Психология личности и профессиональное самоопределение рабочая программа

Вся самая актуальная информация в статье на тему: "Психология личности и профессиональное самоопределение рабочая программа". Мы собрали полное описание всех ваших проблем.

Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области

«Лискинский промышленно-транспортный техникум имени А.К. Лысенко»

(ГБПОУ ВО «ЛПТТ имени А.К. Лысенко»)

Психология личности и профессиональное самоопределение рабочая программа

РАБОЧАЯ ПРОГРАММа ДИСЦИПЛИНЫ

ОП. 14 Психология личности и профессиональное самоопределение

название дисциплины

по специальности СПО

23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог

код название

Лиски

Рабочая программа дисциплины разработана на основании методических рекомендаций по разработке и реализации адаптированных образовательных программ (Письмо Министерства образования и науки РФ от 22 апреля 2015 года №06-443) по специальности СПО 23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог и на основании решения педагогического совета от «26» августа 2016 года, протокол №1.

Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области «Лискинский промышленно-транспортный техникум имени А.К. Лысенко»

Разработчики:

Попова Юлия Анатольевна, преподаватель

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность.

Программа рассмотрена на заседании цикловой комиссии «Транспорт» протокол №1, от 26.08.2016 г.

Председатель ЦК Попова М.А.

Программа одобрена на заседании УМС протокол №1, от 26.08.2016 г.

Заведующий научно-методическим отделением — С.А.Сарксян

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. результаты освоения ДИСЦИПЛИНЫ

  1. СТРУКТУРА и содержание ДИСЦИПЛИНЫ

  1. условия реализации РАБОЧЕЙ программы дисциплины

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог.

1.2. Место дисциплины в структуре ППССЗ: дисциплина относится к вариативной части общепрофессионального цикла.

  1. Цели и задачи дисциплины — требования к результатам освоения

    дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

— применять на практике полученные знания и навыки в различных условиях профессиональной деятельности и взаимодействия с окружающими;

— использовать простейшие приемы развития и тренировки психических процессов, а также приемы психической саморегуляции в процессе деятельности и общения;

— на основе анализа современного рынка труда, ограничений здоровья и требований специальности осуществлять осознанный, адекватный профессиональный выбор и выбор собственного пути профессионального обучения;

— планировать и составлять временную перспективу своего будущего;

— успешно реализовывать свои возможности и адаптироваться к новой социальной, образовательной и профессиональной среде.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

— необходимую терминологию, основы и сущность профессионального самоопределения;

— простейшие способы и приемы развития психических процессов и управления собственными психическими состояниями, основные механизмы психической регуляции поведения человека:

— современное состояние рынка труда, мир профессий и предъявляемых профессией требований к психологическим особенностям человека, его здоровью;

— основные принципы и технологии выбора профессии;

— методы и формы поиска необходимой информации для эффективной организации учебной и будущей профессиональной деятельности.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

— максимальной учебной нагрузки обучающегося 58 часов, в том числе:

— обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов;

— самостоятельной работы обучающегося 6 часов;

— консультации 4 часа.

2. результаты освоения ДИСЦИПЛИНЫ

Результатом освоения дисциплины является овладение обучающимися знаниями и умениями в области профессионального самоопределения, развития психических процессов и управления собственными психическими состояниями, психической регуляции поведения человека, современного состояния рынка труда, поиска необходимой информации для эффективной организации учебной и будущей специальности, а также овладение общими (ОК) компетенциями:

Код

Наименование результата обучения

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК 3

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

ОК 4

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК 5

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 6

Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

ОК 7

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий

ОК 8

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

ОК 9

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности

3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

в том числе:

практические занятия

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

в том числе:

— по овладению знаниями;

— по закреплению и систематизации знаний;

— по формирования умений.

Консультации

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета

3.2. Тематический план и содержание дисциплины

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Введение

Содержание: Предмет, задачи и содержание дисциплины «Психология личности и профессиональное самоопределение». Значение и основная цель учебной дисциплины. Структура учебной дисциплины, её связь с другими дисциплинами и междисциплинарными курсами.

Тема 1.1.

Становление личности

Содержание: Основные концептуальные положения и ключевые понятия становления личности. Стадии профессионального становления личности. Ключевые понятия о развитии личности. Факторы, движущие силы и стадии профессионального становления личности. Взаимодействие индивидуального, личностного и профессионального развития личности.

Практические занятия:

1. Взаимодействие индивидуального, личностного и профессионального развития личности.

2. Заполнение матрицы выбора специальности.

Самостоятельная работа:

— по овладению знаниями;

— по формирования умений.

Контрольная работа №1 «Становление личности»

Тема 1.2.

Психические особенности личности

Содержание: Общее представление о нервной системе и ее свойствах (сила, подвижность, уравновешенность). Общее понятие о психических процессах. Методы диагностики профессионального отбора: бдительность в условиях монотонии, переключение внимания, помехоустойчивость, стрессоустойчивость, сложная двигательная реакция, объем внимания, реакция на движущийся объект. Психологические особенности личности инвалидов. Адаптации. Адаптация инвалидов. Влияние психологических особенностей личности инвалидов на их адаптацию.

Практические занятия:

1. Профессиональный отбор

Самостоятельная работа:

— по закреплению и систематизации знаний;

— по формирования умений.

Контрольная работа №2 «Психические особенности личности»

Тема 1.3. Неисчерпаемость человеческих возможностей, ведущих к профессиональному успеху

Содержание: Общее понятие о психических свойствах личности. Общее представление о памяти. Общее представление о внимании. Способности. Основные типы связей. Индивидуальные различия в способах восприятия и понимания происходящего.

Практические занятия:

1. Человеческие возможности.

Самостоятельная работа:

— по овладению знаниями;

— по закреплению и систематизации знаний;

— по формирования умений.

Контрольная работа №3 «Человеческие возможности»

Тема 1.4.

Человек на рынке труда

Теоретическое занятие:

Развитие производственной инфраструктуры. Железнодорожный транспорт. Менеджмент на железнодорожном транспорте. Контрактные связи. Малый бизнес. Иностранные инвестиции. Разнообразные виды предприятий и форм собственности. Занятость населения. Безработица. Высшие учебных заведений, условия приема и обучения студентов.

Практические занятия:

1. Определение изменений состава профессий и специальностей на одном из предприятий за последние пять лет.

2. Составление резюме.

3. Составление плана профессиональной карьеры

Самостоятельная работа:

— по овладению знаниями;

— по закреплению и систематизации знаний;

— по формирования умений.

Дифференцированный зачет

Итого аудиторных занятий

В том числе:

практических занятий

Итого самостоятельной работы

Консультации

Итого максимальная нагрузка

  1. 4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

  2. 4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

  3. Реализация программы дисциплины требует наличия аудитории: «Кабинет гуманитарных дисциплин».

  4. Оборудование кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся;

  • рабочее место преподавателя;

  • персональный компьютер;

  • мультимедиапроектор с экраном.

  1. Комплект учебно-методической документации:

  • презентационный материал;

  • учебно-методическая документация

  1. 4.2. Информационное обеспечение обучения

  2. Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

  3. Основные источники:

  4. 1. Основы общей психологии: учебник / Н.С. Ефимова. — М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2013. — 288 с. (электронное издание).

  5. Дополнительные источники:

  1. 2. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. — СПб.: Питер. 2016. — 583 с. (электронное издание)

  2. 3. Общая психология. Ответы на экзаменационные билеты. Маклаков А.Г. — СПб.: Питер. 2012. — 320 с. (электронное издание)

  3. 5. . Психология труда : конспект лекций. Г.X. Боронова, Н.В. Прусова. Издательство: Эксмо, 2008 г. — 160 с. (электронное издание)

  4. 6. Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение. Теория и практика: учеб. Пособие. М.: Академия, 2007. 499 с. (электронное издание)

  5. 7. Технология. Профессиональный успех. 10-11 классы: учеб.для общеобразоват. учреждений/ ; под ред. С.Н. Чистяковой, — 8-е изд. — М.: Просвещение, 2011. — 176 с. (электронное издание)

  6. 8. Технология: Базовый уровень: 10-11 классы: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ ; под ред. В.Д. Симоненко, — М.: Вентана-Граф, 2013. — 224 с. (электронное издание)

  7. 9. Аналитические материалы. Рейтинг лучших вузов России — 2016. — 28 с. (электронное издание)

  8. 10. Атлас новых профессий. Москва. 2015. — 288 с. (электронное издание)

  9. Интернет-ресурсы

  10. 1. www.proftime.edu.ru

  11. 2. www.start4you.ru

  12. 3. www.rabochee-mesto.com

  13. 4. www.uzn.vrn.ru

  14. 5. www.ucheba.ru

  15. 6. psychology-online.net — сайт «Научная и популярная психология» Библиотека. Мастерская (Компьютерная психодиагностика, Психологический практикум). Психоскоп. Путеводитель (ссылки). Exam Online ( 6 тестов). Биржа труда и др.

  16. 7. flogiston.ru — сайт «Флогистон. Психология из первых рук.» Публикации. Новости. Обзоры. Библиотека. (Тематические подборки статей.)

  17. 8. ido.rudn.ru (Психология и Педагогика) — электронный учебник по курсу «Психология и Педагогика» (авт.: Богданов И.В., Лазарев С.В. и др.) от Федерального фонда учебных курсов на портале Института Дистанц. Образования. Материалы курса «Психология и педагогика» составлены на основе программы, рекомендованной отделением психологии УМО университетов РФ, в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта для специалистов, в процесс подготовки которых «Психология и педагогика» войдет как одна из дисциплин общеобразовательного цикла. (Читать на месте, скачать нельзя.)

  18. 9. psi.webzone.ru

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    ФГБОУ ВПО «Дальневосточный государственный гуманитарный университет»

    Факультет психологии и социально-гуманитарных технологий

    Кафедра психологии

    УТВЕРЖДАЮ

    Проректор по УР ДВГГУ

    _______________________

    «_____»__________________200__ г.

    Направление подготовки

    Психолого-педагогическое образования

    Профиль подготовки

    Психология образования

    Квалификация (степень) выпускника

    Бакалавр

    Форма обучения

    Очная и заочная

    г. Хабаровск

    2014г.

    Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки Психолого-педагогическое образования

    Автор (ы) Галактионов И.В.

    Рецензент (ы) _________________________

    Визы:

    Декан факультета _________________________________ (Е.В. Ситникова) Заведующий  кафедрой_____________________________ (Е.Н.Ткач) Уполномоченный по качеству кафедры _______________ (Е.В. Гончарова)

    Программа одобрена на заседании кафедры психологии

    от «09» сентября 2014 года, протокол № 1.

    1. Пояснительная записка
      1. Место дисциплины в структуре ооп бакалавриата

    Цели учебной дисциплины.

    Взаимосвязь дисциплины с другими дисциплинами учебного плана специальности (согласно ГОС ВПО). Трудовая деятельность является общим объектом изучения для таких дисциплин, как физиология труда, социология труда, экономика, инженерные науки, организационная психология и др. Каждая из них, используя свои специфические средства, методы и знания, стремиться к решению практических задач, направленных на реализацию трудовой деятельности, ее гуманизацию, на повышение ее эффективности.

    Целью настоящей дисциплины является:

    Содействие профессиональному развитию самоопределяющегося человека; формирование субъекта самоопределения; высвобождение внутренних ресурсов развития личности.

    Задачи учебной дисциплины.

    — дать представление о профессиональных перспективах, о возможных путях организации помощи личности в профессиональном самоопределении;

    — дать системное представление о теоретико-методологических и практических основ профориентации;

    — выделить проблемы организации научно – практической деятельности профконсультанта.

    — рассмотреть ценностно-смысловые основы профессионального самоопределения;

    — рассмотреть специфику профориентационной помощи различным образовательно -возрастным группам;

    — дать обзор традиционных методов и форм профориентационной работы;

    — формирование знаний о профессиях, профессиональном образовании, рынке труда, требованиях профессий к качествам человека, ознакомление с классификацией профессий;

    — формирование системы научных понятий и научно упорядоченных базовых представлений обо всех существенных аспектах профессиональной активности человека;

    — освоение основных направлений деятельности психолога профориентолога;

    — овладение студентами традиционными методами и формами профориентационной работы;

    — обучение навыкам выбора, планирования и реализации профессиональной карьеры, делового общения и саморегуляции в процессе профессионального образования и трудовой деятельности, решения проблем и преодоления критических ситуаций;

    — оказание информационной, диагностической, развивающей, коррекционной помощи старшеклассникам при выборе профессии.

    Министерство образования и науки Красноярского края

    Краевое государственное бюджетное

    образовательное учреждение

    среднего профессионального образования

    (среднее специальное учебное заведение)

    «АЧИНСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

    рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

    Общая и профессиональная психология

    по специальности 051001 Профессиональное обучение (по отраслям)

    среднего прпофессионального образования

    (углубленная подготовка)

    2011г.

    Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 051001 Профессиональное обучение (по отраслям) углубленная подготовка и примерной программы учебной дисциплины

    Организация-разработчик: Ачинский профессионально-педагогический колледж

    Разработчики:

    , преподаватель высшей категории

    Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО)

    Заключение Экспертного совета №____________ от «____» декабря 20__ г.

    номер


    1. паспорт примерной ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

    Общая и профессиональная психология

    1.1. Область применения программы

    Примерная программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 051001 Профессиональное обучение (по отраслям) среднего профессионального образования.

    Примерная программа учебной дисциплины может быть использована

    Как при подготовке будущих мастеров производственного обучения, так и в системе дополнительного профессионального образования в рамках программ повышения квалификации мастеров производственного обучения и переподготовки кадров в учреждениях СПО.

    1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

    Дисциплина Общая и профессиональная психология входит в профессиональный цикл ОПОП и является общепрофессиональной дисциплиной.

    1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

    Содержание дисциплины раскрывает ценностно-целевые ориентиры и психологические основы работы будущего мастера производственного обучения в его профессионально-педагогической деятельности.

    Формируемые компетенции, средствами дисциплины должны способствовать решению педагогических задач будущего мастера производственного обучения, в рамках его основных видов деятельности: организация учебно-производственного процесса (ПК 1.1, ПК 1.3-1.6), педагогического сопровождения группы обучающихся в урочной и внеурочной деятельности (ПК 2.1-2.5), систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального профессионального образования и профессиональной подготовки на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов(ПК 3.1-3.4).

    В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

    — применять знания по общей и профессиональной психологии при решении профессиональных педагогических задач и изучении профессиональных модулей;

    — выявлять индивидуальные и типологические особенности обучающихся;

    В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

    -особенности психологии как науки, ее связь с педагогической наукой и практикой;

    — основы психологии личности;

    — закономерности психического развития человека как субъекта образовательного процесса, личности и индивидуальности;

    — возрастную периодизацию;

    — возрастные, половые, типологические и индивидуальные особенности обучающихся, их учет в обучении и воспитании;

    — особенности профессионального становления рабочего (служащего);

    — психологические аспекты производственного (практического) обучения, личности и профессиональной деятельности мастера профессионального обучения;

    — групповую динамику;

    — понятия, причины, психологические основы предупреждения и коррекции социальной дезадаптации, девиантного поведения;

    — основы психологии творчества;

    1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

    максимальной учебной нагрузки обучающегося 140 часов, в том числе:

    обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 110 часов;

    самостоятельной работы обучающегося 30 часов.

    2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

    2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

    Вид учебной работы

    Объем часов

    Максимальная учебная нагрузка (всего)

    Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

    в том числе:

    практические занятия

    контрольные работы

    курсовая работа (проект) (если предусмотрено)

    Самостоятельная работа обучающегося (всего)

    в том числе:

    подготовка к практическим занятиям

    работа с литературой (выполнение домашней работы, сбор материалов для «Круглого стола», для рефератов и др.)

    Итоговая аттестация в форме экзамена

    Наименование разделов и тем

    Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)

    Объем часов

    Уровень освоения

    Введение

    Содержание учебного материала

    Определение психологии как науки место психологии в системе наук о человеке. Общая и профессиональная психология — как наука, ее цели и задачи. Роль психологии в формировании педагогических знаний, умений и навыков мастера профессионального обучения. Определение психологических понятий — психология, психика, психические явления

    Раздел 1.

    Предмет и методы психологии

    Тема 1.1

    Закономерности развития психики человека

    Содержание учебного материала

    1. Строение и функционирование центральной нервной системы человека. Основные функциональные блоки мозга и их роль в психических процессах и состояниях личности.

    2. Соотношение психических и физиологических процессов и явлений. Рефлекторный характер психики.

    3. Сознание как высшая ступень развития психики. Функции и свойства сознания. Состояние сознания: сон, бодрствование. Самосознание. Роль труда в возникновении и развитии сознания. Принципы психологии : детерминизм, единство сознания и деятельности.

    .

    Тема 1.2

    Методы психологии

    Содержание учебного материала

    1. Методы психологии : организационные, эмпирические, интерпретационные, наблюдение, методы обработки данных. Методы самонаблюдения

    2. .Этапы психологического исследования

    Практическое занятие

    Методы психологии (тесты, социометрия, графические методы).

    Самостоятельная работа обучающихся

    .Изучение литературы, конспктировнаие

    Раздел 2 . Психология познавательной деятельности

    Тема 2.1

    Внимание

    Содержание учебного материала

    1. Понятие о внимании. Физиологические основы внимания. Виды и качества внимания.

    Зависимость травматизма от отрицательных свойств внимания. развитие внимания и способы управления им в учебной и профессиональной деятельности.

    Практические занятия

    Изучение колебаний внимания.

    Изучение концентрации внимания.

    Изучение устойчивости внимания.

    Самостоятельная работа обучающихся

    .Тестирование

    Тема 2.2

    Ощущение и восприятие

    Содержание учебного материала

    Понятие об ощущениях, их виды. Особенности отдельных видов ощущений. Измерение и изменение ощущений. Понятие о восприятии Свойство восприятия. Законы восприятия. Развитие восприятия и наблюдательности.

    Практические занятия

    Определение абсолютного порога зрительного восприятия;

    Определение точности и воспроизведения отрезка времени.

    Тема 2.3

    Память

    Содержание учебного материала

    Понятие о памяти. Виды памяти. Процессы памяти. Методы изучения памяти. Общие правила формирования и развития памяти.

    Практические занятия

    Изучение памяти на числа.

    Изучение памяти на тексты.

    Самостоятельная работа обучающихся

    Тестирование

    Тема 2.4

    Мышление и речь

    Содержание учебного материала

    1. Понятие и виды мышления, операции и формы. Теоретическое и практическое мышление. Творческое мышление. Проявления творческого мышления в различных видах человеческой деятельности. Индивидуальные особенности мышления: самостоятельность, широта, глубина, быстрота, критичность.

    2. Этапы мыслительного действия. Процесс решения мыслительных задач Мышление и речь. Значение слова как единицы мышления и речи. Виды речи, их значение. связь между мышлением и речью. Развитие мышления. Работа с текстом.

    Практическое занятие

    Решение мыслительных задач

    Самостоятельная работа обучающихся

    Реферирование

    Тема 2.5

    Воображение

    Содержание учебного материала

    Понятие и виды воображения. Роль воображения в научном, техническом творчестве, и педагогической деятельности. Развитие воображения.

    Практическое занятие

    Определение скорости возникновения ассоциаций.

    Исследование сообразительности при решении конструктивных задач.

    Оценка воображения посредством типа фигур Роршаха.

    Самостоятельная работа.

    Тестирование

    Раздел 3

    Психология личности

    Тема 3.1

    Личность, ее структура, проявления и формирование

    Содержание учебного материала:

    1. Определение понятий: личность, индивид, индивидуальность, развитие, становление, формирование личности. Потребности как источник активности личности. Классификация потребностей и их виды. Общественная природа человеческих потребностей.

    2. Мотивация как проявление потребностей личности. Понятие о мотивах поведения. Виды мотивов. Методы и средства изучения личности.

    Практическое занятие

    Составление анкет и тестов для изучения личности.

    Самостоятельная работа.

    Написание характеристик

    Тема 3.2

    Индивидуальные особенности личности

    1. Содержание учебного материала:

    Понятие темперамента. Учение об основных свойствах нервной системы. Типы темперамента и их психологическая характеристика Темперамент и личность. Темперамент и индивидуальный стиль личности.

    Понятие характера. Признаки характера. Характер и личность. Характер и воля. Темперамент и характер. Типология или акцентуированные характеры подростков по . Формирование характера.

    2. Понятие о способностях. Задатки и способности. Способности и личность. Количественная и качественная характеристика способностей. Общение и специальные способности. Развитие специальных способностей.

    Практическое занятие:

    Определение темперамента

    Определение характерных черт характера.

    Понятие о способностях. Задатки и способности. Способности и личность. Количественная и качественная характеристика способностей. Общение и специальные способности. Развитие специальных способностей.

    Самостоятельная работа:

    Написание характеристик

    Тема 3.3. Эмоционально — волевая сфера личности

    1. Физиологические особенности происхождения эмоций и чувств. Виды эмоциональных переживаний. Эмоции и личность. Роль эмоций и чувств самосознании и самопознании. Эмоциональные состояния.

    2. Понятие о воле. Волевой акт и его структура. Звенья волевого акта. Принятие решения и его психологическая характеристика. Волевые качества личности и их формирование.

    Практическое занятие

    Психотренинг по формированию волевых качеств личности.

    Самостоятельная работа:

    Тестирование

    Раздел 4

    Психология общения

    Тема 4.1

    Понятие общения, стороны общения

    1. Понятие об общении. Восприятие человека человеком и понимание в процессе общения. Отличие общения от деятельности. Основные виды общения. Каналы, средства и приемы общения.

    Тема 4.2

    Особенности конфликтных ситуаций

    2. Эмоциональный аспект общения.

    Конфликты и способы поведения в конфликтах

    Тема 4.3

    Особенности общения в группах

    3. Личность в группе. Групповая совместимость. Лидер группы и его роль в коллективе. Стиль лидерства и эффективность групповой деятельности. Методы выявления лидера в группе.

    Практическое занятие

    Определенияе лидера в группе.

    Раздел 5

    Психология труда

    Тема 5.1. Воспитание как часть целостного педагогического процесса

    Содержание учебного материала:

    Предмет психологии труда. Связь психологии труда с общей, социальной, педагогической психологии. Способности людей к той или иной деятельности. Изучение психических состояний и настроений в процессе учебной и трудовой деятельности.

    Тема 5.2

    Структура трудовой деятельности

    Содержание учебного материала:

    . Действия как элемент деятельности. Типология рабочих действий. Психический акт — элемент психической деятельности и действий человека. Трудовая деятельность как процесс. Колебания производственного труда.

    Утомление и усталость. Виды утомления Факторы, влияющие на развитие утомления. Утомление и моторная работа. пути и методы борьбы с утомлением.

    Тема 5.3 Особенности профессионального труда

    Содержание учебного материала:

    Понятие о профессиональном труде. Сферы профессионального труда. Методы изучения профессии. Психологическая профессиография.

    Психологическое изучение процесса формирования профессиональных знаний, умений и навыков. Профилактика ошибочных действий.

    Практическое занятие

    Изучение профессии с помощью тестов. Составление профессиографии

    Раздел 6

    Психологические особенности обучающихся профессиональной школы

    Тема 6.1 Психологическая характеристика обучающихся профессиональной школы

    Содержание учебного материала:

    Особенности психического развития личности в подростковом и юношеском возрасте. Проявление кризисов переходного возраста. Реакции эмансипации, группирования, увлечения, гиперсексуальности.

    Юность как социально — психологическое явление. Особенности общения и эмоциональной жизни в юношеском возрасте. Механизм корректирования социального поведения трудных обучающихся.

    .

    Самостоятельная работа обучающихся:

    Изучение литературы, реферирование

    Тема 6.2 Особенности формирования личности обучающихся персональной школы.

    Содержание учебного материала:

    Движущие силы развития личности в подростковом и юношеском возрасте Психосоциальная концепция развития личности. Социальные роли и личность.

    Основные новообразования в подростковом и юношеском возрасте. Внутриличностные и межличностные конфликты. Причины их возникновения. Пути преодоления возникших конфликтов.

    Групповая совместимость. Лидерство как проявление взаимоотношений личности и коллектива.

    Практическое занятие

    Методика исследования личности и группы

    Самостоятельная работа обучающихся:

    Изучение литературы, реферирование, тестирование

    Раздел 7

    Профессиональное становление личности рабочего (служащего)

    Содержание учебного материала:

    1. Социально — экономические и психологические основы профессионального становления личности рабочего (служащего).

    2. Сущность, этапы и содержание профессионального становления.

    3. Профессиональное становление в условиях производственного обучения.

    Раздел 8

    Психологические аспекты производственного обучения и личности мастера профессионального обучения

    Тема 8.1 Особенности деятельности обучающихся в процессе производственного обучения

    Содержание учебного материала:

    1. Виды деятельности обучающихся в процессе производственного обучения, их задачи.

    2. Психологические основы формирования профессиональных умений и навыков.

    3. Психологическая характеристика упражнений в производственном обучении

    ТемаПсихологические аспекты личности мастера профессионального обучения

    Содержание учебного материала:

    1. Черты личности мастера профессионального обучения как авторитетного руководителя в практической деятельности. Типы руководителей и их психологическая природа.

    2. Общезначимое и индивидуально — своеобразное в системе средств и условий деятельности. Индивидуальный стиль деятельности мастера профессионального обучения.

    3. Педагогические способности, их структура. Влияние личности мастера профессионального обучения на формирование личности обучаемых.

    Практические занятия

    Деловая игра «Типы руководителей»

    Самостоятельная работа обучающихся:

    Анализ личностных качеств, конспектирование

    Раздел 9

    Психологические особенности детей с девиантным поведением

    Тема 9.1

    Социальная дезадаптация

    Содержание учебного материала:

    Психологические основы социальной дезадаптации: понятие, причины

    Тема 9.2

    Коррекция социальной дезадаптации

    Содержание учебного материала:

    Предупреждение и коррекция социальной дезадаптации и девиантного поведения

    Практическое занятие

    Работа с детьми, испытывающими трудности в социальной адаптации и девиантным поведением

    Самостоятельная работа обучающихся:

    Анализ литератыры. семинар, презентация

    Раздел 10

    Основы психологии творчества

    о

    Содержание учебного материала:

    Понятие психологии творчества. Основы конструкторской и изобретательской деятельности

    Самостоятельная работа обучающихся

    Реферирование

    Всего

    3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

    Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета педагогики и психологии.

    Оборудование учебного кабинета: требования ФГОС к содержанию дисциплины, модель мастера производственного обучения, презентации учебных занятий, учебная мебель.

    Технические средства обучения: мультимедийная установка (проектор, экран, ноутбук).

    Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

    Основная литература

    , Кондратьев — учебник для индустриально —

    педагогических техникумов, М., Высшая школа, 1989 .

    Немов психология — учебник для среднего профессионального

    обучения., М.. Гуманит. изд. центр. « Владос « , 2001 .

    , Домашенко по психологии. Педагогическое

    общество России., М., 2001.

    Дополнительная литература

    — Основы психологии — учебник. М., «Культура и спорт», «Юнити» , 1997 .

    Климов профессионализма. М., Воронеж, 1996.

    психология профессионального самоопределения — Ростов – на — Дону, 1996.

    Толочек деятельности: модель стилей с изменчивыми условиями

    деятельности.,М., 1992 .

    , Голубев , 1973 .

    Рубенштейн общей психологии. Изд — во «Питер» , 2002.

    — Основы психологии. Практикум. М., «Феникс» , 1999.

    Шадриков и способности, М.: 1994 .

    Интернет-ресурсы

    Результаты обучения

    (освоенные умения, усвоенные знания)

    Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

    Уметь:

    — применять знания по общей и профессиональной психологии при решении профессиональных педагогических задач и изучении профессиональных модулей;

    — выявлять индивидуальные и типологические особенности обучающихся;

    знать:

    -особенности психологии как науки, ее связь с педагогической наукой и практикой;

    — основы психологии личности;

    — закономерности психического развития человека как субъекта образовательного процесса, личности и индивидуальности;

    — возрастную периодизацию;

    — возрастные, половые, типологические и индивидуальные особенности обучающихся, их учет в обучении и воспитании;

    — особенности профессионального становления рабочего (служащего);

    — психологические аспекты производственного (практического) обучения, личности и профессиональной деятельности мастера профессионального обучения;

    — групповую динамику;

    — понятия, причины, психологические основы предупреждения и коррекции социальной дезадаптации, девиантного поведения;

    — основы психологии творчества;

    Формы контроля:

    — устный, письменный
    опрос

    письменное, машинное
    тестирование

    контрольная работа

    экзамен

    Методы контроля:

    Анализ и оценка выпол­
    нения практической ра­
    боты, защиты проектов
    (методических разра­
    боток, планов учебного
    занятия, планов воспи­
    тательного мероприя­
    тия)

    Анализ и оценка выпол­
    нения тестов

    Традиционная система
    отметок в баллах за
    каждую выполненную
    работу

    Рейтинговая система
    оценки

    Экспертная оценка ра­
    боты студентов в ин­
    терактивном режиме

    Рассмотрена на заседании

    предметной (цикловой)

    комиссии психолого-педагогических дисциплин «___»____________________200__ г.

    Протокол № _____________________

    Председатель ПЦК

    ______________

    Составлена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

    УТВЕРЖДАЮ:

    Заместитель директора по учебной работе

    ______________________

    Автор: , преподаватель психолого-педагогических дисциплин ФГОУ СПО «Ачинский профессионально-педагогический колледж»

    Рецензенты: ______________________________________________________

    __________________________________________________________________

    _________________________________________________________________

    __________________________________________________________________

    _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оставить комментарий