Психология саморазрушения

Вся самая актуальная информация в статье на тему: "Психология саморазрушения". Мы собрали полное описание всех ваших проблем.

Саморазрушение личности – это идеи, эмоции и поведенческие паттерны разрушающего характера направленные на себя. Саморазрушительный паттерн может реализоваться в различных форматах, включая физическое самоповреждение, квалифицируемое как попытки самоубийства, химических зависимостей, расстройствах пищевого спектра; некоторых случаях выбора экстремального спорта, рискованном половом поведении, выборе работы повышенной опасности; поведении, провоцирующим опасность, активном самообвинении и самоунижении.

В психологии, говоря о саморазрушении, используют термин «аутоагрессия» (аутодеструкция) – ауто- и агрессия означают поворот против себя, в английском – «turning against the self». В классификации психологической зашиты относится к вторичным защитам, когда происходит перенаправление отрицательного аффекта с внешнего объекта на себя, вследствие нежелательности проявления вовне.

При анализе соотношения шкал видов агрессии по валидным методикам, саморазрушение не коррелирует с другими шкалами, что выделяет феномен среди прочих особенностей агрессии в личностной психологии. Среди личностных типажей оно наиболее свойственно депрессивным и мазохистическим личностям согласно классификации Мак-Вильямс.

Стремление к саморазрушению выделяют в различные классификации:

– по области влияния – телесное, психическое, социальное;

– по характеристикам структуры – идеаторная (идея, мысли);

– аффективное (эмоциональные переживания), поведенческие;

– непосредственные, опосредованные, трансгрессивные (переходящее), расширенные;

– осознанные, неосознанные;

– по динамике – острые, хронические (вялотекущие);

– транзиторные, рецидив, персистирующие (упорные, постоянные), трансформирующиеся, стабильные, прогрессирующие, регрессирующие и прочее.

Разнообразие классификаций объясняется неоднозначностью и расширенностью проявления феномена.

Оглавление [Показать]

Причины саморазрушения личности

Популярно мнение, что в нормальном психическом состоянии человеку несвойственна склонность к саморазрушению, поскольку она противоречит одному из базовых инстинктов – самосохранения. Реализации инстинкта служат чувства боль и страха, но единой концепции самосохранения в научном сообществе нет. И. Павлов считал, что все рефлексы несут функцию самосохранения. И. Мечников в рамках теории ортобиоза, предполагал, что инстинкт самосохранения с возрастом сменяется инстинктом смерти. К. Лоренц, этолог, исследовавший феномен агрессии так же скептически высказывался о самосохранении как обособленном биологическом концепте.

Несколько иной взгляд был у Фрейда, который считал, что человек достаточно высокоорганизованное существо, чтобы основа его поведения базировалась на одинаковом с прочими животными фундаменте. Он развил теорию Сабины Шпильрейн о стремлении живого организма к возвращению (восстановлению) первичного (неорганического, неживого) состояния – влечению к смерти. Оно определяет склонность к агрессии и саморазрушению, тогда как влечением к жизни определяется самосохранением.

Креативное (либидо) и деструктивное (мортидо) – фундаментальные побуждения, есть основополагающими психического мира. Энергии мортидо называлась деструдо, величиной и активностью которой аналитиками пояснялись практически все деструктивные мотивы в поведении человека, а также внешнее агрессивное поведение. Согласно более современной последовательнице Фрейда М. Кляйн, опасность для организма, провоцируемая инстинктом смерти обуславливает чувство тревоги, подкрепляя его объяснение снизить нервное напряжение саморазрушением. Идея была хорошо воспринята русскими психоаналитиками начала века, достаточно положительно воспринимались написавшими предисловие к русскому изданию «По ту сторону принципа удовольствия» Фрейда, А. Р. Лурией и Л. С. Выготским.

Теоретические модели акцентирующиеся на внешнюю обусловленность возникновения саморазрушения выделяют следующие необходимые компоненты: фрустрированная внутренним конфликтом личность, отрицающая интроекты и подавляющая направленную агрессию, психотравмирующая ситуация и разрушение ожиданий, увеличивающие напряжение. Российский психолог А. Реан в исследовании агрессии подростков предложил понятие «аутоагрессивный паттерн личности». В структуре саморазрушающего паттерна личности выделяются субблоки:

– характерологический – саморазрушение положительно коррелирует с депрессивностью, демонстративностью, невротичностью, интроверсией, педантичностью;

– самооценочный – саморазрушение снижает самооценку и наоборот; интерактивный – связь саморазрушения с неспособностью к социальной адаптации и межличностным взаимодействиям;

– социально-перцептивный – саморазрушение тем выше, чем положительнее воспринимаются другие относительно себя.

Как остановить программу саморазрушения человека?

Склонность к саморазрушению является довольно часто встречающимся паттерном поведения у личностей требующих психологической помощи. Поскольку подобное поведение имеет склонность к прогрессированию, а при наличии паттернов, связанных с телесным саморазрушением или включающим мысли об суицидальных или потенциально самоубийственных поступках, несет непосредственный риск для жизни. То, чем раньше человек обратится за помощью, тем больше шансов на восстановление баланса у него будет. Окружению так же следует помнить, что игнорирование саморазрушающего поведения у близкого человека или избегание специализированной помощи, уделяя внимание лишь самолечению, может, в ближайшей или отдалённой перспективе, стоить ему жизни. Распространённый стереотип, гласящий, что «настоящие самоубийцы не заявляют о намерении», берет корни именно в сокрытии или игнорировании эпизодического или систематического саморазрушающего поведения. Исследования суицидологов показывают, что при детальном анализе лишь в 10% завершенных самоубийств в поведении, словах, записях самоубийцы не было найдено ранних указаний на суицидальное намерение и стремление к саморазрушению.

На данном этапе наиболее популярными в терапии саморазрушения являются когнитивно-поведенческая терапия (КБТ) и рационально-эмоционально-поведенческая терапия (РЭПТ или рациональная терапия). Более глубокую, но подчас и более длительную, проработку обеспечивают психодинамические направления, включая психоанализ.

Как спасти себя от саморазрушения? От саморазрушения к саморазвитию личности приходится преодолеть сложный и, подчас, длительный этап. Хотя чаще всего на себя обращает внимание непосредственное телесные самоповреждения, любые формы могут быть фатальными, так как усугубление или банальная роковая случайность могут наступить в любой момент. Чтобы помочь человеку пройти путь от саморазрушения к саморазвитию психологи разрабатывают различные алгоритмы, позволяющие системно подходить к проблеме.

Саморазрушение – путь к свободе

После публикации, а позже экранизации, культового романа Чака Палланика «Бойцовский клуб» стала популярна цитата «Самосовершенствование – онанизм. Саморазрушение – вот что действительно важно» и концепция саморазвития через разрушение. И хотя в некоторых практиках некоторые элементы подобного поведения действительно используются, не стоит игнорировать, что деструктивное поведение происходит под контролем опытных гуру, включает глубокий философский концепт, да и сам автор наделил подобной философией героя с расстройством личности. В преобладающих случаях подобное поведение может отсрочено привести к фатальным последствиям, и требует терапевтического вмешательства.

Довольно популярной в терапии саморазрушающего поведения является модель ABC разработанная когнитивным терапевтом А. Эллисом.

«А» (англ. activating events) – активаторы, события и ситуации, актуализирующие паттерн поведения,

«В» (англ. beliefs) – верования, убеждения, установки, интерпретация события,

«С» (англ. consequences) – следствия, итог, реализованный паттерн, в данном случае, саморазрушающий.

В варианте поверхностного препятствования С нужно скорректировать непосредственно А. На более эффективном уровне осознать иррациональные В приводящие к С, и заменить на рациональные. В целом, речь о развитии гибкости. «А», «В» и «С» связаны и не могут существовать изолировано.

Арт-терапия включает в себя проективные методики выявления и изменения причины возникновения паттерна. Успешна интегративная терапия арт-методик и психодинамической проработки. Проработка — механизм, инструмент в психоаналитической терапии. Проработка актуализируется аналитиком и заключается в осознании анализантом вытесненной психической травмы ведущей к саморазрушению и дальнейшей реконструкции выявленной цепочки последовательности психических процессов.

Проработка актуализируется на сеансе и продолжается после него на сознательном и бессознательном уровнях, как постепенная перестройка внутрипсихических звеньев. Здесь отличие от идеи отыгрывания симптома (гипнотерапия), и от идеи инсайта (мгновенного озарения и решения через осознание). Допускается быстрое исчезновение паттерна саморазрушения, но остается тенденция к возврату саморазрушающего поведения, в модифицированном или прежнем виде, потому иллюзия «понять проблему=решить» не эффективна в перспективе. Именно эта проблема технически и решается при помощи проработки. Для наиболее эффективной терапии следует обратиться к специалисту.

В этой статье мы с вами разберемся, что же такое самопознание через саморазрушение? Все ли проходят через саморазрушение в попытке понять себя?

Каждая личность на протяжении всей своей жизни пытается познать себя. Это эмоционально очень тяжелый процесс, если подходить к нему правильно. Но достигнув высшего осознания внутреннего «Я», вы поймете, что этот путь стоило пройти.

Важно знать! Снижение зрения приводит к слепоте! Для коррекции и восстановления зрения без операции наши читатели используют набирающий популярность ИЗРАИЛЬСКИЙ OPTIVISION — лучшее средство, теперь доступно всего за 99 руб!
Тщательно ознакомившись с ним, мы решили предложить его и вашему вниманию… Читать подробнее..

Каждый человек под самопознанием подразумевает что-то свое, личное. Но если говорить в общем, то самопознание – процесс изучения себя, саморазвития, определения своих возможностей. В психологии выделяют два основных вида
самопознания:

Непосредственное. Этот вид самопознания характерен для детей и подростков. Они наблюдают за собой, своими действиями, поступками, поведением, но не анализируют ситуацию. Таким образом, не осознают свои ошибки и не учатся на них.

Опосредованное самопознание характерно для взрослых, которые способны не только наблюдать, но и делать тщательный анализ, искать разные пути развития события и таким образом реально видеть всю картину происходящего.
Выделяют четыре основных этапа самопознания, через которые проходит каждый человек:

1. Мои интересы и потребности важнее всего (детство);

2. Я и социум. Человек учится излагать мысли правильно и наблюдает за реакцией людей (подростковый возраст);

3. Поиск своего дела. Понимание необходимости знаний и умений (юность);

4. Путь к своему предназначению. Человек осознанно движется к своим целям, точно знает, чего хочет, что может и чего достоин.
Эти этапы самопознания проходят лишь люди с устойчивой психикой, не страдающие перфекционизмом, не впадающие в крайности. Люди, которые способны адекватно воспринимать реальность. В противном случае процесс самопознания и саморазвития оборачивается в саморазрушение. Давайте разберемся, что такое саморазрушение и причины его возникновения?
Саморазрушение​ – склонность личности намеренно или по глупости наносить себе вред, разрушать самого себя.

Психология саморазрушения

Как ведет себя человек, склонный к саморазрушению?

Сюда относятся все негативные эмоции и поведение, которыми люди обычно пользуются в стрессовых ситуациях. Это осуждения, сплетни, зависть, зависимость, курение и алкоголизм. Сюда относятся отчаяние, уныние, лень, неумение говорить нет и даже жизнь по привычке.

Самым страшным чувством является зависть, которая полностью съедает человека. Зависть – это главная причина большинства заболеваний. Крайне разрушительно действуют на человека постоянное недовольство окружающим миром, родителями, семьей. Человек отказывается заботиться о семье и родителях, отворачивается от них. Самопознание через саморазрушение приводит также к несправедливому отношению к людям и неправильному использованию личного времени и средств.

В физическом плане, человек наносит вред организму алкоголем, никотином, наркотиками или ядами. Страшнейшее саморазрушение и вытравливание организма начиналось с безобидного стремления к самопознанию и новым ощущениям. Также человек может наносить себе физические увечья, порезы или дойти до суицида.

Чрезмерное самопознание вредит психологическому здоровью

Самопознание через саморазрушение наносит вред и психологическому здоровью. К примеру, перфекционист будет работать до упаду, чтобы быть лучшим и доведет себя до эмоциональной перегрузки. Стремясь быть лучше всех и во всем, человек начинает себя постоянно сравнивать с другими. Когда он убеждается, что кто-то есть красивее, успешнее или умнее, он впадает в депрессию, самобичевание. Доводит себя до изнеможения процедурами, тренировками, дополнительной учебой. Когда психика не выдерживает перегруза, наступает стадия самоуничтожения в прямом смысле. Человек может покончить с собой, потому что не может выдержать, что кто-то в чем-то лучше.

Так же психологическое здоровье подрывает стремление довести всех до мнимого идеала. Когда человек, склонный к саморазрушению, стоит на руководящей должности, он доводит подчиненных до состояния депрессии и апатии. Он постоянно придирается, взывает к чувству долга, манипулирует, требует невозможного. Таким образом, наносит вред не только себе, но и окружающим. Таких руководителей часто называют самодурами, а для них ведь это путь к самопознанию. Они проверяют свои возможности, границу влияния на подчиненных. Так самопознание через саморазрушение приводит к бессмысленному самоуничтожению.

Также саморазрушение проявляется и в отношениях с окружающими. Иногда человек, думая, что он движется в сторону саморазвития и самопознания, обрывает связи с людьми. Он может перестать общаться с родителями, уйти из семьи, уволиться с работы или поссориться с друзьями. В целях самопознания начать внедряться в новые компании, при этом попасть в зависимость (к примеру,алкогольную, наркотическую, сексуальную, зависимость от азартных игр и т.д.) или потерять деньги.

Психология саморазрушения

Причины, по которым происходит саморазрушение

  • Психическое заболевание
  • Перфекционизм
  • Желание расправиться с собой, наказать за что-либо
  • Ложное чувство собственной вины, угрызения совести
  • Мания величия
  • Мания преследования
  • Демонстрация и манипуляция
    Некоторые из этих причин заложены в человеке генетически, некоторые появились после пережитых травм, насилия. В любой из этих причин кроется низкая самооценка, само принижение, обесценивание себя, как личности. Но иногда преднамеренное саморазрушение носит демонстративный, а вернее даже манипулятивный характер. К примеру, человек наносит себе не очень серьезный вред (режет вены поперек), надеясь при этом увидеть реакцию близких. Это поднимает его ценность, он видит, что кому то нужен и за него переживают. В следующий раз он сделает что-нибудь более серьезное , чтобы получить с легкостью то, чего ему хочется. Ведь он уже знает, что им дорожат.

Если в детстве родители воспитывали методом «кнута и пряника», то такая личность во взрослой жизни будет склонна к саморазвитию через саморазрушение. За каждое усилие или достижение необходимо получить награду, а за любую ошибку или погрешность – наказание. Человек будет или сам себя наказывать или примиряться с насильственным отношением к себе, воспринимая это как наказание, посланное Всевышним. В том или ином случае, все будет восприниматься как «искупление грехов».

Ненависть к себе — самое настоящее саморазрушение

Чаще всего в основе саморазрушения лежат такие чувства, как гнев и ненависть к себе. В недовольстве собой нет ничего плохого. Для здорового человека это повод для саморазвития, стремление к переменам . Но для нездорового человека недовольство собой очень опасно. Он входит в состояние вины за то, что не может быть лучше, что-то не получается. И начинает жестоко самоуничтожать себя за любую оплошность. К примеру, человек решил сесть на диету и не выдержал и съел одно печенье. Для здорового человека – это не проблема (съел так съел). Для саморазрушающейся личности – это показатель того, что он ни на что в этой жизни не способен. Что у него нет силы воли и он самый жирный на земле. Сделав такие умозаключения, он доест все печенье в наказание себя.

В психиатрии такое поведение называют аутоагрессией – агрессия, направленная вовнутрь (на себя). В детстве ее сложно выявить. К примеру, ребенок может специально постоянно падать или ударяться, чтобы мама пожалела. Подросток может заняться экстремальными видами спорта. Очень важно не упустить и вовремя заметить, где заканчивается норма и начинается патология. Если своевременно обратиться к психологу, многих проблем в будущем можно избежать.
В принципе, этот диагноз – защитная реакция человека, когда он по каким бы то ни было причинам не может направить свой гнев или агрессию на других людей. А ведь она должна как-то выходить.

Психология саморазрушения

3 основные причины, когда гнев рушит личность

● Одна из причин – это страх, что люди перестанут любить вас, если вы будете выражать свой гнев. Страх, что общество будет осуждать вас, считать вас не адекватным.

● Также причиной может послужить ситуация, если вы не смогли проявить гнев к человеку по причине его недоступности. Например, отец ушел из семьи, обидчик умер или уехал в другой город.

● Конечно же самой страшной причиной саморазрушительного поведения является травма в детстве – это сексуальное или физическое насилие. Ребенок склонен думать, что если с ним такое произошло, значит, он плохой и заслуживает на такое отношение к себе. Очень часто родители, даже не задумываясь, произносят такие фразы, которые в будущем приведут уже взрослого человека на путь самоуничтожения. Например «лучше бы тебя вообще не было», «все дети как дети, а ты такой-сякой», «вот Женечка из соседнего двора может то и се, а что ты?». Прямой призыв к саморазрушению, это родительская фраза «Ты плохо себя ведешь – придумай себе наказание сам».

Более склонны к саморазрушению женщины, чем мужчины. Может потому, что им с детства запрещают выражать гнев и агрессию, объясняя это «ну ты же девочка». По типу темперамента, более подвержены самопознанию через
саморазрушение меланхолики. В принципе люди, которые очень чувствительные, мнительные, принимающие все близко к сердцу. Если говорить о возрасте, то более всего подвержены саморазрушению подростки, так как это самый опасный
возраст. Когда происходит становление взрослой личности, а родители всячески контролируют и подавляют.

Можно ли считать спортсменов, которые слишком много тренируются, людьми с аутоагрессией? С одной стороны они молодцы, достигают невероятных результатов, все восхищаются их достижениями, благодаря упорному труду. Но если занятия спортом вытесняют все остальное из жизни спортсмена, если он перестает общаться с друзьями, встречаться с противоположным полом или осуждать людей, что они не занимаются спортом – то такое поведение уже тяжело назвать нормальным.

Психология саморазрушения

Как правильно проявлять свой гнев?

● Для начала нужно признаться самому себе, что вы злитесь на себя. И найти способ, как выплеснуть эту злобу.

● Лучше всего негативную энергию перенаправить в творчество. К примеру, нарисовать свой гнев на картине или выписать его на бумаге.

● Научно доказано, что бить посуду или боксерскую грушу – не выход. Такие действия только увеличивают агрессию, при этом формируя вредные привычки.

● Важно осознавать свое состояние. Ловить себя на этом моменте и проговаривать: «Я сейчас злюсь. Мне нужно успокоиться».

● Постарайтесь все свое свободное время занять себя активной, созидательной деятельностью.

● Если вас мучает постоянное чувство вины, то попытайтесь в данную минуту сделать что-нибудь хорошее и полезное для людей. Вам сразу станет легче.

● В случае, если вы начали причинять себе боль, ранить себя физически, то в таком случае необходимо сразу обращаться за помощью к психологу или психиатру. Порезанная рука – это символическая расправа над собой, маленькое убийство части тела. Если на это закрывать глаза и вовремя не начать лечить, то человек обязательно дойдет до самоубийства.

Самопознание через саморазрушение: аксиома или бессмысленное самоуничтожение?

Процесс самопознания можно определить тремя понятиями:

1. Идентификация – это процесс изучения окружающего мира, социума, сравнивание себя с другими людьми. Человек примеряет на себя образы и разные модели поведения. Этот процесс должен приводить к самопознанию и как результат, к дальнейшему развитию человека. Но процесс сравнивания себя с другими, ведет личность, склонную к саморазрушению, к самоуничтожению. Осознание, что он хоть в чем — то хуже других, приводит его к гибели.

2. Рефлексия — это самопознание через эмоции и внутренние переживания. Благодаря этому мы способны переживать и сострадать. Но в случае с личностью, которая страдает аутоагрессией, такой вид самопознания тоже ведет к самоуничтожению. Потому что они боятся проявлять эмоции, особенно на людях. Они сдерживают себя, опасаясь, что их осудят, высмеют или перестанут любить. Это бессмыслица, но они не осознают этого.

3. Атрибутирование – способность дать характеристику человеку с первого взгляда, приписывая ему те черты характера, которых у него на самом деле нет. Развивая в себе такое стереотипное мышление, можно научиться понимать сущность любой личности за доли секунды. Но опять же, это невозможно для людей, страдающих саморазрушением. Ведь видя
человека, они и так приписывают ему не настоящие качества, но лишь для того, чтобы самому поверить, что этот человек ужасен и испытывать к нему злость, ненависть. Или же идеализировать человека и решить, что я не такой чудесный и начать ненавидеть себя и наказывать за свою не совершенность.

Как видите, с какой стороны не посмотреть, но самопознание через саморазрушение приводит к бессмысленному самоуничтожению. И только каждодневный упорный труд, помощь психолога или психотерапевта смогут помочь человеку встать на адекватный путь самопознания и саморазвития.

Так же вам может быть интересно:

Мы попросили Елену Лаврову, психолога и старшего научного сотрудника ФГБНУ «Психологический институт Российской академии образования», рассказать, что такое аутоагрессия и почему так важно уметь правильно выражать свой гнев.

Психология саморазрушения

Фото: Елена Лаврова

— То, что мы в повседневной жизни называем саморазрушением, психологи и психиатры называют аутоагрессией. Стоит отметить, что само это понятие очень многозначно. Если говорить об общем определении, то под аутоагрессией понимается причинение субъектом вреда самому себе в физической, психологической или социальной сфере. Под это описание подходит как членовредительство (нанесение себе увечий, например неглубоких порезов на ногах или руках), так и социально одобряемые формы аутоагрессии, например трудоголизм и увлечение экстремальными видами спорта. С точки зрения психоанализа, неосознанное саморанение — поведение, при котором человек всегда на что-то натыкается и весь в синяках — тоже является примером аутоагрессивного поведения. Но здесь важно понимать причину такого поведения и различать поведенческий и психологический уровни, например, не всегда трудоголизм свидетельствует об аутоагрессии. Ведь если человек занимается каким-то важным проектом и сроки поджимают, то вполне естественно, что он засиживается допоздна и работает в выходные.

Психология саморазрушения

Фото:ahenonrcj.wordpress.com

Чаще всего в основе аутоагрессии скрыты такие чувства, как гнев и нелюбовь к себе. По сути, аутоагрессия — это совпадение субъекта и объекта выражения гнева. Таким образом, ненависть к себе является триггером самодеструктивного поведения. Это может проявляться как в злоупотреблении алкоголем, так и в нарушении пищевого поведения и насильственном лишении себя сна. Совсем необязательно, что человек в такие моменты думает: «я плохой, и я должен себя наказать» — нет, это происходит на неосознаваемом уровне. 

Чаще всего с проблемами аутоагрессивных поступков к психологам обращаются родители подростков. Например, юноши могут специально провоцировать драки или увлекаться экстремальными видами досуга. У детей дошкольного возраста тоже можно заметить поведенческие симптомы аутоагрессии, но на психологическом уровне они не всегда будут продиктованы ненавистью к себе.

 Известны примеры, когда ребёнок ударяется специально, потому что знает — когда мне больно, меня жалеет мама.

В недовольстве собой нет ничего ужасного, напротив, оно абсолютно естественно — ведь если мы сделали что-то неправильно, мы можем себя поругать, можем чувствовать себя виноватым. Проблемы начинаются в тот момент, когда аутоагрессия становится привычным способом реагирования на весь спектр фрустрирующих ситуаций — ситуаций, в которых субъект не может достичь желаемой цели. Если это происходит, самое время бить тревогу.

Психология саморазрушения

Фото:tamlynamberryan.files.wordpress.co

Где заканчивается норма и начинается патология

Важно всегда отдавать себе отчёт в том, что норма сама по себе — вещь в принципе относительная и договорная. Например, сейчас идёт активная дискуссия о включении синдрома избыточных тренировок в Международную классификацию болезней, но, согласитесь, на сегодняшний день человек, который много тренируется, вызывает скорее одобрение общества, нежели порицание. Его хвалят за силу воли, ему говорят, какой он молодец. И только сам человек (или его близкие) в какой-то момент понимает, что спорт перекрыл все остальные сферы жизни — вы перестали встречаться с друзьями из-за нежелания пропускать тренировки или начали осуждать людей, которые не ходят в зал. Таким образом, чем больше ситуаций вовлекает тот или иной стиль поведения и чем больше помех он создаёт субъекту и окружающим, тем более ненормальным такое поведение становится. Но, с другой стороны, мы же не можем обвинить профессионального спортсмена в злоупотреблении физическими нагрузками, так как это его работа, и она требует, чтобы он всегда был в идеальной форме. Или, например, бывают ситуации, когда человек усердно занимается спортом, потому что это единственная сфера, в которой он может всё контролировать — в других сферах жизни происходит что-то неладное, а здесь у него всё получается. Такое поведение также не является проявлением аутоагрессии.

В психоанализе аутоагрессия считается защитным механизмом психики — когда человек по каким-то причинам не может направить агрессивный импульс на внешний объект, из-за которого он возник, он перенаправляет его на себя. Для подобного «поворота против себя» есть три основные причины:

  • Объект личностно значим: страх потерять чью-то любовь останавливает от выражения гнева.
  • Подобное выражение гнева порицается обществом: чаще всего это характерно для подростков — я не могу выразить агрессию, так как все про это узнают и меня будут осуждать.
  • Объект недоступен: субъект испытывает гнев по отношению к человеку, которого нет рядом — например, отец ушёл из семьи, и ребёнок переживает из-за этого, но не может направить свой гнев на отца, так как его нет.

Часто самодеструктивному поведению предшествует серьёзная травма в прошлом, например, согласно данным статистики, дети и подростки, перенёсшие сексуальное или физическое насилие, склонны к проявлению аутоагрессии. Отчасти это связано с тем, что насилие изменяет физический ответ на болевое восприятие и провоцирует различные смещения в психике. Если со мной это произошло, значит, я плохой, значит, я этого заслуживаю. Но насилие — это не единственная причина перенаправления гнева внутрь. Высказывания вроде «лучше бы тебя вообще не было» или «вот Саша из первого подъезда такой-растакой, а ты ни то ни сё» также порождают у ребёнка ненависть к себе, а родительский призыв «Ты поступил неправильно — придумай сам себе наказание» в принципе является прямой инструкцией к проявлению аутоагрессии. При этом родителям кажется, что они гуманны и дают ребёнку право выбора. Очень опасное право выбора.

Психология саморазрушения

Фото: flickr.com

По мнению Евгения Ильина, доктора психологических наук, профессора и специалиста в области общей и дифференциальной психофизиологии, для женщин больше характерна аутоагрессия, а для мужчин — гетероагрессия (агрессия, направленная вовне). Во многом это связано с тем, что девочки ещё в детстве получают запрет на выражение гнева и агрессии. Согласно проведённым

 тестам аутоагрессия положительно коррелирует с женственностью у женщин и отрицательно — с маскулинностью у мужчин. Мужчины более склонны к проявлениям гетероагрессии.

Если говорить про связь аутоагрессивного поведения с особенностями нервной системы, то у меланхоликов, как у людей чувствительных, в том числе, к чувствам окружающих, аутоагрессия будет проявляться чаще, чем у холериков, которые, наоборот, склонны выносить всё вовне. Естественно, подростки чаще подвержены самодеструктивному поведению — подростковый период в принципе сам по себе конфликтный этап в жизни человека. Это возраст, когда мы восстаём против родителей и в результате отделяемся от них. Излишняя авторитарность родителей на этом этапе — прямой путь к аутоагрессии.

Психология саморазрушения

Фото: herzensgipfel.de

Почему так важно выражать свой гнев

В самой аутоагрессии, как и во многих других симптомах, изначально заложена положительная функция. Например, ребёнок не хочет портить отношения с родителями, поэтому подсознательно направляет весь гнев на себя. А Карл Меннингер, известный американский психиатр, считал, что, например, саморанение — это концентрация убийственного импульса на одной части тела, чтобы избежать суицида. Порезана только рука, а весь человек при этом жив. Но, так или иначе, при выраженном самодеструктивном поведении нужно обращаться к специалисту. В зависимости от того, насколько далеко зашёл человек в проявлениях аутоагрессии, он далеко не всегда может самостоятельно отследить своё состояние и остановиться.

Правильно и проще всего пытаться выражать свой гнев вербально — признать тот факт, что вы злитесь на себя, и найти способы выплеснуть эту злобу. Согласно психоаналитическим концепциям, самым продуктивным механизмом считается сублимация — агрессивную энергию нужно перенаправлять в творчество. Можно попробовать нарисовать свой гнев на бумаге, а потом её разорвать. При этом битьё посуды и боксёрских груш не работает — Кэрол Таврис, социальный психолог, которая специализировалась на изучении гнева, проанализировав множество научных исследований, посвящённых этой проблеме, сделала вывод, что свободный выброс гнева не освобождает человека, а, наоборот, повышает злость и формирует вредную привычку.

Психология саморазрушения

Фото: 2.bp.blogspot.com/

Важно научиться воспринимать свой гнев — осознавать его, «вытаскивать» и направлять на него внутренний луч сознания. Я сейчас очень злюсь, и мне нужно посидеть одному и подышать. Найдите то, что работает именно для вас — танцы, песни, крики. Но, повторюсь, если дело дошло до саморанения, тут нужно скорее идти к психиатру (часто аутоагрессия сопровождает другие психические заболевания, такие как обсессивно-компульсивное расстройство и шизофрению). Плюс если есть какая-то серьёзная причина для самодеструктивного поведения, например «закопанная» в глубины подсознания не проработанная травма, человек вряд ли сможет самостоятельно её «вытащить» и безопасно с ней поработать.

В зависимости от степени заболевания могут быть как медикаментозные, так и немедикаментозные пути лечения. В рамках стратегической психотерапии при работе с аутоагрессией часто используется техника навязанного симптома. Например, человеку, который наносит себе порезы, дана инструкция, что он должен каждый день раздеваться, вставать перед зеркалом и прикасаться лезвием к тому месту, где он хочет нанести порез. Если он не может противостоять этому желанию, то у него есть ровно пять минут, чтобы нанести себе порезы. По истечении этого времени он должен закончить и ждать следующего дня, чтобы снова всё повторить. Таким образом, человек, во-первых, смотрит на себя со стороны в момент нанесения порезов, а, во-вторых, когда у него есть пять минут, то удовольствие от причинения себе боли разрушается — уже не симптом контролирует человека, а человек — симптом.

Психология саморазрушения

Фото: tumblr.com

Аутоагрессия и гетероагрессия — не взаимоисключающие явления, которые противопоставлены друг другу. Гнев, вне зависимости от того, куда он направлен, имеет право на то, чтобы быть выраженным. Но вопрос в другом — насколько адекватен или неадекватен ситуации выбранный способ его выражения. Когда человек в порыве гнева избивает другого человека, громит всё вокруг — это неадекватное выражение гетероагрессии. Таким образом, не гетероагрессия противопоставляется аутоагрессии, а различные способы реагирования на поведенческом уровне. На психологическом уровне недовольству собой, гневу, направленному на себя (или на других ), противопоставляется принятие и любовь. Нет плохих эмоций и чувств — гнев ребёнка имеет такое же право на существование, как и гнев взрослого. И подавление этого гнева запросто может привести к замыканию в себе или выплеску агрессии на более слабых людей.

Выяснить свой уровень аутоагрессии и гетероагрессии можно ЗДЕСЬ. 

Психология саморазрушения«Кто любит себя, тот любить Бога не может»
Преподобный Серафим Саровский «Я пришел не судить мир, но спасти мир». В этой статье хотелось бы показать психологические детали распространенного духовного заболевания, обозначаемого в Православии как себялюбие (гордыня). Ведь в той или иной степени этому недугу подвержены практически все живущие люди. Предположим, что многие знают об этом из православной святоотеческой литературы. Однако попробуем взглянуть на это явление с психологической и социальной точки зрения. Эта статья должна помочь взглянуть на себя, как на личность, со стороны, а также как на члена социального общества. Воцерковление: неофиты и «опытные»
Время от времени в православной прессе появляются негативные статьи о новоначальных. 
В среде «опытных» церковных людей развернулась целая кампания против неофитства. Слово «неофит» стало чуть ли не ругательством: мало найдется высказываний, где бы оно употреблялось не в негативном смысле. Над делами и стараниями неофитов либо подсмеиваются и ставят их в пример «как делать не надо», либо с неприязнью обличают их. В лучшем случае говорят, что это «болезнь роста» или «духовный недуг». Достаточно вспомнить хотя бы статью «Осторожно: неофит!» Георгия Дублинского, которая под разными названиями уже несколько лет кочует из газеты в газету, из сайта в сайт.
Неофитством называют явление, когда человек, только пришедший к вере, с большой ревностью старается воплотить в своей жизни все нормы и требования христианской религии, насколько он их понимает.
Словарь Даля: Неофит  — новичок, новобранец, новоприемыш, новик; новокрешон.
Материал из Википедии — свободной энциклопедии: Неофит — новичок в чем-либо. В основном значении — новый приверженец какой-либо религии. Также употребляется для обозначения нового сторонника какого-либо учения или общественного движения.
Как исторический термин, означает новых членов тайных собраний, например элевзинских таинств в древней Греции; в первоначальной христианской церкви — новокрещенные, обыкновенно с Пасхи, когда их крестили, до Фоминой недели носившие белую одежду; позже в монашеских орденах — новопостриженные.
Когда человек приходит в Церковь, Господь дает ему много благодати и сил, чтобы поддержать, пока тот окрепнет, и часто защищает от искушений, о чем и прп. Иоанн Лествичник говорит: «Господь, по особенному промыслу Своему облегчил брань для новоначальных, чтобы они при самом начале не возвратились тотчас же в мир. Итак, радуйтесь всегда о Господе, все рабы Божии, видя в этом первый знак любви Господней к вам, и что Он Сам вас призвал».
И та ревность в вере, которую переживают новообратившиеся, – она сама по себе хороша. Их искренность, жертвенность, готовность отказаться от своих привычек и комфорта, нелицемерное желание соблюдать заповеди Христовы и доверять Богу – это отнюдь не «духовный недуг», а как раз напротив.
Можно ли сохранить эту чистую радость, искреннюю и любовную ревность в деле духовного преуспеяния? Можно. История Церкви знает их предостаточно. Например, один из самых знаменитых «неофитов» – прп. Антоний Великий.
В порывах неофитства совершаются большие духовные подвиги. Однако со временем это состояние обычно оставляет новоначального. Господь отнимает от человека благодать, о которой говорит прп. Иоанн Лествичник, чтобы человек сам потрудился, осознал свои немощи и смирился. На этом этапе от человека  требуется приложение больших усилий для духовного и нравственного совершенства. И если христианин опускает руки, перестает бороться со своими, как ему кажется, усилившимися страстями и духовными недугами – неофитство проходит как удивительный и прекрасный сон. И человек начинает каменеть, черстветь, углубляться в свою, от рождения греховную природу, оставаясь при этом, возможно, прилежным прихожанином. Грубые привычки, возможно, оставлены, но навыка борьбы с душевными страстями не приобретено. Такой «прихожанин» становится теплохладным и забывает, как сказано в Апокалипсисе св. ап. Иоанна Богослова, «свою первую любовь». Он, часто начинает свысока относиться к людям, живущим вне Церкви. 
В этой статье хотелось бы подробнее рассмотреть эту проблему с психологической стороны. Явление (душевное заболевание) самовлюбленности, неотделимое от высокомерия, часто путают с неофитством. Оно бывает свойственно и внешне «воцерковленным» людям, т.е. усвоившим внешние обычаи церковные, но далеким от духа Христовой любви и терпения немощей ближнего. Часто по людям с такого рода самомнением, к сожалению, судят обо всей Церкви. Кстати, с такими вот «опытными верующими», или, как их еще называют, «болящими» людьми одними из первых сталкиваются новоначальные и много от них страдают.
Не подумайте, что здесь речь идет только о верующих людях, этому душевному недугу подвержены все люди, вне зависимости от вероисповедания, нации, социального и политического статуса. Речь идет, как было сказано выше, о самовлюбленных людях. Об этом явлении много сказано святыми отцами и современными известными богословами. Итак, мы рассмотрим  психологическую и социальную сторону этого явления.
Нарциссизм (или себялюбие) – это глубокое душевное заболевание. На эту патологию не обращает особого внимания официальная медицина, только разве что в крайних случаях, когда состояния нарциссизма переходит в грубую стадию мании или психоза.
Кстати официальная медицина в России, психотерапия в частности, не занимается психологическим анализом личности. Лечат у нас не словом, не психоанализом, а сразу – инъекциями и таблетками мощнейших психотропных препаратов, от которых человек теряет свое человеческое лицо и достоинство. Предполагаю, что эта статья вызовет в медицинских кругах большое возмущение. Но это факт – медицинская психология в России практически не развита.
Обратите внимание на термины – психоЛОГИЯ и психоТЕРАПИЯ – это далеко не одно и то же. Психология по своему назначению всего ближе находится к христианству.
Итак, человек, страдающий недугом нарциссизма, мало чем отличается от состояния новорожденного младенца. Отличие состоит лишь в том, что для младенца внешний мир (люди, общество, природа и др.) еще не возник как реальность, а для взрослых «болящих»  внешний мир перестал существовать как реальность.
Естественная, природная любовь к себе, инстинкт самосохранения, осознание себя как личности у больного нарциссизмом приобретает уродливую форму. Его «я» вытесняет все вокруг. 
Особый род нарциссизма можно наблюдать у людей, обладающих огромной властью. Такие люди делают все, что пожелают. Их власть кажется безграничной, и только болезнь, смерть или старость могут им помешать. Они поступают таким образом, как будто не существует границ для их прихотей и жажды власти. Для решения общечеловеческих задач им приходиться перешагивать через свой властный эгоизм, чтобы выйти за границы своей болезни, однако им это удается редко. Они – боги. Чем больше человек пытается стать Богом, тем больше он изолируется от людей. Изоляция нагнетает на такого «бога» всевозрастающий страх. Такому человеку кажется, что все вокруг – враги, и чтобы справиться с этим страхом он все больше и больше укрепляет свою власть и нарциссизм. Результатом такого состояния будет психоз. Это состояние, когда человек порвал все связи с внешней реальностью. Он весь переполнен самим собой, он превратил себя в бога и в весь мир. Менее тяжкое, но также распространенное душевное заболевание человека – состояние, когда человек не воспринимает интересы и ситуацию других людей.
Например – один человек просит встречи или о чем–либо у другого. Ему отвечают, что сейчас нет времени для встречи, или что его просьба не может быть удовлетворена именно сейчас. Однако просящий будет настаивать на своем, объясняя это не важностью проблемы, а тем, что дело не займет много времени, что это быстро (или рядом, или что так удобнее для него самого). Просящий не в состоянии отделить свою ситуацию от ситуации человека, к которому он обращается. Такой человек считает, что если ему самому удобно просить о встрече, или просить о чем-либо, значит это должно быть удобно и ответной стороне.
Человек способный побороть свой эгоизм скажет в такой ситуации: «Я вас понимаю, извините за мое беспокойство». «Болящий» же будет продолжать настаивать на своем, и при этом еще критиковать и обвинять в равнодушии сторону, не удовлетворяющую его просьбу. Гибель Эхо. О древней легенде Другой вариант нарциссизма копирует греческую легенду о юноше Нарциссе, который пренебрег любовью нимфы по имени Эхо, умершей затем от разбитого сердца. Юношу за это наказала богиня Афродита, наслав на него проклятье. Молодой Нарцисс влюбился в собственное отражение в воде и погиб от восхищения собой. 
Самовлюбленность – это действительно проклятие для человека. 
Наглядность легенды видна на картинах, где изображен легендарный юноша. Картина образно показывает направление всей душевной и духовной деятельности страдающего человека. Вся его энергия направлена в плоскость – в воду, которая растворяет в себе все и вся. Он видит там свое отражение, отражение смерти. 
Человек, влюбленный в себя не видит ничего кроме плоскости, он отвернулся от неба, от Бога и погружен всем сердцем, душой и умом вниз, в плоскость, в прах. Свет мой зеркальце, скажи… Есть женщины (сейчас и молодые мужчины) часто проводящие время перед зеркалом. Они причесываются, подкрашиваются, посещают дорогие салоны красоты. Делают они это не только из тщеславия. Такие люди прямо одержимы своим телом, своей красотой. Тело  для них – единственная реальность в этом мире. С возрастом у таких людей появляется страх болезней, хотя уже красоте уделяется меньше внимания. Такое явление называют ипохондрией. Все эти недуги объединяются в одном – человек занят своей персоной, что ограничивает интерес к окружающей реальности.
Моральная ипохондрия – дело здесь обстоит еще хуже. Человек занят не своей внешностью, а только своим внутренним, душевным состоянием. Человек все время думает, как бы не провиниться, что он сделал неправильно, в чем согрешил. При этом со стороны и в собственных глазах он видит себя совестливым и глубоко моральным и верующим человеком, даже готовым заботиться о других. На самом деле такой человек занят только собой, своей душой и совестью, что о нем скажут другие. Он живет только для себя. Другие люди, их проблемы и беды, реальность таких людей мало интересует.
В отличие от тщеславия, нарциссизм менее заметен для неопытного взгляда.
В нашей повседневной жизни нарциссизм проявляется в менее выраженной форме. Для наглядности приведем анекдот, который прекрасно выражает эту тему. Один поэт встречает друга, долго и нудно рассказывает о себе и своих делах. Наконец он говорит: «Что я все о себе, да о себе, давай поговорим о тебе. Как тебе понравилась мои последние стихи?» Этот поэт является типичным примером тех, кто занят только собой и интересуются другими постольку, поскольку они являются как бы эхом, отражением его персоны. Как можно распознать больного? Человеку, болеющему самовлюбленностью, свойственны качества самодовольства. Если он скажет несколько слов, то делает выражение, будто он сказал нечто очень важное. Обычно такие люди не слушают других, часто перебивают собеседника, впрочем, им вообще не интересно, что говорят другие. Если этот человек умен, он для вида может задавать вопросы и делать вид заинтересованности.
Нарциссы очень болезненно реагируют на любую критику в их адрес. Он будет оспаривать обоснованную критику, будет проявлять гнев или подавленность.
Также самовлюбленный человек может быть с виду скромный и безропотный, однако быть влюбленным в свою эту безропотность и скромность.
Часто признаки нарциссизма, особенно в крайних проявлениях, можно определить внешне — по выражению лица этого человека. На лице такой личности можно увидеть блеск ума или некую усмешку, которая одним придает выражение самодовольства, другим, сияющим от счастья, – ребячливости, что вызывает доверие. У таких «болящих» людей особый блеск глаз, который одни принимают за признаки святости, другие – за признак помешательства.
Как бы не выглядели формы этого душевного заболевания, — а таковых множество, здесь же перечислены только самые яркие, — общим для них является отсутствие подлинного интереса к внешней реальности, к реальным людям, к реальным проблемам общества. К сожалению можно наблюдать, как в среде верующих одобряется тенденция отрицания реальности. Не в смысле отрицания зла мiра сего, греха, а отрицания самого этого мира, внешней среды  — общества, государства, людей, общественных явлений. Часто из уст верующих можно услышать такие фразы, отдельные или все вместе: «Мы не смотрим телевизор, не читаем газет, не слушаем радио, не участвуем в политике, не ходим на выборы, у власти масоны, в бизнесе воры, и вообще кругом зло…» и прочее и прочее. Но такие люди, как правило, совершив внешний акт удаления от общества, не занимают силы своей души внутренним духовным деланием, борьбой со страстями, жительством во всем по заповедям Христа. Внешне такой человек принимает на себя порой и аскетическое, почти, что иноческое делание, а на самом деле устраняется от реальных проблем, оставаясь при этом глубоко страстным человеком. К монашеству не все способны. Такому человеку лучше оставаться в миру, стараясь в нем жить по-христиански, познавая свои немощи и смиряться от этого, а также и бороться со злом мира сего и трудиться для Церкви. Таким образом, постепенно приобретая смирение, такой христианин научается и любви христианской, к которой он призван Христом: «Да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Между тем неразумное удаление от мира в затвор развивает гордыню. Поэтому подобные «подвижники» приравнивают себя к монахам, к пророкам, и с этой высокой колокольни смотрят на «падший мир», обвиняя и осуждая всех и вся. Они забывают слова Христа, Который говорил: «Я пришел не судить мир, но спасти мир».
Видимо, для многих гораздо легче увидеть зло вокруг, чем увидеть зло в себе, увидеть свою душевную и духовную болезнь и бороться с этим. 
С точки зрения психологии вышеупомянутый уход от мира может быть связан с болезненным проявлением нарциссизма, когда внешняя реальность для больного человека, его область «не-Я» – неполноценна, аморальна, опасна и враждебна. Человек с таким убеждением приходит к колоссальному искажению вещей. Все, что вне его интересов – недооценивается, а то, что касается его личности – переоценивается. Предметы и качества самовосхищения Человек не обязательно может влюбляться только в свою личность. Нарциссизм может проявляться как пристрастие нарцисса к отдельным своим качествам, например, — к чести,  к образованности,  к интеллигентности, к физическим способностям, к остроумию, к отдельным членам своего тела  — носу, волосам, ногам и др. Если спросить такого человека, что есть его личность, он скажет, что «он» это — его разум, совесть, богатство и другое. 
Это заболевание проявляется и когда больной человек переносит свой нарциссизм на все, что связано с его личностью в этой жизни. Идеи, имущество, родственники, дети, друзья – все, что входит в сферу его интересов и служит пищей для самолюбования.
Часто любовь родителей к своим детям имеет нарциссический характер. Они считают, что их дети самые красивые, умные и они лучше других. Родители переносят свое нарциссическое «Я» на детей, и видят в них продолжение своей личности, не осознавая того, что ребенок – это совершенно отдельная личность.
Языческие культы и религии, их идолы как раз представляют и питают различные нарциссические аспекты человека и его природы. 
В отличие от язычества православное христианство призывает человека избавиться от недуга самовосхищения и самовлюбленности. Заповеди Христовы направляют человека любить Бога, близких, родителей, своих врагов. Пример – Сам Христос, Который добровольно пожертвовал своей жизнью за падших людей, показав людям истинный путь духовного совершенства, путь спасения от смерти.
К сожалению, некоторые люди и целые общества могут из какой-либо идеи сделать культ самовосхищения и насильственно навязывать его всему миру. Например, так делали католики в своих крестовых походах, в инквизиции, когда именем Христа мечом и огнем уничтожались нехристиане, а протестанты вырезали индейцев в Северной Америке. Эти несчастные верующие вообразили себя мечом Правосудия, приравняв себя к Богу.
Человек может передавать свои страсти в общество, находясь в поисках удовлетворения своих больных идей. Тяжелые последствия бывают, когда общественный деятель или политик, больной нарциссизмом начинает любыми средствами добиваться одобрения своих фантазий среди миллионов людей. Они ищут восторженных возгласов, аплодисментов, сопровождающих массовый психоз народа. Вспомним Ленина, Гитлера, сюда же можно отнести и Сталина, явно страдающего от этого заболевания.
Вожди, больные манией величия, «лечили» свой нарциссизм тем, что переделывали общество под себя, физически уничтожая вокруг себя каждого критика, каждого, кто не принимает этих бредовых идей. 
Посмотрите, как США сегодня проводят политику демократизации по всему миру. Североамериканская демократия стала нарциссической страстью целого государства! Они считают эту систему самой лучшей, и лучше, по их мнению, быть не может, а кто не согласен, того ждет экономическая блокада или военная расправа. Общественный нарциссизм как источник насилия Индивидуальный нарциссизм может превращаться в групповой. Род, нация, религия, раса и подобное помещаются на место индивидуального поклонения и превращаются в предмет нарциссической страсти.
Существование группового нарциссизма зависит от веры людей в их исключительность, превосходство над другими, или, по крайней мере, в свою правоту.
Если в группах, обществах, нациях, религиях нарциссизм (любование своим блеском, славой, красотой, умом, своими убеждениями) преобладает над благородными целями созидания, творчества, служения ближнему и обществу, то рано или поздно наступает моральная, нравственная, духовная, физическая деградация и распад этого общества или группы.
В обществе, которое ориентирует большинство своих членов на материальное удовлетворение, вместо духовного развития, со временем появляются признаки злокачественного нарциссизма. Для людей бедных в культурном и духовном отношении, нарциссическая гордость к принадлежности к этой группе (нации, религии, расе) является единственным источником удовлетворения. Жизнь для людей в таких обществах не представляет интереса, у них нет творческого и духовного развития, что приводит к крайним, экстремистским проявлениям нарциссизма. Для примера можно сказать о расовом нарциссизме «третьего рейха» в Германии, воплотившегося в государственную политику и международную агрессию в 30 годах XX столетия. Дикий расовый нарциссизм существует и в наши дни, например в южных штатах США, в странах постсоветской Прибалтики, где например, многие русские считаются «не гражданами» страны. Во всех этих случаях рассадником нарциссических чувств остается мелкая буржуазия (еще их называли мелкими лавочниками).
Отсталый и обделенный в духовном и культурном отношении класс, без надежды на изменение своей ситуации (так как эти группы являются пережитком прошлого) знает только единственное удовлетворение — непомерно раздутое представление о себе, как о самой значительной группе в мире, которая чувствует свое превосходство над другими, по их мнению, неполноценными группами. «Даже если я не очень богат, необразован, я все же представляю нечто важное, поскольку я принадлежу к самой замечательной группе в мире: «Я – белый». Или: «Я – ариец». 
Групповой нарциссизм распознать сложнее, чем индивидуальный. Предположим, что некто рассказывает о своей семье, и говорит, что его семья – самая лучшая на земле, что только они чистые, истинно верующие, культурные и духовные люди, все остальные – глупы, грязны, неграмотны, неполноценны, враждебны. Такие высказывания будут восприняты как агрессия, грубость, наглость или как речь сумасшедшего.
Однако если оратор будет говорить в своей речи не про свою семью, а про народ, нацию, религию, страну, партию – то многие будут славить и уважать его как патриота, как правоверного и нравственного человека. Польщенный такой самовлюбленной энергией народ или группа могут совершать перевороты и революции! 
У каждого народа есть свои достоинства и недостатки. Если народу указать в нужный момент на его славную историю, его лучшие качества, то этим можно подвигнуть его на великие свершения. Вспомним Великую Отечественную войну, когда коммунисты вынуждены были достать из советского небытия имена св. Александра Невского и др., чтобы спасти свой режим. И это надо делать постоянно для воспитания народа, а не только в нужный для власти момент. И при этом не обязательно унижать другие народы. Революция в России была сделана на ложном патриотизме, — на противоположном чувстве по отношению к исторической России.
Ораторы, провозглашающие «избранность» группы могут стать вождями. Для большинства людей «разумно» — когда с этим соглашаются миллионы. Для многих рядовых нацистов было «разумным» сжигать в газовых печах, ставить медицинские эксперименты, расстреливать, морить голодом миллионы детей, женщин, мужчин и стариков другой нации. Для верных Ленину и Сталину товарищей было «разумно» расстреливать и гноить в концлагерях миллионы православных христиан: монахов, священников, казаков, офицеров, крестьян и рабочих. В России, например, на почве материальных трудностей, болезненных «реформ» 1990 годов, групповой нарциссизм пророс на национальной почве, в конфессиональной среде, превратившись в отдельных уголках страны в откровенный бандитизм и терроризм. 
К великому сожалению, это явление появляется сегодня среди людей, считающими себя православными, в группах, где обильно поливается почва разговорами об исключительности «русских», о «великой России» о «вражеских заговорах», при этом такие люди, как правило, настроены негативно по отношению к Православию. Появляются группы верующих по национальным признакам с маленькими национальными вождями внутри группы. 
Возрождается и пропагандируется некоторыми людьми поклонение Сталину. В обществе с новой силой замаячил призрак К. Маркса. Руководители крупнейших Российских партий без стеснения говорят о воплощении в жизнь «идей Маркса», этого идейного «гуманиста».
Время от времени появляются инициативы «снизу», а вернее всего это проделывается истинными врагами России, различные ложные «национальные», «общественные» и «гражданские» движения, которые нагло и грубо соблазняют народ на разрушительное самолюбование и гордость своей нацией или вероисповеданием, и обязательно указывают внешних и внутренних «врагов». Главная цель этих действий – возмутить человека, отвлечь его от истинного пути, расколоть созидательное движение в России. Обычно на такие «приманки» попадают люди склонные к нарциссизму.
Больным нарциссизмом людям обязательно нужен «вождь», который воплощает самовлюбленную энергию в жизнь. Неудивительно, что в группах верующих появляются, так называемые младостарцы, и некоторые группы «верующих» приобретают свойства секты. Реальная цель России — христианство У России действительно есть великая миссия в мире – хранение истинного, неискаженного христианства – Православия – и проповедь о нем всему миру перед концом истории. Для этого России нужен православный монарх, а Россия должна возродиться как православная монархия и осознать смысл своего существования в служении Богу, в хранении Православия в условиях враждебной мировой апостасии, а не в материальном благополучии граждан, как это сейчас провозглашается. Но это возрождение России (ибо, только это можно считать возрождением России) без Божией помощи невозможно, а ее (Божию помощь) еще надо заслужить, что при настоящем нравственном растлении нашего народа вряд ли возможно. Но невозможное человекам возможно Богу. Эта «русская идея» обязывает нас всех православных христиан, независимо от национальности, к ответственности, к жизни во Христе, к духовному трезвению, к молитве за себя и за Россию. Хотя иные в этой русской идее ничего не видят, кроме гордыни, и гнушаются ей, а иные действительно начинают ею гордиться без осознания причин катастрофы, постигшей Россию в ХХ веке и которая отнюдь не закончилась с падением режима КПСС и продолжается сейчас. Опасная ловушка – прелесть Религиозные секты, как правило, существуют до первой серьезной ошибки их «вождя», после чего их звезда славы закатывается, а секта, в лучшем случае – разбегается, в худшем  — кончают жизнь самоубийством, так как все их надежды рушатся в один миг. Вспомним историю с Пензенскими затворниками, которые замуровались в подземелье, ожидая конца света. Они всю зиму 2008 года просидели в катакомбах. Весной их сооружения размыла талая вода, это и было их «концом света». Их вождь, который, кстати, не разделил «подвига отшельничества» со своими единоверцами, был помещен в психиатрическую клинику. Не дождавшись конца света, наставник затворников пытался покончить жизнь самоубийством. Ошибки у таких вождей неизбежны в силу их искаженного видения реальности, а часто и основ христианства. Нарциссически «болящий» приравнивает себя к Богу. Вместо смирения и покаяния, он начинает приравнивать себя к Всевышнему и говорить от Лица Бога, — «пророчествовать», «прозревать», а главное — приказывать. Это так популярно сегодня среди «верующих» в современном мире. Часто можно услышать: «Вот там-то старец, он прозорливый, бесов изгоняет», и т.п.. Пришедши в храм, люди часто ищут не милосердного Бога – Христа, а ищут вождя, ищут своего рабства, ищут оракулов и волшебников.
В среде верующих часто можно слышать и видеть самолюбование своей группой (приходом), своими добрыми делами, обожаемым священником, с одновременным осуждением других верующих и их пастырей. «Однако, — говорил Святитель Игнатий, — раб Христов не может быть чьим-то врагом. Где Христос, там нет зависти и рвения». «Верую… во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь», — произносят христиане каждый раз на Божественной литургии, и тут же некоторые забывают эти святые слова молитвы! 
Если же самовлюбленная группа людей находится вне традиционной религии, можно наблюдать и такие последствия как возникновение молодежных фашиствующих группировок, которые могут убить человека только за цвет кожи или за «неправильный» разрез глаз. Убить за то, что они «не такие».
Существование нарциссизма всегда противостоит рассуждению и любви. Это даже не нужно объяснять, и так понятно. «Я есмь путь и истина и жизнь» Православие призывает избавиться от идолов личного и группового нарциссизма, христианство говорит: «Нет уже иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского… нет ни варвара, Скифа: ибо все вы одно во Христе Иисусе». Для спасения человечества, которое словно листья на деревьях, сменяется поколение за поколением, пришел Логос – воплощенное Слово Божие – Христос: «Я есмь путь и истина и жизнь»
«Одно занятие может быть признанно истинно полезным, — говорит Святитель Игнатий, — во время кратковременной земной жизни, доколе наша череда зеленеет, — познание Христа, Который и податель вечной блаженной жизни, и путь к этой жизни. Христос присутствует в Евангелии, Евангелие – тот вертоград, в котором может найти Христа Мария – верная душа, пребывающая в покаянии… за городом, вне любви к миру. Там гроб Христов! Там плачут Его любимые – плачут пред Ним и о себе».
Каждому необходимо взглянуть на себя со стороны, сверить свои мысли, дела и жизнь с Евангелием и сделать правильные выводы.

Александр Чураков.

Оставить комментарий