социологии понимается как результат вхождения в некоторую социальную структуру и фиксация этого результата, психолога интересует в первую очередь процесс, т.е. психологические механизмы, которые обуславливают вообще какое бы то ни было вхождение индивида в социальные структуры. На основе этого критерия большинство имеющейся литературы по самоопределению относится к социологическому подходу; количество работ, в которых рассматриваются собственно психологические механизмы самоопределения, чрезвычайно ограничено.      Методологические основы психологического подхода к проблеме самоопределения были заложены С.Л. Рубинштейном. Проблема самоопределения рассматривалась им в контексте проблемы детерминации, в свете выдвинутого им принципа — внешние причины действуют, преломляясь через внутренние условия: «Тезис, согласно которому внешние причины действуют через внутренние условия так, что эффект воздействия зависит от внутренних свойств объекта, означает, по существу, что всякая детерминация необходима как детерминация другим, внешним, и как самоопределение (определение внутренних свойств объекта)». В этом контексте самоопределение выступает как самодетерминация, в отличие от внешней детерминации; в понятии самоопределения, таким образом, выражается активная природа «внутренних условий». По отношению к уровню человека в понятии самоопределения для С.Л. Рубинштейна выражается самая суть, смысл принципа детерминизма: » смысл его заключается в подчеркивании роли внутреннего момента самоопределения, верности себе, неодностороннего подчинения внешнему». Более того, сама специфика человеческого существования заключается в мере соотнесения самоопределения и определения другими (условиями, обстоятельствами), в характере самоопределения в связи с наличием у человека сознания и действия.      Таким образом, на уровне конкретной психологической теории проблема самоопределения выглядит следующим образом. Для человека «внешние причины», «внешняя детерминация» — это социальные условия и социальная детерминация. Самоопределение, понимаемое как самодетерминация, представляет собой, собственно говоря, механизм социальной детерминации, которая не может действовать иначе, как будучи активно преломленной самим субъектом. Проблема самоопределения, таким образом, есть узловая проблема взаимодействия индивида и общества, в которой как в фокусе высвечиваются основные моменты этого взаимодействия: социальная детерминация индивидуального сознания (шире — психики) и роль собственной активности субъекта в этой детерминации. На разных уровнях это взаимодействие обладает своими специфическими характеристиками, которые нашли свое отражение в различных психологических теориях по проблеме самоопределения.      Так на уровне взаимодействия человека и группы эта проблема была детально проанализирована в работах А.В. Петровоского по коллективистическому самоопределению личности (КСО). В этих работах самоопределение рассматривается как феномен группового взаимодействия. КСО проявляется в особых, специально конструируемых ситуациях группового давления — ситуациях своеобразной «проверки на прочность»,- в которых это давление осуществляется вразрез с принятыми самой этой группой ценностями. Оно является «способом реакции индивида на групповое давление» ; способность индивида осуществлять акт КСО есть его способность действовать в соответствии со своими внутренними ценностями, которые одновременно являются и ценностями группы.      Подход, намеченный С.Л. Рубинштейном, развивает в своих работах К.А. Абульханова-Славская, для которой центральным моментом самоопределения является также самодетерминация, собственная активность, осознанное стремление занять определенную позицию. По К.А. Абульхановой-Славской, самоопределение — это осознание личностью своей позиции, которая формируется внутри координат системы отношений. При этом она подчеркивает, что от того, как складывается система отношений (к коллективному субъекту, к своему месту в коллективе и другим его членам), зависит самоопределение и общественная активность личности.      Попытка построения общего подхода к самоопределению личности в обществе была предпринята В.Ф. Сафиным и Г.П. Никовым. В психологическом плане раскрытие сущности самоопределения личности, как считают авторы, не может не опираться на субъективную сторону самосознания — осознания своего «я», которое выступает как внутренняя причина социального созревания. Они исходят из характеристики «самоопределившейся личности», которая для авторов является синонимом «социально созревшей » личности.      Итак, можно сделать вывод, что на сегодняшний день личностное самооопределение еще не получило однозначной трактовки. Однако реальная жизнь требует решение этой проблемы как в теоретическом, так и в практическом ее аспектах.

Лушников Е.И.

Оставить комментарий