Психология деятельность человека

Вся самая актуальная информация в статье на тему: "Психология деятельность человека". Мы собрали полное описание всех ваших проблем.

Оглавление [Показать]

Деятельность – предмет изучения многих наук: философии, социологии, психологии и др. Деятельность – это форма активного отношения субъекта к действительности, направленная на достижение сознательно поставленных целей и связанная с созданием общественно значимых ценностей или освоением социального опыта. Согласно теории деятельности А.Н. Леонтьева, деятельность человека носит сознательный характер, предполагает осознание цели и путей ее достижения, предвидение результата. Когда человек не осознает поставленной перед ним цели, нет оснований говорить о деятельности в человеческом смысле слова; в этом случае можно лишь констатировать, что имеет место импульсивное поведение, которое непосредственно управляется биологическими потребностями и эмоциями. Особенности деятельности человека:

  1. она является инструментом удовлетворения жизненных потребностей человека;

  2. с помощью деятельности осуществляется преобразование окружающего мира и создание материальных и духовных благ;

  3. в процессе деятельности происходит субъективное воссоздание окружающей действительности и построение ее субъективной модели;

  4. деятельность выступает как инструмент психического развития человека: его мышления, памяти, внимания, воображения и т.д.;

  5. активная деятельность является одним из условий существования человека как полноценного субъекта и как личности;

  6. творческая деятельность является одним из средств самореализации человека как личности и инструментом обретения смысла существования.

Психологический анализ деятельности предполагает выделение в ней основных структурных компонентов и установление характера связи между ними. К ним относятся мотив, цель, условия реализации цели, отдельные деятельности, действия и операции.

Мотив – это внутренний психологический источник деятельности, являющийся констатирующим элементом ее. Под целью понимается мысленное или образное представление конечного или промежуточного результата деятельности. Действием называется элемент или этап деятельности, направленный на достижение отдельной самостоятельной цели. В психологии различают следующие формы деятельности: 1) предметно-практическая деятельность по производству материального продукта; 2) теоретико-мыслительная деятельность, оперирующая идеальными конструктами и моделирующая познаваемый мир; 3) эстетическая деятельность, заключающаяся в создании произведений искусства как объектов идеальной эстетической реальности; 4) идеологическая или мировоззренческая деятельность, связанная с выделением духовных оснований и ценностных ориентиров человеческого бытия.

По аспектам социального бытия различают следующие виды деятельности: игру, учение и трудовую деятельность. Структурными элементами деятельности являются умения, навыки, привычки.

Психика является продуктом длительного и сложного процесса развития органической природы. В свете системного подхода психика – это многоуровневая, самоорганизующаяся, динамическая и открытая система, которая отличается рядом специфических свойств и характеристик:

  1. Активный и избирательный характер отражения явлений действительности, их отношений и взаимосвязей, позволяющий субъекту не только ориентироваться в окружающем мире, но и познавать его.

  2. «Опережающий» характер психического отражения.

  3. Способность к преобразованию энергии внешних воздействий в целостную информацию о мире (картину мира).

  1. Активный и целенаправленный характер приспособления (адаптации) к окружающему миру.

  2. Обусловленность процессов развития и самоорганизации факторами социокультурного окружения.

  3. На высших уровнях развития тенденция к таким сложным формам организации и саморегуляции как сознание, самосознание, личность.

Психическая деятельность осуществляется посредством множества специальных физиологических механизмов мозга. Одни из них обеспечивают восприятие воздействий, другие – преобразование их в сигналы, третьи – планирование и регулирование поведения и т.п. Вся эта сложная работа обеспечивает активную ориентацию организма в среде.

Взаимодействие разных частей организма между собой и установление взаимосвязи с окружающей средой осуществляется нервной системой. Основной элемент нервной системы – нервные клетки или нейроны. Центральная нервная система (ЦНС) состоит из спинного и головного мозга. Чем выше расположена та или иная часть мозга, тем сложнее ее функции.

Наиболее высокие отделы ЦНС представлены большими полушариями головного мозга. У самой поверхности полушарий расположен слой нервных клеток – кора головного мозга. Она обеспечивает сложную психическую деятельность человека. В его психической жизни особая роль принадлежит лобным долям.

Качественно новым уровнем развития психики явилось возникновение человеческого сознания. Сознание – высший уровень отражения человеком действительности. Главным условием возникновения и развития человеческого сознания является совместная, опосредованная речью орудийная деятельность людей. Сознание трактуется в отечественной психологии как присущая только человеку высшая форма психического отражения действительности в свете исторически сложившихся общественных отношений и социокультурного опыта. Наряду с социокультурной обусловленностью, сознание характеризуется активностью, интенциональностью (направленностью на определенный объект), различной степенью ясности, мотивационно-ценностным характером и способностью к рефлексии – самонаблюдению и отражению собственных содержаний.

В сферу научных интересов психологии попадают две фундаментальные проблемы сознания: 1) социально обусловленный характер становления сознания в онтогенезе; 2) динамическое соотношение сознательных и бессознательных подструктур в целостной системе человеческой психики.

Психологическая структура сознания включает следующие важнейшие характеристики:

  1. Первая характеристика сознания дана уже в его наименовании: сознание есть знание об окружающем мире. Знания человек получает с помощью познавательных процессов.

  2. Вторая характеристика сознания – закрепленное в нем различие субъекта и объекта, т. е. того, что принадлежит «Я» человека и его «не — Я».

  3. Третья характеристика сознания – обеспечение целеполагающей деятельности человека.

  4. Четвертая характеристика – наличие эмоциональных оценок в межличностных отношениях.

Характеристики сознания формируются в речевой деятельности людей.

Не все психические явления осознаются человеком. Некоторые явления действительности, которые человек воспринимает, но не отдает себе отчета в этом восприятии, фиксируются низшим уровнем психики, который в свою очередь образует область бессознательного. Под бессознательным началом в психологии понимается специфическая форма отражения действительности, при которой не отдается отчет в совершаемых действиях, утрачивается полнота ориентировки во времени и месте действия, нарушается речевое регулирование поведения. Бессознательное начало представлено практически во всех психических процессах, свойствах и состояниях человека.

Особую подструктуру личности образуют способности.

Способности – это индивидуально-психологические особенности человека, выражающиеся в готовности к овладению определенным видом деятельности и являющиеся условием успешности ее осуществления.

Способности характеризуются скоростью, глубиной, легкостью и прочностью процесса овладения знаниями, умениями и навыками, эффективностью использования их на практике, но сами к ним не сводятся.

В структуре любой способности имеются компоненты, составляющие ее биологические основы или предпосылки. Это может быть повышенная чувствительность органов чувств, свойства нервной системы и другие биологические факторы. Они называются задатками. Задатки представляют собой морфологические и функциональные особенности строения мозга, органов чувств и движения. Это предпосылки развития способностей, в их развитие они входят как исходный момент.

Способности подразделяют на: общие и специальные. Под общими способностями понимается такая система интеллектуальных свойств личности, которая обеспечивает относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями. Общую способность часто называют термином «одаренность»; в зарубежной литературе ее обычно отождествляют с интеллектом. Но если под общей одаренностью подразумевать совокупность всех качеств человека, от которых зависит продуктивность его деятельности, то в нее включается не только интеллект, но и другие свойства и особенности личности.

Под специальными способностями понимают такую систему свойств личности, которая помогает достичь высоких результатов в специальной области деятельности (литературной, музыкальной, изобразительной т.д.).

Формирование и развитие способностей человека невозможно без овладения им продуктами человеческой культуры, без усвоения достижений многих поколений, которые зафиксированы в культурном наследии. Овладение достижениями общественного развития, «перевод» их в «свои» способности совершается через других людей, т.е. в процессе общения, являющимся по своей функции процессом воспитания.

Основными условиями и факторами, от которых зависит эффективность формирования способностей, являются:

  1. Наличие благоприятной социальной среды.

  2. Наличие благоприятных задатков.

  3. Ориентация на ранние возрастные сроки.

  4. Ориентация на сенситивные периоды.

  5. Включенность ребенка в соответствующие виды деятельности и общения.

  6. Комплексный подход.

  7. Правильная организация системы необходимых упражнений.

  8. Соответствие тренировочных действий возможностям ребенка.

  9. Положительная стимуляция тренировочных действий и насыщение их положительными эмоциями.

Общение имеет особое значение для человека:

1. Через общение человек удовлетворяет свои многочисленные потребности, в первую очередь социогенные.

  1. Общение выступает как важнейшее условие психического развития человека.

  2. В процессе общения происходит воздействие людей друг на друга, познание ими друг друга, установление межличностных отношений, обмен информацией.

  3. Общение составляет необходимое условие развития и существования предметной деятельности человека.

  4. Общение образует самую сущностную характеристику человека как субъекта и как личности.

  5. Общение оказывает влияние на все психические функции и свойства человека. В условиях общения происходит существенное изменение работы памяти, внимания, воображения, восприятия, мышления, эмоций, воли, механизмов мотивации и всего поведения в целом. Эти изменения носят индивидуальный характер и могут происходить как в сторону улучшения, так и в сторону ухудшения.

Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Однако прямой контакт между ними невозможен. Он осуществляется через реальные чувственно созерцаемые акты общения: речевые, мимические, практические и т.п. В нем выделяют три взаимосвязанные стороны: коммуникативную, интерактивную, перцептивную. Существует множество классификаций общения. В зависимости от содержания, целей и средств общение может быть нескольких видов. По содержанию общение может быть: материальным (обмен предметами), когнитивным (обмен знаниями), кондиционным (обмен физиологическими и психологическими состояниями), мотивационным (обмен потребностями, мотивами, интересами), деятельностным (обмен умениями, навыками, действиями).

По целям общение делится на биологическое (поддержание, сохранение и развитие организма) и социальное (расширение и укрепление межличностных контактов).

По средствам общение может быть непосредственным (с помощью естественных средств «лицом к лицу»: речи, мимики, пантомимики, жестов и т.п.) и опосредованным (с использованием специальных средств и орудий, когда партнеры разделены в пространстве и во времени), прямым (непосредственное восприятие друг друга) и косвенным (через посредников).

Среди видов общения выделяют также деловое (при совместной продуктивной деятельности) и личностное (проблемы затрагивают личность человека), инструментальное (общение – не самоцель, а преследует какую-то иную цель) и целевое (служит средством удовлетворения потребности).

В зависимости от формы протекания различают два вида общения: внешнее и внутреннее.

Общение можно классифицировать и по многим другим основаниям: в зависимости от количества участников, статусных позиций партнеров, целей, мотивов, соотношения интересов партнеров и т.д.

Представление о другом человеке связано с уровнем собственного самосознания. Анализ осознания себя через другого человека производится с помощью двух понятий: идентификация и рефлексия.

Идентификация – это один из механизмов познания и понимания другого человека, заключающийся чаще всего в неосознанном уподоблении себя значимому другому. Эмпатия – это постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания. Еще один механизм понимания другого человека – это рефлексия. Под рефлексией понимается осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению, т.е. как будет партнер по общению понимать меня. В обыденной жизни люди, как правило, не зная истинных причин поведения другого человека в условиях дефицита информации, начинают приписывать друг другу причины поведения. Такое приписывание причин поведения другому человеку называется каузальной атрибуцией.

При восприятии людьми друг друга часто возникают различные эффекты. Более всего исследованы два из них: эффект ореола и эффект стереотипизации.

Психология деятельности

Психология деятельность человека

Деятельность — одно из самых широких понятий социально-гуманитарных наук, которое особенно часто используется в современной философии, социологии и психологии. Рассмотренные выше характеристики психики — психические процессы, свойства и состояния являются, по сути дела, компонентами более масштабного понятия, каким и выступает деятельность, активность.

Психика и деятельность — взаимообусловливают друг друга, психика предшествует деятельности, сопровождает и развивает деятельность.

В философской литературе под деятельностью понимается специфическая форма отношения человека к окружающему миру, содержанием которой является его целесообразное освоение и преобразование. Деятельность — это сознательное, целенаправленное отношение человека к миру. При этом подчеркивается бесконечное многообразие видов человеческой деятельности, которая может быть материальной и духовной, познавательной и оценочной, репродуктивной и творческой, созидательной и разрушительной и т.д.

В социологии деятельность, рассматривается как сознательное действие индивида, ориентированное на ответное поведение людей. Сознательную ориентацию субъекта деятельности на ответную реакцию со стороны других людей Макс Вебер определял с помощью понятия «ожидание».

Деятельность как психологическая категория

В психологии под деятельностью понимается динамическая система взаимодействий субъекта с внешним миром, в ходе которых человек сознательно, целенаправленно воздействует на объект, за счет чего он удовлетворяет свои потребности.

Конечно, в различных видах деятельности — исполнительской, управленческой, научной — роль сознания различна. Чем сложнее деятельность, тем выше в ней роль психологической составляющей.

Но в любом случае именно деятельность выступает в качестве основы для формирования личности. Личность не предшествует деятельности, она этой деятельностью порождается.

Таким образом, личность в психологии рассматривается как субъект, реализующийся в деятельности, прежде всего в труде и общении.

В процессе деятельности происходит воплощение в субъекте психического образа того или иного объекта окружающей среды, а затем реализация возникшего на основе этого образа отношения субъекта к предметной действительности. Подобная психическая реальность, как компонент деятельности, возникает уже на ранних стадиях становления человека в ходе ориентировочно-исследовательской деятельности, призванной обслуживать такое взаимодействие. 13 процессе такой деятельности все животные, в том числе и человек, обследуют внешний мир, формируют психический образ ситуации и осуществляют регуляцию поведения своего двигательного аппарата соответственно условиям стоящей перед ними задачи.

Различие между животными и человеком состоит здесь лишь в том, что животные способны ориентироваться только на внешние, непосредственно воспринимаемые аспекты окружающего, в то время как деятельность человека в силу развития коллективного труда и общения может основываться и на символических формах представления предметных взаимоотношений.

В содержании деятельности в качестве важнейших обычно выделяются следующие компоненты: познавательные (в том числе перцептивные, мнемические и мыслительные), эмоциональные, волевые.

Отечественный психолог С.Л. Рубинштейн выделял следующие главные особенности феномена человеческой деятельности:

  • она субъектна, т.е. принадлежит человеку, а не животному, не машине, не может быть деятельности бессубъектной;
  • осуществляется в условиях совместной деятельности субъектов:
  • предполагает взаимодействие субъекта с объектом, т.е. она всегда предметна, реальна, содержательна:
  • она сознательна, целенаправленна:
  • в деятельности творческой и самостоятельной по своему характеру люди и их психика не только проявляются, но и созидаются, формируются, развиваются и именно в ней они могут быть объективно исследованы.

Таким образом, категория деятельности здесь используется как выражение неразрывной связи человека с миром и понимания психического как изначально включенного в эту связь.

Психологический анализ структуры деятельности может осуществляться на основе различных критериев:

  • ее основных психологических компонентов, куда включаются прежде всего мотивы, побуждающие субъекта к деятельности, цели, как прогнозируемые результаты этой деятельности; операции, с помощью которых деятельность выполняется, и т.п.;
  • функций, выполняемых в процессе деятельности каждым из выделенных компонентов;
  • качественных особенностей результатов, получаемых в итоге деятельности.

Таким образом, деятельность в психологии рассматривается как форма активного отношения человека к действительности, направленная на достижение сознательно поставленных целей.

Категория деятельности в современной психологии

Категория деятельности используется весьма широко в различных областях современной психологической науки. Например, в обшей психологии категория деятельности используется как при анализе индивидуальных, так и внутригрупповых психических процессов; для обоснования принципа единства сознания и деятельности, а также для объяснения принципа интериоризации — экстериоризации как механизма усвоения общественно-исторического опыта.

Категория деятельности постоянно используется для построения различных прикладных отраслей психологии, особенно таких как психология труда, педагогическая, медицинская, управленческая психология. В этих прикладных областях психологии особое значение имеют такие характеристики деятельности, как субьектность и предметность.

Специфика предметной определенности деятельности заключается в том, что объекты внешнего мира не воздействуют на субъекта непосредственно, но лишь будучи преобразованы в ходе его деятельности. Этим достигается большая адекватность их отражения в сознании субъекта деятельности.

Подобным образом преобразованное восприятие объектов проявляется уже у животных, деятельность которых обусловлена свойствами объектов, которые служат для удовлетворения их биологических потребностей.

Но в развитой форме предметность свойственна лишь человеческой деятельности. Она проявляется в социальной обусловленности деятельности человека, в ее связях со значениями, фиксированных в схемах действий, системах ценностей, социальных нормах.

Субьектность деятельности выражается в таких аспектах активности субъекта, как обусловленность психического образа прошлым опытом, потребностями, установками, эмоциями, целями и мотивами, определяющими избирате ьность и направленность деятельности.

При анализе деятельности обычно выделяются три основных плана:

1. генетический — в нем исходной формой любой человеческой деятельности выступает совместная социальная деятельность людей, в ходе которой в качестве основного механизма развития психики работает процесс интериоризации, обеспечивающий переход внешней по форме деятельности во внутреннюю психическую деятельность;

2. структурно-функциональный — в его основе лежит принцип рассмотрения строения деятельности «по единицам», разложение реальности на «единицы», содержащие в себе основные свойства, присущие ей как целому. В этом плане рассматриваются мотивы, цели деятельности, а также составляющие ее структуру отдельные действия: мыслительные, моторные, чувственные. Иерархические связи между такими единицами деятельности подвижны и в зависимости от места отражаемого объекта в структуре деятельности изменяются как содержание психического отражения, так и его уровень (сознательный или бессознательный), а также вид регуляции деятельности (произвольной или непроизвольной);

3. динамический, на основе которого изучаются механизмы, поддерживающие способность человека к деятельности, а также условия, обеспечивающие ее движение и развитие, появление ее новых форм. В этом плане исследуются условия, которые обеспечивают устойчивость целенаправленной деятельности в обстановке постоянно меняющейся реальности. Большую роль здесь играет анализ психофизиологических механизмов, обеспечивающих эффективную деятельность.



Понятие деятельности в психологии

Понятие «деятельность», наряду с такими понятиями, как «сознание», «личность», «общение», является одним из основополагающих в психологической науке. Деятельность – это динамическая система взаимодействия субъекта с миром. В процессе этого взаимодействия происходит возникновение психического образа и его воплощение в объекте, а также реализация субъектом своих отношений с окружающей реальностью. Деятельность является формой активности человека, т.е. формой его взаимодействия со средой. Но деятельность – это не любая активность, деятельность – это активность человека, направленная на достижение сознательно поставленных целей и связанная с созданием общественно значимых ценностей или освоением социального опыта (определение Шадрикова).

Психологические особенности деятельности

Деятельность имеет следующие особенности, свойственные только ей:

  1. Предметность: каждая деятельность имеет свой предмет. Предмет деятельности выступает двояко: первично – в своем независимом существовании, как подчиняющий себе и преобразующий деятельность субъекта, вторично – как образ предмета, продукт психического отражения его свойств, которое осуществляется в результате деятельности субъекта и иначе осуществиться не может.
  2. Осознанность и целенаправленность. Деятельность регулируется не потребностями человека, а осознаваемой целью как идеальным образом будущего результата. Цель выступает системообразующим фактором деятельности, т. е. главным критерием определения ее содержания, структуры и динамики. В этом заключается важнейшее отличие деятельности от иных форм активности человека.
  3. Социальная обусловленность. При всем своем своеобразии деятельность человека представляет собой систему, включенную в систему социальных отношений. Вне этих отношений человеческая деятельность не существует. Человек находит в обществе не просто внешние условия, к которым он должен приспосабливать свою деятельность, – общественные условия сами несут в себе мотивы и цели его деятельности, ее средства и способы. По сути, общество производит деятельность образующих его индивидов.
  4. Системность. Деятельность предстает не простой суммой своих компонентов, а их организованной целостностью. Важно отметить, что у деятельности как целостности имеются такие свойства, которых нет ни у ее отдельных компонентов, ни у их простой суммы.

Психологическая структура деятельности

Системность организации деятельности обусловливает существование двух основных планов ее психологического анализа – внешнего (предметно-действенного) и внутреннего (собственно психологического). Каждая деятельность имеет следующую структуру:

  • Мотив деятельности – причина, побудившая человека к деятельности и придающая этой деятельности определенную направленность.
  • Цель деятельности – образ потребного будущего, предполагаемый результат деятельности. Цель формируется на основе мотива деятельности.
  • Предмет деятельности – тот объект внешней среды, на изменение которого направлена деятельность человека. Однако предмет деятельности может быть не только материальным, но и идеальным (мыслительная деятельность).
  • Средства и условия деятельности. К средствам относятся орудия труда, психофизиологические ресурсы организма. К условиям труда относятся не только физические характеристики среды, но и психологические состояния человека.
  • Продукт деятельности – результат деятельности. Продукт может быть прямым и побочным: прямой продукт – объективный результат деятельности, созданное в процессе деятельности изменение во внешней среде; побочный продукт – субъективный результат деятельности, изменение во внутреннем мире человека (удовлетворенность, приобретенные знания, умения, навыки и т.п.).

Иерархическая структура деятельности (Леонтьев): деятельность осуществляется при помощи действий, а действия, в свою очередь, при помощи операций (деятельность – цепочка действий, а действия – цепочки операций).

  1. Деятельность.
  2. Действие — это элемент деятельности, в процессе которого достигается конкретная, не разлагаемая на более простые, осознанная цель. Действие – относительно самостоятельный и завершенный акт деятельности. Действия направлены на достижение целей деятельности и выступают единицей анализа деятельности. В процессе упражнений изменяется структура действий, они становятся «свернутыми», более экономными и быстрее выполнимыми, превращаясь в навыки.
  3. Операции – способы осуществления действий в определенных условиях. Операции направлены на решение задач деятельности и определяются средствами и условиями деятельности. Как правило, операции носят автоматизированный и неосознаваемый характер.

Виды деятельности

Деятельность человека не только предельно сложна по содержанию и строению, но и крайне разнообразна в своих общих разновидностях и конкретных проявлениях. Традиционно принято считать, что основным делением деятельности на ее типы является дифференциация на трудовую, учебную и игровую деятельность:

  1. Трудовая деятельность – процесс активного изменения предметов природы, материальной и духовной жизни общества в целях удовлетворения потребностей человека и создания различных ценностей. Трудовая деятельность предполагает получение какого-либо общественно значимого продукта, результата, в отличие от учебной и игровой деятельности, где этот результат является не общественно, а индивидуально значимым и состоит в освоении субъектом социально выработанного опыта, знаний и т.д. для последующего осуществления трудовой деятельности.
  2. Учение выступает как вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Учение может быть организованным и осуществляться в специальных образовательных учреждениях. Оно может быть не организованным и происходить попутно, в других видах деятельности как их побочный, дополнительный результат. У взрослых людей учение может приобретать характер самообразования. Особенности учебной деятельности состоят в том, что она непосредственно служит средством психологического развития индивида.
  3. Игра – особый вид деятельности, в котором исторически закрепились типичные способы действия и взаимодействия людей. Результатом игровой деятельности не становится про-изводство какого-либо материального или идеального продукта. Тем не менее, игры имеют большое значение в жизни людей. Включение ребенка в игровую деятельность обеспечивает возможность овладения общественным опытом, накопленным человечеством, а также когнитивное, личностное и нравственное развитие ребенка. Особое значение имеет ролевая игра, в процессе которой ребенок принимает на себя роли взрослых и действует с предметами в соответствии с приписанными значениями. Механизм усвоения социальных ролей через ролевые игры обеспечивает возможность социализации личности. Специфическим признаком игровой деятельности является то, что главным ее мотивом выступает сам процесс деятельности, а не ее результат.

Указанные виды деятельности имеют разное значение для развития человека на разных этапах онтогенеза. Деятельность, выполнение которой определяет возникновение и формирование основных психологических новообразований человека на определенном этапе онтогенетического развития, называется ведущей деятельностью.

Содержание

Введение 2

1. Понятие деятельности человека 4

2. Виды деятельности человека 8

Заключение 15

Литература 17

Введение

В психологии есть такое понятие, как деятельность. Для того чтобы рассмотреть это понятие необходимо узнать, что конкретно рассматривает такая наука как психология. Любой человек, основываясь на собственном опыте, отдает себе отчет в том, что он так или иначе способен воспринимать, познавать окружающий мир, различные предметы и явления.

Нормальное состояние человека, если только он не спит,— активное, деятельное состояние. Пока человек живет, он постоянно действует, что-то делает, чем-то занят — трудится, учится, занимается спортом, играет, общается с людьми, читает и т. д. Словом, он проявляет активность — внешнюю (движения, операции, мышечные усилия) или внутреннюю (психическая активность, которая наблюдается даже у неподвижного человека, когда он размышляет, читает, припоминает и т. д.). Однако различать внешнюю и внутреннюю активность можно лишь условно. Как показали исследования, работа мысли даже тогда, когда человек внешне не проявляет активности, связана с речедвигательными микродвижениями (которые можно зарегистрировать). То, что мы называем «мышлением про себя», есть проговаривание «про себя», так как мышление взрослого нормального человека существует в речевой форме. Поэтому любая деятельность человека.

Деятельность — это активность человека, направленная на достижение сознательно поставленных целей, связанных с удовлетворением его потребностей и интересов, на выполнение требований к нему со стороны общества и государства.

Без деятельности невозможна человеческая жизнь. В процессе деятельности человек познает окружающий мир. Деятельность создает материальные условия жизни человека, без которых он не может существовать, — пищу, одежду, жилище. В процессе деятельности создаются духовные продукты: наука, литература, музыка, живопись. В процессе деятельности человек изменяет окружающую действительность, своим трудом преобразует окружающий мир: пустыни становятся цветущими садами, реки изменяют русло и направление, в тундре и тайге возникают города. Деятельность человека формирует и изменяет его самого, его волю, характер, способности.

1. Понятие деятельности человека

Деятельность человека принципиально отличается от поведения животных, даже если это поведение достаточно сложно. Во-первых, деятельность человека носит сознательный характер — человек осознает цель и способы ее достижения, предвидит результат. Во-вторых, деятельность человека связана с изготовлением, употреблением и хранением орудий труда. В-третьих, деятельность человека носит общественный характер, она осуществляется, как правило, в коллективе и для коллектива.

Деятельность определяется (детерминируется) общественно-историческими условиями. В зависимости от требований общества деятельность человека приобретает различный характер, Рассмотрим, например, трудовую деятельность человека. Во все времена и эпохи человек занимался трудовой деятельностью. Но в условиях капиталистического общества трудящийся человек становится придатком машины, и его деятельность направляется капиталистом только на то, чтобы получить большую прибыль.

В нашей стране в связи с изменением общественных условий сама трудовая деятельность все больше и больше становится потребностью человека, в ней раскрываются лучшие стороны личности советских людей. Они познают счастье труда.

Изменился и характер такого вида деятельности, как учение. Дореволюционная школа учила молодое поколение тому, что необходимо было для закрепления господства’ класса угнетателей. А само учение носило характер зубрежки и муштры. Учение в советской школе носит совсем иной характер. Оно дает знания, необходимые человеку для выполнения своего общественного долга — труда на общую пользу. А само обучение носит развивающий характер, оно ориентировано на формирование у школьников активного, самостоятельного, творческого мышления.

Необходимые условия человеческой деятельности — психические процессы. Они являются, с одной стороны, обязательной характеристикой всякой деятельности человека: играет ли ребенок, учится ли школьник, трудится ли человек — всегда все виды деятельности неразрывно связаны с вниманием, восприятием, памятью, мышлением, воображением, без которых не может осуществляться никакая деятельность человека. С другой стороны, все психические процессы протекают, формируются и регулируются в деятельности. Так осуществляется взаимосвязь психических процессов и деятельности человека.

Деятельность обычно рассматривают с точки зрения ее структуры (состава). Прежде всего различают цели и мотивы деятельности.

Всякая деятельность человека определяется целями, задачами, которые он перед собой ставит. Если нет цели, то нет и деятельности. Деятельность вызывается определенными мотивами, причинами, которые побудили человека поставить перед собой тy или иную цель и организовать деятельность по ее достижению. Цель — это то. ради чего действует человек; мотив — это то, почему действует человек. Рассмотрите под этим углом зрения ваше учение в педагогическом училище. Какова ваша цель? Успешно окончить его и получить профессию учителя. А почему вы стали учиться? Почему поставили перед собой цель окончить педагогическое училище? И сразу у вас в памяти возникнут мотивы, побудившие вас к данному решению. Они могут быть различными, но у всех будут какие-то мотивы, определившие постановку цели вашей учебной деятельности.

Обычно деятельность человека определяется не каким-нибудь одним мотивом и одной целью, а целой системой целей и мотивов — ближайшими и все более общими и отдаленными.

Например, вы изучаете этот учебник. Ближайшая цель — усвоить содержание данной главы. За ней стоит более отдаленная цель— хорошо знать психологию. За ней — еще более общая и отдаленная—стать хорошо образованным специалистом—учителем, и, наконец, самая общая цель — принести пользу Родине, людям. Важно, чтобы человек видел не только ближайшие перспективы, цели, но и отдаленные — это придает силы бороться с трудностями и преодолевать препятствия, а достижение промежуточного результата не демобилизует человека.

Деятельность оценивают и по уровню мотивации, по тому, носят ли мотивы общественный или ярко выраженный узколичностный характер. У хорошо воспитанного человека общественные мотивы приобретают личностный смысл, становятся и его личным делом.

Составную часть, или, другими словами, отдельный акт, деятельности называют действием. Действия человека также совершаются по тем или иным мотивам и направлены на достижение определенных целей. Действия человека всегда осознанны, но степень осознанности действий может быть различна. Действия бывают вполне осознанными, когда поставлена и осознана цель, намечен порядок и последовательность движений и предполагаются определенные результаты действия. Действия не вполне осознанны, когда недостаточно осознана цель, последовательность движений и контроль. Такие малоосознанные действия, производимые под влиянием сильных чувств, сильнодействующих раздражителей, часто неожиданных, называют импульсивными. Из окна классной комнаты виден старый парк, деревья которого спускаются к пруду. Выпал снег. В классе тишина, ученики самостоятельно решают задачи. Кто-то крикнул: «Заяц, собаки!» Сразу головы ребят повернулись к окну, затем все вскочили и бросились к окнам. Зайца преследовали Собаки, он белым комком катился с горки к пруду, а собаки за ним. При виде этой картины ребята и учитель невольно подались к окну, смотрели и не могли оторваться до тех пор, пока заяц не исчез в кустах. Под влиянием сильного и внезапного раздражителя действия учеников и учителя (их движение к окну) совершились без ясно осознанной цели, без обдумывания, что указывает на их недостаточную осознанность. Это действия импульсивные. Различают действия практические и умственные. Они тесно связаны между собой. Практические действия (манипулирование предметами, конструктивные действия, действия на пришкольном участке и т. д.) имеют большое значение в познавательной деятельности (при восприятии и мышлении). С ранних лет ребенок начинает овладевать практическими действиями с предметами и способами обращения с ними и тем самым познает эти предметы. Практические действия с предметами не утрачивают своего значения и в учебной работе школьника, они помогают лучше понять и усвоить учебный материал. Так, при решении математических задач ученик обращается к практическим действиям с предметами. На основе практических действий возникают умственные действия—действия в уме. Умственная познавательная деятельность позволяет полнее и глубже познать изучаемые предметы и явления действительности. Действия человека неотделимы от речевой деятельности. Речевая деятельность, слово (в том числе и внутренняя речь, мысленное проговаривание) регулируют поведение и деятельность человека, помогают ему осознавать свои действия, словесно оформлять задачи действия и намечать его план, изменять характер действия, исправлять допущенные ошибки. Во всякой деятельности можно выделить следующие компоненты (составные части, звенья, этапы): этап постановки цели (ясное осознавание конкретной задачи); этап планирования работы, выбор наиболее рационального способа действия; этап выполнения, осуществления деятельности, сопровождаемый текущим контролем и перестройкой деятельности в случае необходимости; далее следует проверка, результатов, исправление ошибок, если они были, сопоставление полученных результатов с запланированными, подведение итогов работы и ее оценка. Все эти компоненты легко проследить, анализируя конкретную учебную деятельность ученика (разумеется, если она правильно организована учителем).

2. Виды деятельности человека

Деятельность людей многообразна, но при этом ее можно свести к «рем основным видам: учебной, трудовой и игровой. Иногда выделяют спортивную деятельность, а также общение как своеобразный вид деятельности.

Труд, основной вид деятельности, имеет результатом создание общественно полезного продукта.

Любой вид труда, в котором проявляется что-то новое, вносится рационализация, усовершенствование в процесс деятельности, приобретает творческий характер. Творческой деятельностью называется деятельность, дающая новый, оригинальный продукт высокой общественной ценности (техническое изобретение, создание художественного, музыкального, литературного произведения, разработка нового метода хирургической операции, разработка новых методов обучения и воспитания и т. д.). Творческая деятельность, конечно, требует наличия способностей, капитальных знаний, страстного интереса к делу. Кроме этого, творческая деятельность требует развитого воображения. Но главное — огромный, напряженный труд, настойчивость и упорство в преодолении препятствий. Ошибочно считать, что талантливому человеку все дается легко, без труда. Наоборот, многие талантливые люди подчеркивали, что дело не столько в способностях, сколько в труде. «Талант—это терпение», «Талант—это склонность к бесконечному труду», — говорили они. Л, Н. Толстой называл труд писателя «страшной работой».

Учение лишь подготовительный этап к будущей трудовой деятельности, оно дает полезный продукт лишь на определенной стадии обучения профессии. Игра, разумеется, не дает общественно значимого продукта. Различны и мотивы этих видов деятельности: мотивом труда и учения является прежде всего осознание общественного долга, игра мотивирована интересом. Существенны различия и в организации этих видов деятельности — труд и учение, как правило, осуществляются в специально организованной форме, в определенное время и в определенном месте. Игра связана со свободной организацией — ребенок обычно играет в отведенное для этого время, но в пределах этого времени — как хочет, когда хочет и сколько хочет.

Человеку почти в любом возрасте свойственны все три вида деятельности, но в разные периоды жизни они имеют разное значение. У ребенка до поступления в школу основной вид деятельности — игра, хотя в детском саду он и немного учится и трудится по силам. Основной вид деятельности школьника — учение, но и труд занимает в его жизни известное место, а в свободное время он охотно играет. Для взрослого труд — основная деятельность, но вечерами он может учиться (самостоятельно или в вечерней школе, на вечернем факультете), свободное время посвящать играм (спортивным, интеллектуальным).

Деятельность можно разделить на материально-предметную и духовную. Первая направлена на изменение природы и общества. Духовная деятельность связана с преобразованием сознания людей. Психологи всегда придавали огромное значение этим видам деятельности в истории человечества и в обосновании собственного социального идеала.

«Производительный труд, обладание и пользование его рсзультагами представляют собой одну из сторон жизни человека или одну из сфер его деятельности», — отмечал Владимир Соловьев. Человек не мог бы существовать, если бы не выращивал урожай, не строил заводы, не прокладывал рельсы, не добывал бы энергию. Но означает ли это, что духовная деятельность человека менее важна? Разумеется, нет. Человеку нужны философия, искусство, мораль, вера. Без этих достижений он перестал бы быть человеком.

Творчество. Творчество — это деятельность, в результате которой рождается нечто новое, Оно отличается при этом неповторимостью, оригинальностью. Можно возразить: а разве любая человеческая деятельность не характеризуется уникальностью? В известной мере это, конечно, так. Деятельность — это рождение того, что отсутствовало в природе. В этом смысле она всегда отличается новизной, если сопоставлять ее результаты с тем, что есть в природе.

Но внутри самой человеческой деятельности можно видеть акты необыкновенной изобретательности, радикальной новизны. Есть также деятельность, где творческое начало выражено не так явно. Скажем, человек, который изобрел колесо, был, безусловно, гением. Но ведь людям нужно не одно колесо, которое, возможно, сам соорудил этот безымянный творец. Теперь, когда колесо уже изобретено, надо воспроизводить его в массовом масштабе. Это тоже деятельность, но ее, строю говоря, нельзя назвать творчеством.

Вот, к примеру, напомним еще раз потрясающую строчку: «И звезда с звездою говорит…» Слова здесь простые, известные. Однако сразу рождается в сознании образ безмерного космического пространства. У Лермонтова это не только живоописание небесной дали. Это также определенное настроение. Ваша душа как бы соприкасается с перекличкой звезд. Рождается настроение печали, смиренности духа, ощущение одиночества.

И все это в одной строке. Поистине, поэзия высокой пробы. Но литература подарила людям множество поэтических открытий. Мы были бы безмерно беднее, не будь с нами творчества Гомера, Данте, Байрона, Пушкина, Гёте…

Деятельность как зло. Однако нужно предостеречь: деятельность — не только благо. Она может обернуться и злом. Весь вопрос в том, каковы цели деятельности, се направленность, смысл. В древнекитайской философии существовало понятие «дао». Так назывался основной закон, который не зависит ни от богов, ни от людей, следовательно, человек должен подчиняться естественному ходу событий.

Приверженцы дао учили: человек при рождении покоен. Это его природное свойство. Потом он начинает чувствовать и действовать и тем наносит вред своей природе. О чем тут говорится? Об осторожности в преобразовательной активности. «Природу вещей нельзя менять, место обитания нельзя переносить». Люди всегда ощущали эту проблему, но только во второй половине XX в. они начали задумываться над характером их деятельности, над тем, какими могут быть се результаты.

Многие достижения человека вырваны у природы. Но природа не покорилась человеку. На Земле существовала цивилизация майя. В отличие от дамб и дренажей Египта, которые человек до сих пор поддерживает в рабочем состоянии, плоды неустанных трудов майя практически пропали. Единственными уцелевшими памятниками былой цивилизации являются руины некогда грандиозных, великолепно украшенных общественных зданий.

Теперь они оказались вдали от мест обитания человека и прячутся в глубинах тропического леса. Лес поглотил их, словно удав. Контраст между нынешним состоянием страны и древним уровнем цивилизации майя столь велик, что почти не поддастся человеческому воображению. Шедевры архитектуры майя, эти свидетельства человеческих возможностей, знаменовали победу человека над природой. Триумф человека казался вечным и непоколебимым. Однако человек не смог предотвратить возвращение леса, который поглотил возделанные поля, площади и дома, а затем добрался до дворцов и храмов.

Пожалуй, самый яркий пример деятельности, которая обернулась злом, — создание оружия — орудия убийства не только животных, но и человека. Особенно очевидно это проявилось в XX в., когда были созданы разнообразные виды оружия массового поражения. Человеку предстоит осмыслить границы и последствия своей преобразовательной деятельности. Ее воздействие на природу может оказаться пагубным. Вот почему люди отказываются от прежнего культа деятельности. Активность во что бы то ни стало, бесконечное наступление на природу, преображение ее — эти установки находятся сейчас «под обстрелом». Не всякая деятельность является благом. Люди должны реализовать свою активность целесообразно, осмысленно. Если не обдумывать цели деятельности, ее направленность и смысл, она может обернуться злом.

Активность — форма существования психики. У животных активность определяется биологическими потребностями. Уже отмечалось, что психологи выделяют чисто человеческие потребности. Деятельность имеет структуру, которая состоит из следующих элементов: мотив, процесс деятельности, цель действия, условия операции. Мотивы, как мы видели, возбуждают интерес и желание действовать. Рождается потребность решить конкретную задачу, в которой обозначены цель и условия ее достижения. Процесс деятельности обусловлен мотивом и состоит из конкретных действий, каждое из которых связано с целью. К основным видам деятельности можно отнести труд, учение и игру.

Игра. Игра охватывает всю человеческую жизнь до самого основания. Она пронизывает другие основные феномены человеческого существования. Вот что пишет по этому поводу известный феноменолог Е.Финк: «Каждый знает игру но своей собственной жизни, имеет представление об игре, знает общественные игры, знает игровое поведение ближних, бесчисленные формы игры, цирцеевские представления, развлекательные игры и несколько более напряженные, менее легкие и привлекательные, нежели детские игры, игры взрослых. Каждый знает об этих игровых элементах в сферах труда и политики, в общении полов друг с другом, игровые элементы почти во всех областях культуры».

Трактуя игру как основной феномен человеческого бытия, Финк выделяет ее значительные черты. Игра в его трактовке — это импульсивное, спонтанно протекающее вершение, окрыленное действование. Чем чаще мы сплетаем игру с прочими жизненными устремлениями,чем бесцельней игра, тем раньше мы находим в ней малое, но полное счастье. Финк считает, что человек как человек играет один среди всех существ. Игра есть фундаментальная особенность нашего существования, которую не может обойти вниманием никакая психология.

Следовало бы, как утверждает Е. Финк, когда-нибудь собрать и сравнить игровые обычаи всех времен и народов, зарегистрировать и классифицировать огромное наследие объективированной фантазии, запечатленное в человеческих играх. Это была бы история «изобретений», совсем иных, нежели традиционные артефакты (искусственные факты) культуры, орудий труда, машин и оружия.

Феномен недеяния На суд философской рефлексии сегодня вызываются такие основания человеческой жизни, как воля к власти, диктат разума, культ насилия. Сегодня отчетливо и разносторонне обозначается и утверждается принципиально иная установка, олицетворяющая собой не вполне реализованные возможности человека, варианты его подлинного существования.

Недеяние так же соответствует человеческой природе, как и деятельность. Человек как открытое существо способен реализовать себя в различных направлениях. Имеющиеся в истории мира варианты человеческого существования ни в коей мере не исчерпывают ресурсы, потенциал человека. Человек может реализовать и принципиально иные альтернативы. Деятельность — способ реализации свободы только в одном случае, когда она креативна, т.е. созидательна.

Психическая регуляция поведения и деятельности человека — сложный процесс.

Он охватывает огромную сферу мотивов и потребностей человека. Люди ставят перед собой разнообразные цели, которые обусловливают их активность. Огромную роль в человеческом поведении играют воля, ценностные ориентации людей. Что является конечным результатом психического регулирования? В качестве цели психотерапев-тических усилий часто называют здоровье, трудоспособность, умение реализовать собственные возможности и получать удовольствие (Фрейд), адаптацию к обществу (А.Адлер), радость творчества и способность испытывать счастье

Заключение

Итак, мы рассмотрели основные виды деятельности человека: труд, учение, игра.

Общественный труд навсегда выделил человека из мира животных. Являясь необходимым условием существования и развития человечества, труд есть та основа, на которой происходит психическое развитие личности.

Учение представляет собой своеобразный подготовительный этап к трудовой деятельности. Учение характеризуется направленностью на овладение знаниями, выработку определенных умений и навыков. Учение как самостоятельный вид деятельности выделилось в ходе исторического развития человечества в результате непрерывного усложнения труда, постоянного накопления запаса знаний, умений, навыков.

Понятно, что овладение всем объемом знаний, умений и навыков является нелегким трудом, требует волевых усилий и напряжения как умственных, так и физических сил. В процессе обучения в школе у учащихся развиваются волевые качестве, необходимые в труде, формируются целенаправленность, ответственность, потребность постоянно обогащать свой ум знаниями. Таким образом, процесс обучения в общеобразовательной школе есть необходимый этап подготовки подрастающего поколения к любому виду трудовой деятельности.

Игра является основным видом деятельности дошкольников. В игре. посредством игры ребенок познает предметы и явления действительности, готовится к учебной и трудовой деятельности. В игре развиваются у ребенка мышление, память, воображение, внимание, способности, начинают формироваться волевые качества личности, задатки характера. Игра для ребенка, как говорил А.С. Макаренко, «имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет.

Таким образом, мы видим что все виды деятельности человека формируют его во всех направлениях. Человек становится неповторимой личностью со своими положительными качествами и недостатками. Именно поэтому такой раздел, как виды деятельности человека является актуальным. В литературе этот раздел освещен достаточно хорошо, чтобы понять насколько важна эта тема в психологии. Основные учебники, которые я использовал в работе являются учебник «Психология» под авторством Кузина В.С. и учебник «Психология» автора Гуревича П.С., а так же другая литература, содержащая основы видов деятельности человека.

Литература

1 Гуревич П.С. Психология: Учеб пособие. — М: Знание, 2001.

2 Кузин В.С. Психология: Учебник 4-е изд. перераб. и доп. — М: АГАР, 2003.

3 Леонтьев А.Н. Деятельность.Сознание.Личность.-М.,1982.

4 Популярная психология: Хрестоматия. — М,2000.

5 Шадриков В.Д. Деятельность и способности. — М, 2004.

Оставить комментарий