Психологический треугольник карпмана

Вся самая актуальная информация в статье на тему: "Психологический треугольник карпмана". Мы собрали полное описание всех ваших проблем.

Треугольник Карпмана представляет собой модель взаимоотношений между индивидами трех различных типов. Это своего рода игра, которая отражает реальность. Автором данной теории является Стивен Карпман.

Оглавление [Показать]

Треугольник Карпмана: описание модели

Данная модель подразумевает деление личностей на три типа: Жертва, Преследователь и Спасатель. Между первым и вторым возникает конфликт, а вот третий пытается уладить ситуацию и выручить пострадавшего. Особенностью данной модели является то, что подобное положение может сохраняться на протяжении многих лет, в той или иной мере устраивая каждую из сторон. Преследователь, как сильная личность, терроризирует окружающих, Жертва находит удовлетворение в том, что перекладывает на окружающих ответственность за свои неудачи, а вот Спасатель видит свое предназначение в том, чтобы выручать всех и каждого из сложных ситуаций.

Несмотря на то что роли в треугольнике Карпмана четко распределены, это не значит, что они все время остаются таковыми. Людям трудно постоянно придерживаться одной и той же позиции, а потому Жертва порой может превращаться в Преследователя, Спасатель в Жертву и так далее. При этом стоит отметить, что данные превращения не носят постоянного характера, а являются эпизодическими.

Психологический треугольник карпмана

Созависимые отношения

Если взять за правило анализировать ситуации, происходящие вокруг нас, то можно сделать вывод, что многие из них иллюстрируют треугольник Карпмана. Созависимые отношения — это своего рода синоним, или же основа данного психологического явления. Имеется ввиду ситуация, когда определенные типы личности конфликтуют, но при этом абсолютно не представляют своей жизни друг без друга.

Жертва, преследователь и Спасатель — это основные действующие лица, на взаимодействии которых основан треугольник Карпмана. Созависимые отношения между ними основаны на том, что они самореализуются за счет друг друга. Так, Жертва находит себе оправдание в нападках Преследователя, который, в свою очередь, получает удовлетворение, доминируя над нею. Спасатель же проявляет свою агрессию к Преследователю под предлогом защиты Жертвы. Это замкнутый круг (а точнее — треугольник), который не так просто разорвать. Основная трудность состоит в том, что этого не хотят сами субъекты.

Психологический треугольник карпмана

Роль Жертвы

Одной из ролей данной психологической модели является Жертва. Треугольник Карпмана подразумевает, что подобные личности стремятся полностью снять с себя ответственность за события, происходящие в их жизни. Кроме того, такой человек всячески пытается добиться внимания и сострадания к себе. Еще возможен вариант провокации агрессоров. Добившись своей цели, Жертва начинает манипулировать ими, требуя определенной компенсации.

Стоит отметить, что именно Жертве Карпман отводит ключевое значение в своем треугольнике. Это объясняется тем, что данный персонаж достаточно быстро может превратиться в Преследователя или Спасателя. При этом Жертва принципиально не меняет своих убеждений, все также стремясь избежать любой ответственности за свои действия.

Стоит отметить, что в некоторых ситуациях только из персонажей данного типа состоит треугольник Карпмана. Выйти из Жертвы можно только путем изменения эмоционального фона. Она должна почувствовать возможность привнесения в свою жизнь перемен, а также осознать тот факт, что они невозможны без принятия на себя ответственности.

Психологический треугольник карпмана

Роль Преследователя

Преследователь по своей натуре стремится к лидерству и доминированию над окружающими. Он пытается манипулировать Жертвой, полностью оправдывая данные действия в своем сознании. Вполне естественно, что объект нападок начинает всячески сопротивляться. Подавляя этот протест, Преследователь самоутверждается и получает моральное удовлетворение. Таким образом, можно судить о том, что угнетение окружающих — это его базовая потребность.

Еще одной особенностью роли Преследователя можно считать то, что его действия не являются беспочвенными. Внутри себя он находит им полное оправдание и объяснение. Отсутствие таковых может полностью разрушить его убеждения. Тем не менее, если Преследователь встречает со стороны Жертвы сопротивление, то это является дополнительным стимулом для поддержания своей линии поведения.

Психологический треугольник карпмана

Роль Спасателя

Спасатель — это достаточно сложная фигура с психологической точки зрения. В нем присутствует стремление к проявлению агрессии, которое он упорно в себе подавляет. В силу тех или иных причин, данная личность не может перейти в статус Преследователя, а потому ему приходится искать другое применение своим неиспользованным ресурсам. Он находит свое предназначение в защите Жертвы.

Стоит отметить, что конечная цель Спасателя вовсе не состоит в том, чтобы вывести Жертву из «бедственного» положения. В этом случае он рискует потерять пути своей самореализации. А заключается она в том, что Спасатель проявляет скрытую агрессию в отношении Преследователя под предлогом защиты Жертвы. Из этого можно сделать вывод, что ему не выгоден выход последней из треугольника.

Психологический треугольник карпмана

Как выйти из треугольника

Мы постоянно попадаем в те или иные жизненные ситуации, а иногда и сами их создаем. Найти выход из треугольника Карпмана иногда оказывается непростой задачей. Чем дольше мы подвергаемся воздействию окружающих, тем глубже мы погрязаем в их сценариях и интригах. Если вы ощущаете психологический дискомфорт, то вам просто необходимо положить конец своему участию в данном треугольнике.

Первым шагом к разрешению проблемы будет признание того, что данная ситуация может быть описана как треугольник Карпмана. Как выйти из этой зависимости, во многом определяется исполняемой ролью. Определить ее не так просто, ведь порой можно сделать неприятные для себя выводы. Тем не менее для решения проблемы вам нужно будет объективно рассмотреть свое поведение, чтобы определить, кем вы являетесь — Жертвой, Преследователем или Спасателем.

Психологический треугольник карпмана

Рекомендации для Жертвы

Данная фигура является одной из самых сложных и ключевых в такой модели, как треугольник Карпмана. Как выйти из роли Жертвы? Достаточно сложно, но можно облегчить задачу, следуя некоторым рекомендациям:

  • следует постепенно начинать предпринимать самостоятельные шаги по улучшению своей жизни;
  • важно перестать перекладывать ответственность за свои проблемы и неприятности на окружающих;
  • уясните, что за каждую оказанную вам услугу придется в той или иной степени заплатить;
  • избавьтесь от привычки оправдываться — вы имеете полное право послупать по своему усмотрению;
  • если в вашей жизни появился Спасатель, постарайтесь извлечь пользу от общения с ним, не пытаясь столкнуть его с Преследователем.

Рекомендации для Спасателя

Спасателю покинуть треугольник Карпмана помогут следующие действия:

  • если не поступило просьбы о помощи, то ни в коем случае не вмешивайтесь в чужие отношения;
  • не считайте себя умнее других;
  • перед тем как давать кому-либо обещания, убедитесь на 100 %, что вы в состоянии их выполнить;
  • если вы сами вызываетесь помочь, то не стоит рассчитывать на благодарность;
  • если вы оказываете помощь с целью получить выгоду или же ответную услугу, не стесняйтесь об этом говорить;
  • найдите путь самореализации, который не подразумевает вмешательства в чужие проблемы;
  • если вы чувствуете свое призвание в оказании помощи окружающим, то делайте это там, где это на самом деле нужно.

Рекомендации для преследователя

Если треугольник Карпмана стал для Преследователя нежелательной ситуацией, то ему стоит начать работу над собой по следующим направлениям:

  • прежде чем проявлять агрессию по отношению к окружающим, вы должны четко убедиться в том, что она не беспочвенна, а является результатом чьего-то непотребного поведения;
  • вы должны осознать, что вам свойственно ошибаться точно так же, как и остальным людям;
  • ищите причину своих проблем и неудач в своем поведении, а не в окружающих вас личностях;
  • уясните тот факт, что, подобно тому, как вы не считаете нужным считаться с альтернативным мнением, другие люди также вовсе не обязаны принимать вашу точку зрения;
  • найдите для себя иные способы самореализации, кроме как угнетать окружающих и доминировать над ними;
  • добивайтесь своей выгоды путем мотивирования людей, а не путем давления на них.

Треугольник Карпмана: примеры из жизни

В обычной жизни встречается достаточно много ситуаций, которые могут проиллюстрировать треугольник Карпмана. Так, самый распространенный пример — это взаимоотношения жены, мужа и свекрови. Первая, естественно, выступает в роли Жертвы, которую постоянно терроризирует Преследователь (нетрудно догадаться, что это мать супруга). Муж в данной игре выступает Спасателем, который пытается наладить взаимоотношения между членами своей семьи. В процессе разрешения или же обострения конфликта его участники могут менять позиции, переходя на другие роли.

Еще одним примером треугольника Карпмана может послужить воспитание ребенка в семье. Родитель-Преследователь является приверженцем строгости, а родитель-Спасатель жалеет и балует своего малыша. Ребенок в данном случае занимает позицию Жертвы. Не желая следовать строгим правилам, он стравливает Преследователя и Спасателя. Решив таким образом свою проблему, он уходит в тень, а конфликт между родителями продолжает развиваться.

Психологический треугольник карпмана

Выводы

Большинство ситуаций, происходящих в нашей жизни, могут попасть под описание теории треугольника Карпмана. Как бы мы не старались, ни у кого не получиться избежать того, чтобы занять роль Жертвы, Преследователя или Агрессора в той или иной ситуации. Тем не менее игра может затянуться, что чревато серьезными проблемами психологического и практического плана. Тогда наступает момент для того, чтобы выйти из данной модели.

Выйти из треугольника Карпмана возможно только в том случае, если вы четко осознаете свою роль в данной игре. Сделать это не так просто, ведь трезво оценить ситуацию и признать свои пороки дано не каждому. Если же вы смогли четко оценить свою роль, то остается лишь следовать соответствующим рекомендациям.Психологический треугольник карпмана

Чтобы покинуть треугольник Карпмана, Жертва должна научиться принимать на себя ответственность за собственные неудачи. Что касается Преследователя, то ему стоит найти другой источник самовыражения, помимо немотивированной агрессии и унижения достоинства окружающих. Спасатель же должен осознать, что он не всегда может быть прав, а потому не нужно спешить на помощь, если не последовало соответствующей просьбы.

Классический треугольник судьбы: преследователь, спаситель и жертва

Треугольник Карпмана (англ. Karpman drama triangle; другое название — «треугольник судьбы») — это психологическая и социальная модель взаимодействия между людьми в трансакционном анализе, впервые описанная Стивеном Карпманом (Stephen Karpman) в 1968 году в его статье Fairy Tales and Script Drama Analysis. Эта модель используется в психологии и психотерапии.

Три роли

Модель описывает три привычные психологические роли (или ролевые игры), которые люди часто занимают в ситуациях:

  • Персонаж, который играет роль жертвы (victim)
  • Персонаж, который оказывает давление, принуждает или преследует жертву — преследователь (persecutor)
  • Спасатель (rescuer), который вмешивается, как кажется, из желания помочь ситуации или слабому.

Из них спасатель — наименее очевидная роль. В условиях треугольника судьбы спасатель — это не тот, который помогает кому-то в чрезвычайной ситуации. Это тот, кто имеет смешанный или скрытый мотив, который на самом деле эгоистично выгоден «тому, кто спасает». Спасатель имеет лежащий на поверхности мотив решения проблемы, и, кажется, прилагает большие усилия для её решения. Однако он имеет и скрытый мотив к неразрешению ситуации, или к достижению успеха таким образом, который выгоден для него. Например, он может испытывать чувство самоуважения, или ощущать статус «спасателя», или наслаждаться, видя, что от него кто-то зависит или кто-то ему доверяет. И будет казаться, что он действует из желания помочь, но на более глубоком уровне он играет с жертвой, чтобы продолжать получать свой выигрыш. Как сказал трансакционный аналитик Клод Штайнер:

Эта ситуация разыгрывается, когда возникают обстоятельства, в которых человек берет на себя роль жертвы или преследователя. Тогда другие люди берут себе другие роли. Затем «два игрока перемещаются по треугольнику, так происходит переключение ролей». Так, например, жертва превращается в спасателя, спасатель переключается на преследование, или, как это часто бывает, спасатель пытается выйти из ситуации и оказывается жертвой.

Скрытая цель для каждого игрока и причина пребывания в ситуации в том, что каждый удовлетворяет их невысказанные (и часто бессознательные) психологические желания/потребности таким образом, который они считают приемлемым. При этом они не хотят признавать то, что в стратегическом плане эта ситуация принесёт им вред. Таким образом, каждый игрок действует из своих корыстных потребностей, а не из истинной ответственности или альтруистичности. Так кто-нибудь «как обычно приходит в роли печальной Жертвы; и теперь ясно, что она может „случайно“ стать Преследователем, и ещё и извиниться за это».

Эта игра подобна мелодраме про «героя, злодея и девицу в беде» (как Dudley Do-Right (англ.)русск. или Snidely Whiplash (англ.)русск.).

В трансакционном анализе треугольник судьбы иногда упоминается в контексте интеллектуальных игр — «бессознательные игры играют невинными людьми». Например, такие: Почему бы Вам не/Да, но; Если бы не Вы; Почему это всегда случается со мной?; Посмотрите, что Вы мне сделали; Это Вы втянули меня в это; Посмотрите, как тяжело мне было; Я просто пытаюсь Вам помочь; А давайте Вы и он подерётесь. Отношения между жертвой и спасателем могут принимать одну из форм созависимости. Спасатель поддерживает жертву в её зависимости от себя, играя в её жертвенность. Жертва получает удовлетворение своих потребностей, имея спасателя, который о ней заботится.

Спасатель

Игра в спасателя отличается от подлинного спасения в чрезвычайной ситуации, например, от пожарного, который спасает жертву из горящего здания, или от спасателя, который спасает тонущего человека. Как в драматической роли, в попытках спасателя есть что-то нечестное или невысказанное, или, в лучшем случае, смешанный мотив или тяга к тому, чтобы быть спасателем и иметь жертву, которой можно помочь. На самом деле, «игра Треугольник Карпмана тормозит реальное решение проблем … приносит путаницу и страдания, а не решения».

Драматический спасатель играет свою роль в основном из-за того, что он вынужден спасать, чтобы избежать взгляда на свои собственные тревожности и скрытые чувства, поскольку жертва нуждается в их участии, как и в случае пожарного/спасателя.

По словам Эрика Берна, «Первая группа играет в „Я только пытаюсь Вам помочь“, в то время как вторые на самом деле помогают людям».

Обзор и теория

Игра в трансактном анализе представляет собой серию параллельных (взаимных) или скрытых взаимодействий (трансакций), приводящих к предсказуемому результату. Игры часто характеризуются переключением ролей игроков ближе к окончанию процесса игры. Число игроков может варьироваться.

Игры в этом смысле являются тем инструментом, который люди используют (часто бессознательно), чтобы создать обстоятельства, где они могут с полным правом почувствовать определенные чувства (например, гнев или превосходство), или обоснованно выполнить или избежать выполнения определенных действий, где их собственные внутренние желания отличаются от ожиданий общества. Игры всегда являются заменой искреннего общения, полного взрослых эмоций и реакций, которое было бы более уместным.

Для игр часто полезно рассматривать три количественные величины:

  • Гибкость: «Способность игроков к изменению валюты игры (то есть инструмента, который они используют, чтобы играть им). Для некоторых игр … подходит только один вид валюты, в то время как другие, такие как эксгибиционистские игры, являются более гибкими», так что игроки могут перейти от слов к деньгам, или к частям тела.
  • Упорство: «Некоторые люди бросают свои игры легко, другие являются более упорными».
  • Интенсивность: «Некоторые люди играют в свои игры в расслабленном состоянии, другие более напряженны и агрессивны. И игры, в которые так играют, соответственно называют лёгкими и тяжёлыми», причем последние протекают в напряжённой и жёсткой манере.

Исходя из степени приемлемости и потенциального вреда, игры делятся на три категории: социально приемлемые игры; нежелательные, но не несущие необратимых повреждений; и игры, которые могут привести к причинению тяжкого вреда. Их последствия могут варьироваться от большого количества мелких наказаний (девушка, которая продолжает встречи с милыми парнями, которые бросают её) до наказаний, имеющих значимый уровень и протяжённых во времени (вроде суда, морга и т. п.). Каждая игра имеет выигрыш для тех, кто играет в неё. Способ прервать игру заключается в раскрытии ролей играющих.

Первой из описанных игр была «Почему бы Вам не / Да, но», в которой один игрок (белый) обозначает проблему, как будто ищет помощи, а другие игроки (черные) будут предлагать решения. Белый подмечает изъяны в предлагаемых черными игроками решениях («Да, но» ответ), пока все они не сдадутся в расстройстве. Вторичная выгода для белого в том, что он может утверждать, что его проблема действительно неразрешима, и тем самым избежать тяжелой работы для внутренних изменений, а для черных — либо почувствовать разочарование мученика («Я всего лишь пытался помочь»), либо ощутить себя наставником, которого не уважают («пациент отказывается от сотрудничества»).

В треугольнике судьбы переключатель роли — это «такой же переключатель, который входит в формулу для игр», — переключение происходит, когда один игрок, после стабильного пребывания в одной роли, внезапно меняет свою роль. Жертва становится преследователем и бросает предыдущего преследователя в роль жертвы. Или спасатель вдруг становится преследователем.

Примечания

  1. ↑ The New Drama Triangles (англ.). Karpmandramatriangle.com. Проверено 5 октября 2013.
  2. ↑ англ. Karpman drama triangle; другое название — «треугольник судьбы»Треугольник судьбы — Преследователь, Избавитель, Жертва. А мы живем и не подозреваем! (рус.). psychologblog.ru — Блог о психологии (5 ноября 2012). Проверено 5 октября 2017.
  3. ↑ Berne, 1973, p. 198.
  4. ↑ Transactional Analysis: Drama Triangle Of Rescuer, Persecutor And Victim. Counselling Central (10 мая 2009). Проверено 5 октября 2013.
  5. ↑ MANIPULATION & Relationship Triangles (англ.). Therapy Ideas (16 June 2013). Проверено 5 октября 2013.
  6. ↑ Healing Alcoholism (англ.). Claudesteiner.com. Проверено 5 октября 2013.
  7. Berne, 1973, p. 186.
  8. ↑ Berne, 1973, p. 346.
  9. ↑ Berne, 1996, p. 45.
  10. ↑ Codependency in Relationships (англ.). Internet-of-the-mind.com (1 October 2013). Проверено 5 октября 2013.
  11. ↑ Codependence Treatment in Drug Rehab — Cirque Lodge — Sundance Utah (англ.). Cirque Lodge. Проверено 5 октября 2013.
  12. Randi Kreger. The Essential Family Guide to Borderline Personality Disorder. — 2008. — P. 65.
  13. ↑ Berne, 1973, p. 307.
  14. Berne, 1996, p. 57.
  15. Berne, 1973, p. 188.

Литература

  • Berne, Eric. Games People Play. — New York: Ballantine Books, 1996. — ISBN 978-0-345-41003-0.
  • Berne, Eric. What Do You Say After You Say Hello?. — London: Bantam Books, 1973. — ISBN 978-0-553-23267-7.
  • Harris, Thomas A., MD. I’m OK, You’re OK. — Galahad Books, 2004. — ISBN 978-1-57866-075-9.
  • Womeldorff, David Emerald. The Power of TED* (*The Empowerment Dynamic). — Second edition (Updated and Revised). — Polaris Publishing Group. — ISBN 978-0-9771441-1-2.
  • Zimberoff, Diane. Breaking Free from the Victim Trap: Reclaiming Your Personal Power. — 5th edition. — Wellness Press, 2011. — ISBN 978-0-9622728-0-6.

Ссылки

  • Forrest, Lynne. The Three Faces of Victim – An Overview of the Drama Triangle (англ.). www.lynneforrest.com (26 June 2008). Проверено 6 июля 2017.
  • FAIRY TALES AND SCRIPT DRAMA ANALYSIS,Transactional Analysis Bulletin, Vol 7, No. 26, April 1968, Stephen B. Karpman, M.D.
  • THE NEW DRAMA TRIANGLES, USATAA/ITAA conference lecture, August 11, 2007, Stephen B. Karpman, M.D.
  • Drama Triangle — Stephen Karpman’s site including the original articles
  • Karpman Drama Triangle Summary — An enhanced diagram of the KDT with links to several articles on its interpersonal manifestations by a neuropsychologist.
  • The Drama Triangle — TA-Tutor.com

Человеческие отношения – это сложная система, которую непрестанно исследуют психологи. На основе своих теорий они придумывают различные модели отношений между людьми. Изучение этих моделей помогает лучше понять себя и окружающих людей, найти выход из проблемной ситуации, решить конфликт и просто улучшить свою жизнь.

Одной из известных психологических моделей человеческих отношений является так называемый драматический треугольник Карпмана. Давайте разберемся, что он собой представляет.

Психологический треугольник карпмана

Что такое треугольник Карпмана?

Транзактный анализ – это направление в психологии, которое рассматривает межличностные отношения людей на примере различных психологических моделей. Основателем и разработчиком этого направления является американский психолог и психиатр Эрик Берн.

Известный психиатр и специалист в области транзактного анализа Стивен Карпман в 1986 году предложил свою теорию человеческих взаимоотношений. Он выделил три типа личностей, которые получили названия: Жертва, Преследователь (контролер) и Спасатель.

Отношения между этими типами строятся следующим образом: Преследователь выступает сильной личностью, которая терроризирует Жертву. Жертва – это слабая личность, которая постоянно страдает и считает, что жизнь несправедлива, но ничего не делает для того, чтобы исправить свое положение. Спасатель приходит на выручку Жертве, защищает ее и сочувствует ей.

В отношениях, построенных по такому принципу, может участвовать любое количество человек – три, пять, восемь, десять, однако каждый из них играет одну из этих трех ролей. Подобные созависимые отношения могут длиться в течение продолжительного времени, причем участники треугольника могут время от времени меняться ролями.

Жертва, Преследователь, Спасатель – общие характеристики ролей

Участники треугольника прочно связаны друг с другом, а каждая из ролей, которую играет тот или иной индивид, имеет свои особенности. Рассмотрим их более подробно.

Психологический треугольник карпмана

Роль Жертвы

Основная черта человека, занимающего позицию Жертвы – нежелание нести ответственность за все происходящее с ним. Он стремится переложить все свои проблемы на чужие плечи, ищет жалости и сочувствия у окружающих. Нередко Жертва сама провоцирует агрессию со стороны Преследователя, чтобы впоследствии получить возможность манипулировать им в своих целях.

Жертва убеждена в том, что мир полон страданий, а жизнь несправедлива. Человек с подобными убеждениями полон страхов, сомнений, обид. Он склонен к чувству вины, стыда, ревности, зависти. Его тело испытывает постоянное напряжение, которое человек даже не замечает, однако со временем оно приводит к развитию различных заболеваний.

Жертва боится процесса жизни, боится сильных впечатлений. Она склонна к депрессиям и тоскливому настроению. Даже если человек, находящийся в позиции Жертвы, ведет активный образ жизни, внутри он очень пассивен и инертен. В нем нет стремления к развитию и движению.

Роль Преследователя

Преследователь имеет сильную натуру и стремится к лидерству. Желание доминировать над другими людьми является основной движущей силой его жизни. Добивается он этого с помощью преследования Жертвы и манипулирования ею. Угнетая более слабую личность, он получает определенное моральное удовлетворение. Все попытки Жертвы защититься и отстоять свою позицию только подталкивают Преследователя к еще более сильным нападкам.

Преследователь постоянно стремится все контролировать. Он указывает другим на их ошибки и учит жизни. Основными эмоциями человека, находящегося в этой позиции, являются гнев, раздражительность. В его теле также присутствует напряжение. Он считает, что заботится и опекает людей, находящихся рядом с ним, а они не ценят его заботы.

Преследователь постоянно поучает Жертву, убежденный в том, что делает это исключительно для ее блага, и очень раздражается, когда Жертва начинает сопротивляться.

Роль Спасателя

Роль Спасателя имеет довольно сложную психологическую структуру. Спасатель, так же как и Преследователь, является сильной личностью и в нем присутствует определенная склонность к агрессии, однако он постоянно подавляет ее. Свою энергию он направляет в иное русло – становится защитником Жертвы.

Защищая Жертву от нападок Преследователя, Спасатель чувствует себя нужным и необходимым человеком. Это дарит ему чувство удовлетворенности. Индивид, склонный к роли Спасателя, постоянно находит себе объект для защиты.

Спасатель нередко испытывает жалость не только к Жертве, но и к Преследователю. Он видит, как страдает Преследователь от того, что его заслуги остаются непризнанными, поэтому сочувствует ему. Также он может испытывать скрытую агрессию к Преследователю, поэтому защищает Жертву не из желания помочь ей, а из стремления насолить Преследователю.

Основными эмоциями человека, выступающего в роли Спасателя, являются жалость, сочувствие и обида. В его теле присутствует такое же напряжение, как и у остальных участников треугольника власти. Спасатель втайне считает себя выше Жертвы и Преследователя и это удовлетворяет его эго.

Есть ли выход из треугольника Карпмана?

Изучив основные характеристики ролей Жертвы, Преследователя и Спасателя, можно понять, что ни одна из этих позиций не является выгодной. Люди, выстраивающие отношения по типу психодраматического треугольника, не могут чувствовать себя счастливыми, поскольку находятся в постоянной борьбе и конфронтации друг с другом. Они ходят по замкнутому кругу, теряя энергию и накапливая негативные эмоции. Естественно, ни о каком личностном развитии не может быть и речи.

Время от времени участники треугольника могут меняться ролями, например, Жертва становится Преследователем, Спасатель Жертвой, а Преследователь Спасателем. Это происходит в том случае, когда кто-либо из участников треугольника чувствует, что ему удобно на время сменить свою позицию для того, чтобы манипулировать другими участниками и получать определенные выгоды.

Но такая рокировка не меняет положения вещей и неспособна разрешить конфликтную ситуацию. Даже поменявшись ролями, Жертва, Преследователь и Спасатель продолжают топтаться на месте. Единственный способ решить ситуацию – выйти из этого порочного треугольника.

Как выйти из треугольника Карпмана?

Если вы попали в подобный треугольник, необходимо постараться выйти из него. Даже если вам нравится ваша роль, и вы получаете от нее определенные выгоды, необходимо понимать, что такие отношения не являются здоровыми. Вечная борьба изматывает и отбирает массу энергии. А ведь эту энергию можно направить на свое развитие и самосовершенствование.

Итак, прежде всего вы должны четко понять, какую позицию в треугольнике Карпмана вы занимаете, и какие выгоды она вам приносит. Затем проанализируйте потери, которые вы несете, играя свою роль. Осознав все это, вы сможете выйти из треугольника судьбы.

Психологи дают полезные рекомендации, как выйти из роли. Рассмотрим их.

Что делать Жертве?

  • Избавляйтесь от привычки жаловаться на жизнь и на людей, которые вам докучают и мешают жить. Вместо этого, найдите способы улучшить свою жизнь самостоятельно, не дожидаясь помощи со стороны.
  • Поймите, что никто, кроме вас, не обязан решать ваши проблемы. Учитесь брать на себя ответственность за свою жизнь.
  • Не забывайте, что в мире нет ничего бесплатного. Если вы ожидаете помощи от других людей, будьте готовы отдать что-то взамен.
  • Запомните: вы не обязаны ни перед кем отчитываться за свои действия. Принимайте решения, руководствуясь собственными соображениями, а не указаниями других.
  • Если Спасатель приходит вам на помощь, постарайтесь извлечь из этого определенную пользу для себя, а не разжигайте конфликт между ним и Преследователем.

Что делать Преследователю?

  • Прежде чем нападать на других людей, указывая на их ошибки и поучая их, решите для себя, зачем вам это нужно, и какого результата вы хотите достичь? Очень часто за критикой и обвинениями стоит желание просто выместить на ком-то свое плохое настроение.
  • Поймите, что все люди совершают ошибки, и вы тоже не являетесь исключением. Поэтому в первую очередь старайтесь обращать внимание на собственные промахи и недостатки.
  • Не обвиняйте окружающих в ваших проблемах и бедах. Ищите причину в себе.
  • Не ждите, что другие люди будут подчиняться вам и следовать вашим советам. Они не обязаны этого делать.
  • Если вы хотите что-то получить от другого человека, не прибегайте к террору и насилию (моральному и физическому), а найдите более мирный способ.
  • Найдите сферу, в которой вы сможете себя реализовать. Если вы научитесь сублимировать свою негативную энергию во что-то конструктивное, необходимость самоутверждаться за счет других отпадет сама собой.

Что делать Спасателю?

  • Не спешите на выручку Жертве, если вас не просят об этом. Ненужная помощь и советы могут обернуться против вас.
  • Не считайте себя умнее других и не учите их жизни.
  • Не давайте пустых или невыполнимых обещаний.
  • Оказывая помощь, не ждите благодарности. Если вы хотите помочь – помогайте, но без ожидания выгоды. Если же хотите получить что-то взамен, сообщите об этом человеку заранее. Это убережет вас обоих от обид и разочарований.
  • Постарайтесь найти способ сублимировать свою энергию во что-то более полезное для вашего развития. Если же вы очень сильно хотите кому-то помогать, делайте это с четким осознанием ваших внутренних мотивов и оказывайте помощь только тогда, когда она действительно необходима.

В жизни можно найти массу примеров построения отношений по принципу треугольника Карпмана. Сюда относятся и конфликты между невесткой и свекровью, когда первая из них выступает Жертвой, вторая Преследователем, а роль Спасателя играет муж. Также под эту модель попадают отношения между мужем, женой и ребенком. В этом случае ребенок является Жертвой, а родители занимают позиции Преследователя и Спасателя.

Каждый человек время от времени попадает в треугольник Карпмана и играет одну из ролей. Если подобная ситуация длится недолго, то особых неудобств она не причиняет. Но если игра затягивается, все ее участники начинают страдать. Вот почему важно как можно быстрее осознать свою позицию в этом драматическом треугольнике и постараться покинуть его.

Доктор медицины Стивен Б. Карпман, ученик Эрика Берна, является крупнейшим теоретиком и практиком Транзактного анализа. Описанный им в 1968 году «Драматический треугольник» (Треугольник Карпмана или Треугольник Судьбы) в статье «Анализ ролей и положений в сказках и жизненных сценариях« с ролями Преследователя, Спасителя и Жертвы широко известен во всем мире и используется специалистами в различных областях уже в течение многих лет. За эту работу он удостоился в 1972 году Памятной научной награды Эрика Берна — Eric Berne Memorial Scientific Award. Вторую награду он получил в 1979 году за концепцию «Опции». К сожалению, на русский язык переведена только одна книга Стивена Б. Карпмана  «Жизнь, свободная от игр».

Данная статья — это интерпретация Треугольника Карпмана с расширением и углублением  представлений о ролях Треугольника через работы практикующих психологов.

Вход в треугольник

Каждый начинает свой круг по Треугольнику по-своему. Эти сценарии состоят из определенного набора убеждений, через которые мы и видим мир. Этот Треугольник ещё называют магическим, так как стоит в него попасть, так его роли начинают диктовать участникам выборы, реакции, чувства, восприятие, последовательность ходов и так далее.

В Треугольнике три роли: Преследователь (иногда его называют Агрессором), Спаситель (или Спасатель) и Жертва. Карпман описал их как три аспекта или три лица Жертвы. Неважно, какую роль мы играем в Треугольнике в данный момент, в конце концов мы всегда превращаемся в Жертву. Если мы в треугольнике, мы живем как Жертвы.

У каждого человека есть основная или наиболее знакомая для него роль в Треугольнике. Это то место, в котором мы обычно входим в Треугольник, «подсаживаемся» на него. Мы перенимаем эту роль в нашей родительской семье. Хотя мы начинаем с какой-то одной роли, но попав в Треугольник, мы всегда проходим через все три роли, иногда в считанные минуты или даже секунды, много раз каждый день.

Спасители видят себя в качестве “помощников” и “воспитателей”. Им нужно кого-то спасать для того, чтобы чувствовать себя важными и нужными. Им трудно быть Жертвой, так как они привыкли быть теми, у кого есть ответ на любой вопрос.

Преследователи часто считают себя Жертвами Ситуации. Они отказываются признавать, что их тактика — обвинение. Когда им на это указывают, они утверждают, что нападение является оправданным и необходимым для самозащиты.

Роли Спасителя и Преследователя — две противоположные роли Жертвы (Спаситель — Жертва Обстоятельств, Преследователь — Жертва Ситуации), но независимо от того, где мы начинаем действовать в Треугольнике, мы обязательно попадаем в роль Жертвы. Это неизбежно: Преследователь и Спаситель считают, что они лучше, сильнее, умнее, чем Жертва. Жертва всегда чувствует себя униженной и рано или поздно начинает мстить, превращаясь в Преследователя, а Преследователь или Спаситель в этот момент перемещается в Жертву. 

Каждая роль имеет свой собственный язык, убеждения и поведение — полезно их знать. Это поможет определить, когда мы подсаживаемся на Треугольник. Изучение роли способствует более быстрому пониманию, когда мы увлекаемся приманкой, брошенной нам, чтобы мы начали играть. Поэтому давайте рассмотрим каждую роль более тщательно.

История Жертвы

Знаем мы это или нет, но почти все мы ведем себя, как Жертвы. Каждый раз, когда мы отказываемся принимать на себя ответственность, мы бессознательно выбираем роль Жертвы. Это рождает в нас страх, вину, гнев или неполноценность, мы чувствуем, что нас предали, или что нами воспользовались. 

Роль Жертвы — это раненный аспект нашего внутреннего Ребенка; та часть нас, которая невинна, уязвима и нуждается. Но мы превращаемся в Жертву только тогда, когда полагаем, что не можем позаботиться о себе. Самый большой страх Жертвы, что у нее ничего не получится. Это беспокойство заставляет ее быть всегда в поиске кого-то более сильного и более способного к заботе .

На формирование устойчивой роли Жертвы, как правило, влияют установки детства, когда  родители (или родитель) не побуждали своих детей к тому, чтобы они приняли на себя соответствующую их возрасту ответственность, поэтому, став взрослыми, они чувствуют свою беспомощность и обиду, когда не  получают помощи.

Жертвы отрицают, что у них есть все возможности для решения проблем, вместо этого они, как правило, считают себя неумелыми в разрешении жизненных ситуаций. Это не мешает им чувствовать обиду по отношению к тем, от кого они зависят, они настаивают на том, что о них нужно заботиться, но не любят, когда им указывают на их не умения. Жертвы полагают, что беспомощны от рождения, поэтому они всегда ищут для себя Спасителя, однако при этом, они злы на своих Спасителей, потому что им приходится смотреть на них снизу вверх.

В конце концов Жертвам надоедает быть ниже Спасителя, и они начинают искать способы чувствовать себя равными — чаще всего это выглядит, как превращение в Преследователя для Спасителя, путем игнорирования усилий по их спасению, обычно через пассивно-агрессивное поведение. 

Убежденная в своей внутренней неполноценности, Жертва часто злоупотребляет наркотиками, алкоголем, едой, азартными играми и прочими зависимостями, и это только часть саморазрушительного поведения, практикуемого Жертвой. Чувство вины и собственной беспомощности часто используется Жертвой в попытке манипулировать своим Спасителем:

“Если вы не сделаете этого, то кто же?”

Чувство беспомощности, беспросветности,принуждения,  безвыходности, бессилия, никчёмности, 
Никому не нужности, собственной неправильности, запутанности,неясности,растерянности;
Частой неправоты, собственной слабости и немощности в ситуации;
Обиды, страха, жалость к себе

История Спасителя

Спаситель может быть описан как аспект роли Матери. Вместо обычного выражения поддержки и воспитания, Спаситель, как правило, пытается «задушить» в другом инициативу, чтобы управлять и манипулировать им, конечно, «для его же собственного блага». Его проблема в ошибочном понимании того, что именно нужно для поощрения, поддержки и защиты.

Спаситель, как правило, ищет зависимых людей, проявляет себя с ними, как благожелательный, заботливый человек, т.е. тот, кто может «исправить» (спасти) зависимого. Спасение — это та же зависимость, потому что Спасителям необходимо чувствовать, что их ценят. Нет лучшего способа почувствовать себя важным, чем роль Спасителя.

Спасители, как правило, вырастают в семьях, где их потребности не признаются. Это психологический факт, что мы относимся к самим себе так, как к нам относились в детстве. Начинающий Спаситель растет в среде, где его потребности сведены на нет, и поэтому, как правило, относится к себе с той же степенью небрежности, что он испытал, когда когда был ребенком. Ему было не разрешено заботиться о себе и своих потребностях, поэтому Спасители начинают заботятся о других.

Спасители испытывают большое удовлетворение, они, как правило, гордятся собой и получают социальное признание, даже вознаграждение, поскольку их поступки можно рассматривать, как бескорыстные. Они верят в свою доброту и видят себя в качестве Героев.

За всем этим стоит убеждение: “Если я буду заботиться о них достаточно долго, то, рано или поздно, они будут заботиться обо мне тоже”, но такое случается редко. Когда мы спасаем нуждающихся, мы не можем ожидать ничего обратно — они не могут заботиться о себе, еще меньше они могут позаботиться о нас. И тогда Спаситель превращается в Жертву, точнее, в Мученика, так как ему очень сложно признать себя Жертвой.

Чувства предательства, использованности и отчаяния являются торговой маркой позиции Жертвы- Спасителя. Обычные фразы для замученного Спасителя:

“После всего, что я для тебя сделал/сделала, вот твоя благодарность?”

“Не важно, как много я делаю, этого никогда не бывает достаточно” 

“Если бы ты меня любила/любил, ты бы не относилась/ся ко мне так!”

Самый большой страх Спасителя,  что они в конечном итоге останутся в одиночестве, они считают, что их ценность возрастает от того, как много они делают для других. Спасители бессознательно поощряют зависимость, потому что они верят: «Если я вам нужен, вы не оставите меня». Они пытаются стать незаменимыми для того, чтобы избежать одиночества.

Спасители не берут на себя ответственность за собственные потребности, вместо этого, они делают это для других в попытке получить подтверждение или почувствовать себя нужным, поэтому роль Жертвы для них неминуема.

Чем больше они спасают, тем меньше ответственности берет на себя тот, о ком они заботятся. Чем меньше ответственности берут на себя их подопечные, тем больше они их спасают, и это нисходящая спираль, которая не редко заканчивается катастрофой.

Иметь рядом Жертву необходимо для того, чтобы Спаситель мог поддерживать свою иллюзию о том, что он нужен. Это означает, что в жизни каждого Спасителя всегда будет существовать по крайней мере один человек , кто будет больным, слабым, глупым и, следовательно, зависимым от него. Если Жертва начнет брать ответственность на себя, Спасителю придется либо найти новую Жертву, либо попытаться вернуть прежнюю к привычной роли.

Чувство жалости, желания помочь,собственного превосходства над жертвой (над тем, кому хочет помочь);
Большую компетентность, большую силу, ум, больший доступ к ресурсам, «он больше знает про то, как нужно действовать»;
Снисхождения к тому, кому хочет помочь, чувство приятного всесилия и всемогущества по отношению к конкретной ситуации, уверенность, что может помочь;
Убеждённость, что он знает (или как минимум, может узнать), как именно это можно сделать;
Невозможность отказать (неудобно отказать в помощи, или бросить человека без помощи), сострадание, острое щемящее чувство сопереживания (это очень важный пункт: Спаситель ассоциируется с Жертвой! А значит, никак и никогда не сможет ей истинно помочь!)
Ответственность ЗА другого

История Преследователя

Преследователи считают, что мир опасен, поэтому используют страх и запугивание как инструменты давления на других. Их история говорит о том, что они не винные Жертвы Ситуации в опасном мире, где другие всегда будут делать им больно. А раз выживают наиболее приспособленные, то их единственный шанс — ударить первым, что  держит их в состоянии постоянной обороны.

Роль Преследователя характерна для тех, кто подвергался открытому психическому и/или физическому насилию в детстве. Внутренне они часто кипят от стыда и гнева, и эти два чувства управляют их жизнью. Они могут подражать своему обидчику, предпочитая быть похожими на тех, у кого сила и власть. Преследователь как будто говорит: «Мир жесток, и только бессердечные могут выжить. И я буду одним из них». Таким образом, если Спасатель это тень Матери, то Преследователь это тень Отца.

Преследователь преодолевает чувство беспомощности и стыда, нападая на других. Доминирование становится самым частым стилем взаимодействия — это означает, что Преследователь всегда должен быть прав. Его методы: запугивание, проповеди, угрозы, обвинения, чтение лекций, проведение допросов и прямые атаки. Если Спасителю нужен кто-то, за кого он может принять решение, то Преследователю нужен кто-то, кто был бы виноват. Они отрицают свою уязвимость, в то же время как Спасители отрицают свои потребности. Больше всего они боятся беспомощности. 

Преследователи, как правило, пытаются компенсировать внутреннее чувство никчемности грандиозными замашками, это — компенсация и прикрытие чувства собственной неполноценности.

Самое трудное для Преследователя — взять на себя ответственность за то, что они делают больно другим. По их мнению, другие заслуживают то, что получают.

Преследователи не осознают себя Преследователями — они воспринимают себя Жертвами Ситуации — цикл выглядит примерно так:

«Я просто пытался помочь (Спаситель), а они на меня напали (Жертва), так что мне пришлось защищаться (Преследователь).»

Чувство собственной правоты, благородного возмущения и праведного гнева;
Желание наказать нарушителя, желание восстановить справедливость;
Оскорблённое самолюбие, убеждённость, что только он знает, как правильно;
Раздражение на Жертву и тем более на Спасателей, которых воспринимает, как мешающий фактор (Спасатели ошибаются, ведь только он знает, как нужно прямо сейчас поступить!);
Азарт охоты, азарт погони;

Итак, знакомьтесь: Треугольник Карпмана
В главных ролях:

Жертва — страдает
Спаситель — спасает и приходит на помощь и выручку
Преследователь — преследует и атакует.

Акт 1: Жертва ищет Спасителя, на которого пытается скинуть ответственность за решение своих проблем. Если Жертве это удается, то ловушка захлопнулась – Треугольник образовался. 

Акт 2: Жертва, проблемы которой не решаются, превращается в Преследователя, и начинает искать виновных в том, что жизнь не удалась. Виновным, конечно же, оказывается бывший Спаситель, на которого и обрушивается гнев и нападки бывшей Жертвы.

Акт 3: Бывший Спаситель, ставший Жертвой, недоумевает, как же так он оказался козлом отпущения в этой ситуации. 

Мораль: Если вам предлагают стать Спасителем, то, скорее всего для того, чтобы было кого потом обвинить в случае неудачи. Поэтому трижды подумайте, прежде чем брать на себя ответственность за чужие проблемы.

Непослушный ребенок В семье Петровых беда. Ребенок перестал слушаться родителей. «Совсем от рук отбился. Может, вы подскажете, как его приструнить?», — с надеждой обращается семья Петровых к семье Сидоровых. Две роли уже определились: ребенок – Преследователь, родители – Жертва. 

«Да пороть его нужно, как сидорову козу, — восклицает семья Сидоровых, беря на себя роль Спасителя, — давно уже пора было. И нечего с ним цацкаться, мы вам гарантируем, пару раз отлупите, и будет как шелковый!»

После порки Петров-младший убегает из дому. Петровы ищут, кого бы обвинить в происшедшем. Само собой, виновными в их глазах оказываются Сидоровы. В праведном гневе они начинают ходить по всем знакомым и жаловаться: «А представляете, что нам Сидоровы посоветовали?» 

Разбитая любовь«Я видела, как он ее целовал… а после кафе, они сели в такси и куда-то поехали…», — рыдает у вас на плече подруга, рассказывая, какой мерзавец ее бой-френд. Сквозь слезы  начинает проступать ее требовательное: «Скажи, что мне теперь делать?»

В порыве праведного гнева вы уговариваете ее послать парня ко всем чертям. Парень само собой уходит, правда не к чертям, а к той самой девице, из-за которой и разгорелся весь сыр-бор. 

Через несколько дней вы с удивлением обнаруживаете, что именно вы виноваты в том, что ваша подруга осталась одна. По крайней мере, в этом убеждена она и большинство ваших общих знакомых, которым она уже успела выплакать свою версию происшедшего. 

Это примеры  «простейших» Треугольников с малым количеством кругов-треугольников, как правило в жизни, человек, попавший в ловушку Треугольника, не заметно для себя начинает накладывать Треугольники один на один, меняя роли как перчатки.

Например, есть Некто, страдающий от чего-то или кого-то — эти «что-то» или «кто-то» являются Преследователем, а  наш страдалец/страдалица — это Жертва.

Наша Жертва быстро находит себе Спасителя (или Спасителей), который (по разным причинам) старается (вернее, пытается) помочь Жертве.

Все бы ничего, но Треугольник-то драматический, и Жертве совершенно не нужно избавление от Преследователя, а Спасителю — не нужно, чтобы Жертва прекратила быть Жертвой — какой же Спаситель без Жертвы? А если Жертва излечится или избавится, кого же спасать-то?

Получается, что и Спаситель, и Жертва заинтересованы (неосознанно, конечно) в том, чтобы фактически все оставалось по прежнему: Жертва должна страдать, а Спаситель — спасать и все довольны:

— Жертва получает свою долю внимания и заботы, а Спаситель — горд тем, какую роль он играет в жизни Жертвы.

— Жертва платит Спасителю признанием его заслуг и роли, а Спаситель платит за это Жертве вниманием, временем, энергией, чувствами и т.д.

Как бы, всем хорошо, НО на этом Треугольник не замыкается. Жертве становится мало того, что она получает. Она начинает все больше и больше требовать и оттягивать внимания и энергии Спасителя. Спаситель старается (на сознательном уровне), но у него ничего не получается — конечно, он же не заинтересован (на бессознательном уровне) помочь ОКОНЧАТЕЛЬНО, он не хочет, лишиться своей благородной роли! У него не получается и его состояние и самооценка (самоуважение) снижаются, ему становится плохо, а Жертва продолжает ждать и требовать внимания и помощи.

Постепенно и незаметно Спаситель становится Жертвой, а бывшая Жертва становится Преследователем  для своего бывшего Спасителя. И чем больше Спаситель вкладывал в того, кого он спасал, тем, по большому счету, он становится больше ей должен. Ожидания растут, и он ОБЯЗАН их реализовывать.

Бывшая Жертва все больше недовольна «не оправдавшим ее ожиданий» Спасителем. Она все больше и больше путает, кто же на самом деле является Преследователем — для нее уже бывший Спаситель виноват в ее бедах (не решает же окончательно ее проблемы). И незаметно происходит переход — Жертва уже осознанно недовольна своим бывшим благодетелем, и уже Спасителя обвиняет чуть ли не больше, чем того (то), кого раньше считала своим Преследователем. Бывший Спаситель становится для бывшей Жертвы обманщиком и новым Преследователем (тем самым неожиданно для себя превращается в Жертву), а сама бывшая Жертва устраивает настоящую охоту за бывшим Спасителем (становясь его Преследователем).

Но это ещё не всё!

Бывший Спаситель повержен и ниспровергнут. Жертва ищет новых Спасителей, ведь у нее количество Преследователей возросло — бывший Спаситель не оправдал ожиданий, по большому счету, обманул ее, поэтому должен быть наказан.

Бывший же Спаситель, уже являясь Жертвой своей бывшей Жертвы, измотанный в попытках (нет, не помочь, его сейчас волнует лишь одно — суметь спастись от своей Жертвы) — начинает (уже как истинная Жертва) искать других Спасителей. Круги-треугольники накладываются, поэтому  этот Треугольник  еще называют магическим :

— Каждый участник бывает во всех его углах (играет все положенные в треугольнике роли);
— Треугольник устроен так, что вовлекает все новых и новых членов «оргии».

Бывший Спаситель (использованный) вычеркивается — он истощен и уже не может быть полезен Жертве, и Жертва пускается в поиски и в погоню за новыми Спасителями (ее будущими Жертвами).

В позиции Преследователя то же есть некоторые интересные моменты: Преследователь, как правило, не знает о том, что Жертва на самом деле не Жертва, что она на самом деле НЕ беззащитна, просто ей нужна данная роль. Жертва же очень быстро находит Спасителей, которые «внезапно» появляются на пути Преследователя, и тот очень быстро становится уже их Жертвой, а Спасители превращаются в Преследователей бывшего Преследователя.

Действующие лица: Алкоголик, Алкоголь, Жена, Врач и прочие, присоединенные по пути.

Алкоголик — Преследователь Жены, Жена — Жертва Алкоголика

Но для Алкоголика Жена  — Преследователь, а его Спасителем от жены является Алкоголь.

Алкоголик — Жертва (Алкоголя),  его жена — Спаситель — она ищет нарколога или психотерапевта, что бы спасти Алкоголика и себя

Жена — Жертва Алкоголика, врач — Спаситель

Врач быстро из Спасителя превращается в Жертву (обещал спасти, но не спас) и жена алкоголика становится его Преследователем.Так накладывается еще один Треугольник, где Жена — Преследователь,а врач — Жертва

Но наш врач обманул и обидел Жену, поэтому он становится для нее Преследователем, а она его Жертвой.

Наша Жена начинает искать нового Спасителя — подружки, с которыми можно перемыть косточки врачу: «Ох, уж эти врачи!» или нового врача, который вместе с женой осудит «некомпетентность» предыдущего —  Жена возвращается на позицию Жертвы и круговорот Треугольников начинает новый заход.

***

Действующие лица: Свекровь, Жена, Муж

Свекровь изводит невестку мелкими придирками (Преследователь) , на что последняя  (Жертва) жалуется мужу (Спасителю). Муж (Преследователь) принимается выяснять отношения с матерью, и вот уже она сама рыдает на кухне (стала Жертвой). Жена неожиданно встает на сторону свекрови (занимает позицию Преследователя) и обвиняет мужа в неблагодарности и неуважительном отношении к матери (муж превращается в Жертву). Уязвленный в лучших чувствах муж оскорбляется и переходит в контратаку (возврат к Преследователю). Страсти накаляются, жизнь бьет ключом, и потушить лавину взаимных оскорблений уже оказывается невозможно…

***

События в Треугольнике могут происходить сколь угодно долго — вне зависимости от сознательных желаний их участников — все определяется результатом. Пока хоть кто-нибудь не выскочит из этого  Треугольника, игра может быть бесконечной.

Как выскочить из Треугольника

Жертвы должны научиться нести ответственность за себя и заботиться о себе, а не искать для себя Спасителя. Они должны бросить вызов укоренившимся убеждениям, что они не могут позаботиться о себе, если они хотят избежать Треугольника. Вместо того, чтобы чувствовать себя бессильными, они должны признать свою способность решать проблемы. Быть Жертвой — это бесконечный цикл чувства поражения и бесполезности. Нет никакого спасения, кроме того, чтобы взять на себя полную ответственность за собственные чувства, мысли и реакции.

Если Вы не хотите быть Жертвой:

— Попытайтесь найти способ свою жизнь улучшить, а не жалуйтесь на людей, испортивших вам жизнь,

— Прекратите считать, что другие люди обязаны решать ваши проблемы.

— Не перекладывайте на других ответственность за свои действия. Всё, что вы делаете, это ваш собственный выбор, если, конечно, на вас не направлено дуло пистолета.

— Не рассчитывайте на безвозмездные услуги. Если вам предлагают помощь, заранее выясните, чего от вас ожидают взамен.

— Не оправдывайтесь, просто делайте так, как считаете нужным.

— Если вам сочувствуют, соглашаются помогать и обсуждать с вами ваши проблемы, постарайтесь извлечь из этого что-то действительно полезное для себя, вместо того чтобы натравливать вашего Спасителя на Преследователя.

Если вы привыкли играть роль Спасителя, это не означает, что вы не можете быть любящим, великодушным и добрым. Существует четкое различие между тем, чтобы быть по-настоящему полезным, и Спасательством. Подлинный Помощник действует без надежды на взаимность — он делает все, чтобы побудить противоположную сторону взять на себя ответственность, а не поощряет иждивенчество. Помощник считает, что каждый человек имеет право на ошибки и учится через иногда жесткие последствия — он верит, что у другого есть силы на то, чтобы увидеть себя впоследствии без них, Спасителей.

Что бы не стать Спасителем:

—  Не навязывайте услуги и не давайте советы, о которых вас не просят.

—  Прекратите считать, что лучше знаете, как другим жить.

— Не обещайте то, чего не можете выполнить — научитесь говорить «нет».

— Не рассчитывайте на благодарность – все, что вы делаете, вы делаете, потому что сами этого хотите.

— Если все же рассчитываете на ответные услуги, оговаривайте свои условия заранее.

— Найдите альтернативные способы самоутверждения.

— Если испытываете острое желание кого-то спасать, делайте это, но будьте честны перед собой – действительно ли ваша помощь необходима и эффективна?

Если Преследователь будет честен с самим собой, он поймет, что опасен для других и почувствует вину. Чтобы не допустить этого, Преследователю всегда нужен кто-то, чтобы винить его во всем. Гнев придает им энергию, чтобы жить. Как и для других ролей, чтобы выйти из роли Преследователя нужно принять на себя ответственность за свои действия. Как ни странно, но из Треугольника проще всего выйти Преследователям.

Что бы не стать Преследователем:

— Прежде чем предъявлять претензии, что-то требовать, критиковать, винить и стыдить других людей, хорошо подумайте, действительно ли вам нужен результат, или вы просто хотите сорвать злость.

— Примите идею того, что вы несовершенны и можете ошибаться.

— Прекратите винить в своих проблемах других людей.

— Прекратите считать, что другие обязаны соответствовать вашим представлениям о том, что правильно.

— Найдите альтернативные способы самоутверждения.

— Если хотите чего-то добиться от другого человека, попытайтесь подтолкнуть его в нужном направлении без физического и эмоционального насилия.

***

Итак, самое главное это понять в какой роли Вы вошли в Треугольник — какой из углов Треугольника был для Вас входом в него.

У каждого из нас есть привычные, или излюбленные роли-входы в подобные магические Треугольники. И часто в разных контекстах у каждого входы свои. У человека на работе может быть привычным входом в Треугольник — роль Преследователя (ну, любит человек восстанавливать справедливость или наказывать дураков!), а дома, например, типичный вход — это роль Спасителя.

Манки или заманухи в Треугольник

Каждому из нас стоит знать «точки слабости» своей Личности, которые  заставляют нас входить в эти  излюбленные роли. Необходимо изучать внешние манки, которые заманивают нас туда.

У одних это чья-то беда или «беспомощность», или запрос о помощи, или восхищённый взгляд/голос:

«Только ты можешь мне помочь!» 
«Я без тебя пропаду!»

Конечно,  это Спаситель на коне и в белых одеждах.

У других это чья-то ошибка, глупость, несправедливость, некорректность или нечестность. И они отважно бросаются восстанавлявать справедливость и гармонию, попадая в Треугольник в роли Преследователя.

У третьих это может быть сигнал от окружающей реальности, что ты ей не нужен, или она опасна, или она агрессивна, или она бессердечна (равнодушна к тебе, твоим желаниям или бедам), или она бедна ресурсами именно для тебя, именно в данный момент. Это любители побыть Жертвами.

У каждого из нас есть свой манок, заманивание которого нам очень трудно выдержать. 

Начало перехода из роли Спасителя в роль Жертвы — чувство вины, чувство беспомощности, ощущение вынужденности и обязательности помогать и невозможности собственного отказа.

«Я обязан помочь!», «Я не имею права не оказать помощь!», «Что обо мне подумают, как я буду выглядеть, если откажусь помочь?»

Начало перехода из роли Спасителя в роль Преследователя — желание наказать «плохого», желание восстановить справедливость, направленную не на тебя, чувство абсолютной собственной правоты и благородного праведного возмущения.

Начало перехода из роли Жертвы в роль Преследователя — чувство обиды и несправедливости, творимой по отношению к тебе лично.

Начало перехода из роли Жертвы в роль Спасителя — желание помочь, жалость к бывшему Преследователю или Спасителю.

Начало перехода из роли Преследователя в роль Жертвы — внезапное (либо растущее) чувство беспомощности и растерянность.

Начало перехода из роли Преследователя в роль Спасителя — чувство вины, чувство ответственности ЗА другого человека.

На самом деле:

Спасителю ОЧЕНЬ приятно помогать и спасать, приятно выделяться «в белых одеждах» среди других людей, особенно перед Жертвой. Нарциссизм, самолюбование.

Жертве очень приятно страдать («как в кино») и быть спасаемой (принимать помощь), испытывать жалость к себе, зарабатывая страданиями будущее неконкретное «счастье». Мазохизм.

Преследователю — очень приятно быть воителем, наказывать и восстанавливать справедливость, быть носителем стандартов и правил, которые он вменяет другим, очень приятно пребывать в сверкающих доспехах с огненным мечом, приятно чувствовать свою силу, непобедимость и правоту. По большому счёту, чужая ошибка и неправота для него — это легитимный (законный и «безопасный») повод (разрешение, право) совершать насилие и безнаказанно причинить другому боль. Садизм.

Спаситель знает, как можно…

Преследователь знает, что так нельзя…

Жертва хочет, но не может, но чаще уже ничего и не хочет, потому что всё достало…

Диагностика по чувствам наблюдателей/слушателей

Чувства наблюдателей могут подсказать, какую роль играет человек, рассказывающий Вам или делящийся с Вами проблемой.

Когда читаешь (слушаешь) Спасителя (или наблюдаешь за ним) — сердце наполняется гордостью за него. Или — смехом, до чего ж дурак себя довёл своим желанием другим помогать.

Когда читаешь (или слушаешь) тексты, написанные Преследователем — благородное возмущение охватывает — либо к тем, о ком Преследователь пишет/рассказывает, либо — к самому Преследователю.

А когда читаешь(или слушаешь)  тексты написанные Жертвой — охватывает острая душевная боль ЗА ЖЕРТВУ , острая жалость, желание помочь, мощнейшее сострадание.

Иногда психологи  дают  совет: инверсировать ( т.е. заменить) роли на другие:

Преследователь может стать для вас Учителем: «Наши враги, и те, кто нам «мешают», являются нашими лучшими тренерами и учителями.»

Спаситель — Помощником или максимум — Проводником (можно тренером, как в фитнесс-клубе: Вы делаете, а тренер тренирует)

А Жертва — Учеником.

Если Вы поймали себя на роли Жертвы — начните учиться.

Если Вы поймали себя на роли Спасителя — бросьте глупые мысли о том, что тот, «кто нуждается в помощи» немощен и слаб. Принимая его такие мысли, Вы делаете ему медвежью услугу. Вы делаете что-то ЗА него. Вы мешаете ему научиться самостоятельно чему-то важному для него. Ваше желание помочь — искус, Жертва является Вашим искусителем, а Вы, фактически, являетесь искусителем и провокатором для того, кому стремитесь помочь.

Нельзя делать ничего за другого человека. Пусть он ошибается, но это будут ЕГО ошибки. И он не сможет Вас обвинить в этом, когда попытается перебраться в роль Вашего Преследователя.

Человек должен пройти свой путь сам.

Не стоит забывать, что нет ни Спасителей, ни Жертв, ни Преследователей — есть живые люди, которые могут играть различные роли. Каждый человек попадает в ловушку этих ролей, и бывает во всех вершинах этого Треугольника, каждый человек имеет некоторые склонности к той или иной вершине, склонности задерживаться на той или иной вершине.

Важно помнить, что точка входа в Треугольник (то есть, то, что вовлекло человека в патологические отношения) — чаще всего бывает и точкой, на которой человек задерживается, и ради которой он входил в этот треугольник, хотя это не всегда так.

Кроме того стоит помнить, что не всегда человек занимает именно ту «вершину», на которую жалуется:

— Жертва может быть Преследователем. 
— Спаситель может на самом деле играть (трагически и насмерть) роль Жертвы или Преследователя.

В этих  отношениях, всё настолько запутано, перевёрнуто и лживо, что в каждом отдельном случае требуется достаточно внимательное наблюдение за всеми участниками этого «Треугольного хоровода», в том числе и за собою  — даже если мы не участвуем в этом Треугольнике. Сила  этого Треугольника такова, что любого наблюдателя или слушателя — начинает затягивать в этот Драматический Треугольник отношений и ролей.

Интерактивная психология. Эрик Берн

Интерактивная психология. Теория

Психологический треугольник карпмана Все мы знаем, что мы часто говорим одно, думаем другое, а делаем третье и подобный парадокс нас не поражает, потому что каждый знает, что как Личность, он многогранен. Но не каждый догадывается о том, как одна наша сторона может обманывать другую, бессознательно, но обманывать, поэтому мы зачастую не догадываемся об истинных мотивах, которые толкнули нас на те или иные действия, породили те или…

Оставить комментарий