Психолог как профессионал и как личность

Вся самая актуальная информация в статье на тему: "Психолог как профессионал и как личность". Мы собрали полное описание всех ваших проблем.

Оглавление [Показать]

План:

1.Особенности профессиональной деятельности психолога и его ПВК

2. Требования к профессиональной подготовке

3. Ценностные основания профессиональной деятельности психолога.

1. Особенности профессиональной деятельности

психолога и его ПВК

Качественное выполнение профессиональной деятельности возможно только в случае профессионализма человека. В современном обществе с конкурентной средой профессионализм начинает представлять большую ценность как в общественном, так и индивидуальном бытии субъекта. С профессионализмом связаны состоятельность человека в избранном деле, самореализация его творческих возможностей, качество жизнедеятельности в целом.

Явление профессионализма интенсивно исследуется в психологии труда (прежде всего в рамках профессиографического подхода), акмеологии и частных прикладных аспектах психологии (педагогической, военной, юридической и т.п.).

Е.А. Климов рассматривает профессионализм как сложную систему, имеющую не только внешнюю функцию («отдачу»), но и необходимые и, как правило, сложные и многообразные внутренние, в частности, психические функции. К этим внутренним психическим функциям относятся: построение образа будущего результата деятельности; некоторое «вынашивание» представлений о путях и способах, вариантах достижения этого результата; эмоциональная преднастройка к работе; общее сознание защищенности в обществе и многое другое, включая и некоторый образ окружающего мира вообще. (33) Под профессионализмом он понимает «определенную системную организацию сознания, психики человека, включающую различные структурные блоки механизмов регуляции поведения и деятельности»(33)

А.К.Маркова в качестве базового, ядерного образования профессионализма использует понятие компетентности, имеющее в психологии давнюю традицию. Автор разворачивает свое понимание профессионализма через различение нормативного и реального, конкретного проявления профессионализма личности человека (48).

«Нормативные требования профессии к личности» — это совокупность, набор личностных характеристик человека, необходимых для успешного выполнения труда. Когда речь идет о том, что данному человеку присущ профессионализм, — говорится о том, что человек обладает этим необходимым набором психических качеств, и профессионализм становится внутренней характеристикой личности человека. Такое понимание означает «реальный» профессионализм конкретного человека. Профессионализм в обоих случаях требует выполнения труда на высоком уровне качества.

Компетентность, с точки зрения автора, близко примыкает к реальному профессионализму и представляет собой индивидуальную характеристику степени соответствия требованиям профессии. Понятие компетентности, в современном его значении, ряд исследователей определяют как сочетание психологических качеств, как психологическое состояние, позволяющее действовать самостоятельно и ответственно, как обладание способностью и умением выполнять определенные трудовые функции. Судить о наличии компетентности предполагается по характеру результата труда человека.

Выделяются следующие виды компетентности:

специальная — владение собственно профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне, способность проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие;

социальная — владение совместной (групповой, кооперативной) деятельностью, сотрудничеством, а также принятыми в данной профессии приемами профессионального общения; социальная ответственность за результаты своего профессионального труда;

личностная — владение приемами личностного самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональным деформациям личности;

индивидуальная компетентность — владение приемами самореализации и развития индивидуальности в рамках профессии, готовность к профессиональному росту, способность к индивидуальному самосохранению, неподверженность профессиональному старению, умение организовать рационально свой труд без перерасходов времени и сил.

Данные виды компетенции означают зрелость человека в профессиональной деятельности, в профессиональном общении, в становлении личности профессионала, его индивидуальность. А.К. Маркова пишет: «Индивидуальная компетентность обуславливается мотивацией достижения, ресурсом успеха, стремлением к качеству своей работы, способностью к самомотивированию, уверенностью в себе, оптимизмом». (48)

Подлинный профессионализм определятся автором через соотношение творчества (новатора, изобретателя) и мастерства в гармоничном взаимодействии с профессией.

Профессионал — это субъект профессиональной деятельности, обладающий высокими показателями профессионализма личности и деятельности, имеющий высокий профессиональный и социальный статус и динамически развивающуюся систему личностно — деятельностной нормативной регуляции, постоянно нацеленный на саморазвитие и самосовершенствование, на личностные и профессиональные достижения, которые имеют социально-позитивное значение (22).

Профессионализм практического психолога в основном изучается в плане установления структуры профессиональных качеств (Е.С.Романова, А.Э.Пяткин); специальных способностей личности (М.А.Аминов, И.В. Бачманов, Н.А.Стафурин, А.Ф.Бондаренко, М.В.Молоканов); профессиональной идентификации (Л.Б.Шнейдер); профессиональной культуры (Н.И. Исаева); проектирование профессиональной позиции (Е.В.Бурмистрова). Имеются исследования, в которых определяются теоретические и методологические основания психологической практики психолога (И.В. Дубровина, Ф.Е.Василюк, Л.А.Петровская, А.Ф.Коньев, В.М.Розин, В.Н. Цапкин).

Определению структуры профессионально важных качеств посвящены многие исследования, в частности, Е.С. Романова к профессионально важным качествам практического психолога автор отнесла такие качества, как:

1) аттенциональные;

2) перцептивные;

3) мнемические;

4) моторные;

5) сенсорные;

6) имажитивные;

7) мыслительные;

8) эмоциональные;

9) волевые;

10) речевые.

К данному исследованию примыкает исследование специальных способностей личности практического психолога, определяющих его профессиональную успешность.(4)

Исследователи выделяют разные специальные способности. В одном случае основной специальной способностью психолога называют талант общения, структурными компонентами которого являются следующие составляющие:

1) умение полно и правильно воспринимать человека;

2) умение понимать внутренние свойства и особенности человека;

3) способность к сопереживанию;

4) умение анализировать свое поведение;

5) умение управлять собой и процессами общения.

В другом варианте к специальным способностям психолога относят:

1) уровень сформированности интерперсональных коммуникативных умений;

2) уровень сформированности антропоцентрической направленности (интегральной чувствительности к объекту, процессу и результату психологической деятельности);

3) уровень сформированности проектных умений (27).

В работе А.К.Марковой представлен подход, основанный на выделении специальных способностей как профессионально важных качеств (ПВК) практического психолога, что обеспечивает приближение к реальному синтезу профессиональной позиции психолога как теоретика и практика (48).

Таблица 1. Взаимосвязь особенностей деятельности и ПВК психолога

Особенности деятельности

Требования к ПВК

Деятельность — всегда взаимодействие, общение (коммуникация).

— Мотивация и готовность к взаимодействию; — Культурная продуктивность; — Социальная компетентность; — Навыки вербализации; — Коммуникативные навыки (понимания).

Деятельность — работа с особым типом информации (психологической).

— Социальная любознательность; — Аттенциональные способности; — Навыки социальной перцепции; — Психологическая проницательность.

Деятельность — работа с абстрактными моделями и их интерпретация.

— Высокий общий интеллект; — Аналитико — синтетическая лабильность; — Навыки рационализации когнитивных конструкций.

Динамичность и иррациональность объекта деятельности.

— Гибкость и подвижность мыслительных процессов; — Креативность; — Практическое мышление; — Социальный интеллект.

Эмоциональная «загруженность» процесса деятельности.

— Фрустрационная толерантность; — Навыки саморегуляции; — Навыки эмпатии; — Эмоциональная продуктивность.

Личностная включенность в процесс деятельности.

— Навыки рефлексии; — Ответственность; — Навыки самоконтроля; — Адекватная своим возможностям самооценка; — навыки работы со своими ограничениями.

Прагматичность и оперативность процесса деятельности.

— Навыки фасилитации; — Способность (не склонность) к риску; — Смелость и уверенность в себе; — Настойчивость; — Работоспособность.

В работе А.К.Марковой представлены результаты исследования личностных особенностей психологов с помощью 16PF-теста Р.Кеттелла, в котором выявлено, что данную профессиональную группу отличают

высокие интеллектуальные способности,

эмоциональная устойчивость,

независимость,

настойчивость,

уверенность в себе,

не приверженность стандартам,

не склонность к морализаторству,

общительность,

высокое противодействие усталости при работе с людьми,

предприимчивость,

высокий уровень сензитивности.

Они живо откликаются на все происходящие события, находят интерес и новизну даже в повседневных делах, не доверяют авторитетам, все стараются проанализировать и понять сами, отличаются критичностью мышления, терпимостью к противоречиям и неясностям. Данное исследование показало, что такие качества психолога, как эмоциональная устойчивость, независимость, настойчивость, уверенность в себе, общительность, постоянное стремление к самоанализу и самопониманию являются присущими лидеру.

Профессиональная деятельность психолога предполагает возможность влияния на других – в силу особого знания, образования. Профессиональное образование и личность самого психолога дают ему особую власть над другими. Одни люди от психолога ждут помощи, совета, другие — боятся психолога, того, что он сможет понять его «слабые точки, проблемные звенья». Психолог может лучше других понять человека, причины его проблем. Это все дает основание заявлять о лидерской позиции психолога. Он – обладает экспертным знанием, он эксперт человека.

В профессиональной деятельности психолога, предполагающей работу с конкретными людьми и социальными группами, а в связи с этим и влияние на них, реализуемое в форме психологической помощи и сопровождения в решении жизненных, профессиональных и прочих проблем, гуманистические ценности образуют духовно-нравственный фундамент, на котором происходит выстраивание мировоззрения психолога. Отсутствие нравственно-ценностного основания психологического образования может приводить к опасности «сползания» психолога к манипулятивной и разрушительной практике работы с людьми, использованию психологического знания против других.

Таким образом, профессиональная деятельность психолога предполагает высокий профессионализм, являющийся следствием получения профессионального образования, который проявляется в сформированности профессионального сознания и самосознания, профессиональной идентичности, профессиональной позиции, выраженности ПВК, и т.д., что в целом обеспечивает успешное решение профессиональных задач.

Глава 1

Общее представление о развитии личности в профессии

1. Проблема «модели специалиста» и индивидуального стиля деятельности психолога

Сама идея «модели специалиста», тем более примени­тельно к такой …
творческой и сложной профессии, как пси­холог, вызывает иногда сомнение. Обычно приводится примерно такое обоснование: невозможно втиснуть в «мо­дель» все характеристики профессиональной деятельно­сти (вместе с необходимостью импровизировать в труде), а также невозможно выделить общепризнанный, стандарт­но-образцовый «профиль личностных и профессиональ­ных качеств специалиста», под который можно было бы «подгонять» будущих психологов. Скорее всего такой про­филь должен включать качества типа «доброта», «умение общаться», «любовь к людям (или к детям)», «порядоч­ность» и т. п. Но, как известно, некоторые (если не мно­гие) известные психологи обладали неуживчивым и даже скандальным характером (например, 3. Фрейд) и были да­леки от образца «внешней благодетели и пристойности», являя собой лишь пример внутренней порядочности и на­учной добросовестности. Но как безошибочно определить именно внутренние достоинства профессионала да еще соотнести их с требованиями «профессионального про­филя специалиста»?

И все-таки для того чтобы, по крайней мере, ориенти­ровочно представлять себе, каким должен быть психолог, обращение к «модели специалиста» часто оказывается по­лезным.

Маркова Аэлита Капитоновна — доктор психологических наук, профессор, специалист в облас­ти психологии профессиона­лизма, психологии учителя, мо­тивации учебной деятельности.

Известный психолог А. К. Маркова выделяет сле­дующие основные составляю­щие модели специалиста:

1) профессиограмму, то есть описание самой деятельности психолога; 2) профессиональ­но-должностные требования (минимально необходимые знания и умения при выполнении определенных профес­сиональных задач); 3) квалификационный профиль (зна­ния и умения работника в соответствии с тарифными раз­рядами оплаты труда). Особенно важно для психологиче­ского понимания основных требований к психологу опи­сание самой деятельности психолога, а также — описание деятельности по разным психологическим специально­стям {Маркова, 1996. — С. 22).

Также А. К. Маркова выделяет: 1) модель уже действу­ющего (работающего, готового) специалиста и 2) модель подготовки специалиста (на основе анализа учебной дея­тельности будущих специалистов и их ориентации на мо­дель уже готового специалиста). При описании модели го­тового специалиста выделяются: модель деятельности спе­циалиста, а также — модель личности специалиста. При описании модели подготовки специалиста рассматривают­ся требования к разным образовательно-возрастным груп­пам обучающихся или переобучающихся слушателей, а также учитывается их жизненный и профессиональный опыт (там же, с. 20—21).

Одной из наиболее острых проблем при составлении «модели специалиста» является выделение «модели лич­ности специалиста». Традиционно психологи с помощью тестов выделяют наиболее выраженные по разным шка­лам и параметрам личностные качества успешно работаю­щих специалистов и, таким образом, вроде бы и получает­ся «личностный профиль специалиста». Но как измерить в баллах способность к творчеству, которое само по себе пе­речеркивает все нормы и стандартизированные оценки? Как измерить любовь к людям, порядочность, профессио­нальную и человеческую совесть? А ведь все это является нередко более важными составляющими профессиональ­ного успеха психолога, чем его знания и владение методи­ками.

Чтобы хоть как-то выйти из тупиковой ситуации, спе­циалисты иногда идут «от противного», пытаясь выделить явные противопоказания для работы в качестве психоло­га. Такими противопоказаниями для психолога могут быть:

1. Ненависть к людям, стремление «мстить» им непо­нятно за что.., к сожалению. Есть такие озлобленные люди, которые сами нуждаются в психологической помо­щи, и которых самих к людям лучше не подпускать.-Тем более страшно, когда такие «человеконенавистники» умудряются получать дипломы о высшем психологиче­ском образовании и занимаются психологической прак­тикой.

2. Откровенное психическое нездоровье. Понятно, что психически больной «психолог» просто может оказаться’ опасным для своих клиентов, особенно, когда он работает с детьми и подростками. Заметим, что сами школьники, отве­чая на вопрос, «с каким психологом, с какими отрица­тельными качествами Вы не хотели бы иметь дело?», в боль­шинстве случаев выделили такие характеристики, как «не­умение общаться» и «психические заболевания».

3. Неумение общаться, неспособность выстраивать с людьми отношения на взаимоуважительной основе. При проведении различных «собеседований» с поступающими на психологические факультеты абитуриентами сразу бро­саются в глаза те из них, кто ведет себя нагло и вызываю­ще, а главное — постоянно перебивает собеседника, стре­мясь подчеркнуть свое превосходство. Применительно к будущей работе психолога, — это не просто бестактность или невоспитанность, это препятствие для построения подлинно диалогического взаимодействия с клиентом (или с коллегами), это основа будущей манипуляции со­знанием клиента, что для психолога должно рассматрива­ться как страшнейший «профессиональный грех».

4. Применительно к будущему студенту-психологу можно выделить и такие нежелательные качества, как «лень», безынициативность, а также пассивную установку на то, что преподаватели «должны» постоянно интриго­вать и развлекать студентов на своих занятиях. При этом студентам остается лишь оценивать, какой преподаватель сумел их больше «увлечь», кто «большая или меньшая оча-ровашка» и с каким преподавателем им «вообще интерес­нее». Можно представить себе такого студента-психолога, окажись он на лекции тех преподавателей, которые, явля ясь признанными авторитетами в своей области психоло­гии, никогда не «заигрывают» со студентами и даже не стремятся им непременно «понравиться»… Впрочем, пре­подаватель-профессионал — тем более преподаватель психологии — должен уметь общаться со студентами, од­нако это не нужно путать с упрощенчеством и популиз­мом.

Существует довольно много моделей профессиональ­ной деятельности практического психолога (Г. С. Абрамова, 1994; Н. С. Пряжников, 1996; В. Ю. Меновщиков, 1998 и др.). В большинстве случаев речь идет о моделях, описывающих лишь одно из направлений работы психолога (консультан­та, диагноста, терапевта). Совокупность характеристик квалифицированного практического психолога в сравне­нии с неквалифицированным безотносительно к конкрет­ному виду профессиональной деятельности представлена в следующей модели (Е. Аллен, 1987; Г. С. Абрамова, 1994).

Таблица 5 Модель деятельности практического психолога по Аллену — Абрамовой

УДК 159 ББК Ю941.19

Н. Б. Никитина Личностные особенности психолога профессионала

В статье раскрывается понятие «личность психолога», раскрыты механизмы формирования личности профессионала. Показана роль эмоций в личностном становлении психолога. Влияние эмоций на развитие личности и деятельности. Представлены необходимые личностные качества помогающие в работе психолога и раскрыты те качества, которые мешают профессиональному становлению. В статье рассмотрены исследования, проведенные со студентами первого, второго, третьего, четвертого и пятого курсов психологических факультетов.

Ключевые слова: личность психолога, эмоции человека, профессия психолог, становление личности, профессиональное становление, профессионализм личности.

N. B. Nikitina

Personal features of the psycholodist of the professionala

The notion «personality of the psychologist» opens in article, раскрыты mechanisms of the shaping to personalities of the professional. Role emotion is Shown in larval formation of the psychologist. Influence of emotions on development of the person and activity. Necessary personal qualities helping with work of the psychologist are shown and those qualities which stir to professional formation are opened. In article are considered studies, called on with student first, the second, the third, the fourth and fifth course psychological faculty.

Key words: personality of the psychologist, emotions of the person, profession psychologist, formation to personalities, professional formation, professionalism to personalities.

Личность психолога является его орудием труда, ее полнота и целостность приобретает важное значение для эффективности труда.

Специфика профессиональной деятельности психолога позволяет предполагать, что для развития профессионализма психологов особое значение имеет именно личностное развитие. Связующим звеном между личностью и деятельностью выступает профессиональное самосознание, которое позволяет в процессе своего формирования достигать оптимального результата, как в личностном росте, так и в профессиональной деятельности .

Для эффективности профессиональной деятельности также важно эмоциональное состояние психолога.

В исследовании, проведенном Л. М. Бечтолдом, Э. Э. Вернером,

Р. Б. Кеттеллом и Дж. Е. Древдалом, получен следующий психологический портрет эффективного психолога: это личность с творческим мышлением, склонная к самоанализу, любящая работать в одиночестве, независимая и самоуверенная, но всегда готовая воспользоваться новыми возможностями для приобретения нового опыта, эмоционально устойчивая, наделена развитым чувством самоконтроля, не привержена

стандартам, обладает гибким мышлением и легко адаптируется. Формирование эмоций человека — важнейшее условие развития его как личности. Только став предметом устойчивых эмоциональных отношений, идеалы, обязанности, нормы поведения превращаются в реальные мотивы деятельности. Эмоции человека объясняются сложностью отношений между предметами его потребностей, конкретными условиями возникновения и деятельностью, направленной на их достижения. Эмоции считаются одним из механизмов регуляции внешней и внутренней деятельности, а также состояния организма, всех его систем .

Эмоциональные процессы влияют на деятельность и участвуют в формировании функциональных состояний. Эмоции неразрывно связаны с волевыми процессами. Человек не только отражает действительность в своих ощущениях, восприятиях, представлениях, понятиях и эмоциях, но еще и действует, изменяя окружающую среду в связи со своими потребностями, намерениями и интересами .

Эмоциональные и волевые процессы связаны таким образом, что воля выступает как средство регуляции, корректировки негативного влияния эмоций на деятельность. Эмоции придают субъективный тон волевому усилию, содействуют повышению его потенциала.

Профессия психолог относится к тому числу профессий, которые наиболее подвержены к возникновению синдрома эмоционального выгорания.

Эмоциональное выгорание — это реакция организма, возникающая вследствие продолжительного воздействия профессиональных стрессов средней интенсивности, а также процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального,

умственного истощения, физического утомления, личной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы .

Психологу крайне важны не только степень его научной оснащенности, но и уровень его собственного личностного развития, умение понимать и принимать индивидуальность и неповторимость другого. Важны навыки и сочувственного отношения к человеку, и осознание происходящего в данной ситуации .

К необходимым личностным качествам можно отнести: высокую степень личной ответственности; терпимость (толерантность); тактичность и воспитанность; инициативность; стремление к самопознанию, саморазвитию; оригинальность, находчивость, разносторонность интересов; целеустремленность, настойчивость; интуицию, умение прогнозировать события; эрудированность; умение хранить тайну.

Можно назвать ряд качеств, которые препятствуют эффективной профессиональной деятельности психолога. Это: психическая и эмоциональная неуравновешенность; агрессивность; замкнутость; нерешительность; отсутствие склонности к работе с людьми; неумение понять позицию другого человека; ригидность мышления, неспособность изменять способы решения задач в соответствии с изменяющимися условиями среды; низкий интеллектуальный уровень развития; низкий уровень психологической культуры .

Профессиональное становление личности рассматривается в работах многих авторов (Б. Г. Ананьева, А. Г. Ас-молова, Е. М. Борисова, Н. И. Виноградова, Е. Н. Волкова, Э. Ф. Зеер, М. В. Каминская Е. А. Климов, Т. В. Кудрявцев,

Н. В. Кузьмина, Б. Г. Ломова, А. К. Маркова, Л. М. Митина, В. Д. Шадрикова и др.).

В своих работах Э. Ф. Зеер определил следующие концептуальные положения профессионального становления личности:

— профессиональное становление личности имеет историческую и социокультурную обусловленность;

— ядром профессионального становления является развитие личности в процессе профессионального обучения, освоения профессии и выполнения профессиональной деятельности;

— профессиональная жизнь позволяет человеку реализовать себя, предоставляет личности возможности для самоактуализации;

— индивидуальная траектория профессиональной жизни человека определяется нормативными и ненормативными событиями, случайными обстоятельствами, а также иррациональными влечениями человека .

Профессиональное становление субъекта выражается в развитии его личности и индивидуальности за счет приобретения профессионализма и формирования индивидуального стиля деятельности .

Для анализа психологических проблем профессионального развития личности особый интерес представляют работы зарубежных ученых А. Маслоу, Дж. Сьюпера, Дж. Холонда.

Профессионал — это человек, который успешно адаптировался к профессии и овладел психологическими средствами труда .

Из этого следует, что профессионализацию можно рассматривать как процесс формирования личности профессионала, начинающийся с момента выбора профессии и длящийся в течении всей профессиональной жизни человека .

Успешность профессионального становления во многом зависит от особо-

го состояния человека, которое Б. Д. Па-рыгин назвал «психологической готовностью». Оно сопровождает проявления жизнедеятельности человека, объединяя его побудительные и исполнительные силы и возможности, направляя его энергию на самореализацию в профессиональной деятельности .

По мнению И. А. Шмелевеой формирование психологической готовности во многом зависит от активной позиции человека по отношению к своему профессиональному становлению, от принятия ответственности за выбранный профессиональный путь, от адекватного отношения к себе и своим профессиональным возможностям, от развития самопознания. В любом случае профессия должна пробуждать любопытство, нравиться, быть романтичной, увлекательной, вызывать положительные эмоции, приносить удовлетворение, стимулировать непрерывный познавательный и практический интерес и обогащают духовную жизнь.

В работе Укке Ю. М. опубликована следующая психограмма профессии психолог:

— внимание, стремление понять позицию других,

— дружелюбие, общительность,

— способность стать лидером,

— вежливость, общительность,

— руководство здравым смыслом, следование предписаниям,

— жизнерадостность,

— терпеливость, упорство,

— большое чувство ответственности,

— способность выполнять работу, полную разнообразия,

— энтузиазм в трудовой деятельности,

— тщательность деятельности,

— схватывание новых идей, самостоятельность суждений,

— аккуратность и последовательность в работе,

— способность к планированию своего будущего,

— способность к устным высказываниям,

— хорошая память,

— способность обучать других,

— умение заботиться о больных,

— умение заботиться о посторонних.

Именно эти качества и навыки рекомендуется автором развивать людям, которые хотят избрать профессию психолога.

Психолог должен знать свои личностные особенности, способности, недостатки, возможности, сильные и слабые стороны, способы компенсации недостатков. Он должен уметь регулировать свои эмоциональные состояния, мобилизовать свои психологические функции (память, внимание, мышление), осуществлять поиск и анализ необходимой научной профессиональной информации, тренировать профессионально важные качества .

Очень важно сочетание потребности в достижениях, силы «Я» и самокритичности, эмоциональной устойчивости, жизнерадостности и оптимизма .

По мнению А. А. Реан, процесс лич-ностно- профессионального развития происходят следующие прогрессивные структурные изменения личности:

1. Изменение направленности личности:

— расширение круга интересов и изменение системы потребностей;

— актуализация мотивов достижения;

— возрастание потребности в самореализации и саморазвитии.

2. Увеличение опыта и повышение квалификации:

— повышение компетентности;

— развитие и расширение умений и навыков;

— освоение новых алгоритмов решения профессиональных задач;

— повышение креативности деятельности.

3. Развитие сложных частных способностей.

4. Развитие профессионально важных качеств, определяемых спецификой деятельности.

5. Развитие личностно- деловых качеств.

6. Повышение психологической готовности .

Выбор профессии — актуальный вопрос настоящего времени. Быстрый темп жизни, многочисленные институты, которые готовят специалистов — психологов. Все это предъявляет высокие требования к будущим специалистам. Становление профессионала должно проходить быстро и активно. Так как на рынке труда не много вакансий для работы, но много желающих работать по данной специальности.

Исследования, проведенные со студентами первого, второго, третьего, четвертого и пятого курсов показали, что выбор профессии психолог обусловлен следующими факторами, которые мы отобразили в таблице (табл. 1).

Таблица 1

Обоснование выбора профессии Частота выборов данного ответа Общее число тестируемых

Нравиться работать с людьми, хочу помогать другим 32 135

Хочу разобраться в себе 24 135

Интерес к данной профессии 38 135

Наличие способностей, черт характера к профессии 17 135

Желание общаться с людьми и собственная общительность 17 135

Повысить свою самооценку 5 135

Высшее образование 4 135

Непонимание меня другими людьми 3 135

Случайно 8 135

Нет ответа 6 135

Престижностью 6 135

Интересно то, что было дано много ответов о выборе профессии для того чтобы разобраться в себе. По мнению Е. А. Климова преимущество профессионала, по-видимому, в том и состоит, что во всем, что он производит, будь то вещественные объекты, процессы, мысли или поступки, он соответствует себе, но и в то же время он полнее узнает самого себя.

Обучение в институте необходимо для получения определенной профессиональной подготовки, а так же для формирования будущей системы психологической деятельности. Профессиональная деятельность формируется под влиянием множества мотивов. Ее успешность зависит не только от приоб-

яния мотивации. Замотивированный человек более успешен, он быстрее и качественней выполняет определенные виды деятельности .

Изучив работы разных авторов и на основе имеющихся данных диагностики можно сделать следующие выводы:

— Профессиональная жизнь позволяет человеку реализовывать себя, само-актуализироваться;

— Развитие личности является основой профессионального становления;

— Профессиональное становление личности имеет историческую и социокультурную обусловленность;

— Процесс профессионального становления личности имеет свои закономерности и особенности, хотя он индивидуален и неповторим;

— Индивидуальная траектория профессиональной жизни человека определяется нормативными и ненормативными событиями, случайными обстоятельствами, а также иррациональными влечениями человека;

— Знание психологических особенностей профессионального развития позволяет человеку осознанно проектировать свою профессиональную биографию, творить свою историю.

ретенных знаний и умений, но и от вли-

Список литературы

1. Абрамова Г. С. Введение в практическую психологию. М. : Академия, 1996. 224 с.

2. Деркач А. А., Зазыкин В. Г., Маркова А. К. Психология развития профессионала. М., 2000. 125 с.

3. Ефимова Н. С. Социальная психология. М. : ФОРУМ ; ИНФРА-М, 2008. 192 с.

4. Зеер Э. Ф. Психология профессий. М. : Академический Проект ; Фонд Мир, 2008. 336 с.

5. Карпова А. В. Психология труда. М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. 352 с.

6. Климов Е. . Психолог : Введение в профессию. М. : Академия, 2007. 208 с.

7. Лукацкий М. А., Остренкова М. Е. Психология. М. : Эксмо, 2007. 416 с.

8. Мещерякова Б. Г., Зинченко В. П. Большой психологический словарь. СПб. : ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2006. 672 с.

9. Митина Л. М. Психологическое сопровождение выбора профессии. М. : Московский психоло-го-соц. ин-т : Флинта, 2003. 184 с.

10. Реан А. А. Психологический атлас человека. СПб. : ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2006. 651 с.

11. Таланов В. Л., Малкина-Пых И. Г. Справочник практического психолога. СПб. ; М.,2005. 928 с.

12. Шмелева И. А. Введение в профессию // Психология. СПб. : Питер, 2007. 256 с.

Сегодня стало очень популярным саморазвитие и личностный рост психолога не исключение. Профессии, предусматривающие работу с людьми, заключаются не только в возможности помочь другим, но и в самосовершенствовании себя. В чем заключается профессионализм психолога? Личностный рост и его аспекты. Как влияет рост личности на работу психолога и его профессионализм? Ответы на эти вопросы можно увидеть в этой статье и понять, каким должен быть настоящий психолог.

Важно знать! Снижение зрения приводит к слепоте! Для коррекции и восстановления зрения без операции наши читатели используют набирающий популярность ИЗРАИЛЬСКИЙ OPTIVISION — лучшее средство, теперь доступно всего за 99 руб!
Тщательно ознакомившись с ним, мы решили предложить его и вашему вниманию… Читать подробнее..

Психолог как профессионал и как личность

Психолог: врач или человек?

Психолог – человек, помогающий справиться с переживаниями и трудностями во взаимоотношениях с окружающими. Консультация специалиста помогает скорректировать поведение и восприятие, достичь стабильности в общении с другими людьми и самим собой.

Как и любой другой человек, психолог должен расти не только профессионально. Он самостоятельно должен пройти все те пути на пути к идеалу, которые предлагает преодолеть своим пациентам. Это в первую очередь человек, наделенный чувствами, жизненными переживаниями и трудностями, возможностью выбора и принятия решений. И когда заходит речь про личностный рост человека, то нужно понимать, что у психологов этот аспект стоит на первом месте.

Специалист, не знающий на практике свои методики – не специалист. Теория должна быть подтверждена практикой и только в этом случае, если есть положительные результаты, можно её рекомендовать своим пациентам. Психолог, как врач, должен быть уверенным в своих методах лечения, знать, как правильно помочь человеку с его проблемой. Для этого, ему как человеку, нужно расти, самосовершенствоваться и постоянно двигаться вперед. Такие люди смогут качественно помочь нуждающемуся и поддержать его.

Психолог как профессионал и как личность

Психолог, как человек должен:

● Постоянно развиваться.
● Уметь находить решение сложностей.
● Принимать себя и других людей.
● Уметь слушать.
● Не останавливаться на достигнутом.
● Психолог, как врач:
● Профессионально расти.
● Самостоятельно пройти через систему самосовершенствования.
● Уметь помочь любому человеку с его проблемой.
● Помочь само реализоваться.

Нужно понимать, что такой специалист помогает не медикаментозными решениями, а правильно подобранными методами борьбы с собой и своими страхами. Постоянное движение вперед – это не только залог успеха для профессионалов, но и для тех, кто хочет стать лучше и научиться решать свои проблемы легко, а и качество личностного роста.

Психолог как профессионал и как личность

В чем заключается личностный рост психолога?

Личность психолога – орудие его труда. При этом профессиональное осознание, которое выступает залогом успеха и хорошего результата. Эффективный психолог, за исследованиями многих мировых специалистов, это человек способен творчески мыслить, проводить самоанализ, работать в полном уединении, пользоваться новыми возможностями для получения опыта, легко адаптироваться и гибко мыслить. Это личность, способна по-новому сформировать эмоции человека и открыть новые. От этого зависит качество личностного роста не только пациента, но и самого специалиста.
Эмоции – важная составляющая нашей жизни. Важно быть в хорошем эмоциональном состоянии, чтобы помочь своему клиенту. Ведь любые эмоциональные процессы сильно влияют на формирование общего состояния. Уже давно доказано, что эмоции значительно помогают отражать действительность через ощущения, восприятия, представления, но и влияют на изменения окружающей среды в зависимости от своих потребностей, интересов и намерений.

Личностный рост психолога неотъемлемая составляющая профессиональной оснащенности. Каждый специалист должен обладать необходимыми качествами, которые помогут сделать свою работу на высшем уровне и сделать тренинги личностного роста качественными:

● Личная ответственность.
● Толерантность к другим.
● Проявлением инициативы.
● Воспитанностью и тактичностью.
● Разносторонностью интересов (оригинальные идеи, неординарные решение, находчивость).
● Большое стремление к саморазвитию.
● Умение сохранять тайны.
● Владеть интуицией и уметь спрогнозировать ситуацию.
Личностный рост психолога заключается в следующем:
● Изменение личностного направления. На этом этапе расширяется круг интересов и потребностей, постепенно возрастает желание дальше само развиваться, появляется больше желаний для достижений.
● Возрастание квалификации и опыта. Поиск новых вариантов решения проблем, повышается компетентность, и расширяются навыки человека, креативность в деятельности занимает особое место.
● Раскрытие личных сложных способностей.
● Рост профессиональных качеств.
● Рост психологической готовности к грядущим изменениям или сложностям.

Качество личностного роста психолога зависит от личностной ориентации и постоянной работы над собой. Что стать профессионалом нужно начинать с себя.

Психолог как профессионал и как личность

Психотерапия и саморазвитие в жизни психолога: профессиональный подход

Саморазвитие человека позволяет сделать многое: начать новую жизнь, открыть для себя новые увлечения, познать свою сущность. Для психолога важно быть открытым для своих клиентов и суметь вовремя помочь.

Саморазвитие заключается в следующих пунктах:

● Самооздоровление. Здоровье человека позволяет сделать много. Если индивид обладает хорошими показателями здоровья, то и все цели будут достигаться без трудностей. Ведь суть состоит не только в достижении результата психологического, но и физического.

● Самообщение. Данный пункт позволяет сделать переоценку своих действий и ценностей, обновить свое кредо и поставить новые цели. Подвергнуть критике отдельные случаи и представления о «хорошо и плохо».

● Самобытность. Стремлением быть собой, не подражать стандартам. Индивидуальность и самобытность развивается не от того что вы пишите стихи или имеете несколько дипломов. Достаточно того, что вы делаете значительные успехи в достижении своих собственных целей.

● Самообразование. Школьное образование или университетское – это не предел открывать и познавать новое. Постоянное питание своего мозга дает почву для размышлений и анализа, учит выбирать, расставлять приоритеты.

● Открытость. Когда человек открытый, то и мир становиться открытым. Коммуникабельность, гибкость в общении позволяет расположить к себе окружающих и научит вас не бояться нового.

Психолог – специалист, который с помощью психотерапии лечит людей, влияет словом не только на психику, но и на физическое состояние. Если человек здоровый духом, то и тело будет всегда здоровым. Психотерапия должна применяться не только по отношению к клиенту, но и по отношению к себе. Ведь психолог – это практик, знающий на себе действие того или иного метода лечения.

Психолог как профессионал и как личность

Профессиональный рост личности

Личностный рост психолога во многом зависит от специфики его деятельности. Существует много видов и способов, позволяющих личности психолога развиваться и расти. Это и тренинги по собственной программе или уже готовой, специальная литература, мотивирующая на действия, комплексный подход к личностному развитию. При правильном выборе способа саморазвития профессиональный рост личности будет успешным и стремительным.
Личностный рост психолога прямо влияет на профессиональную деятельность, которая складывается под воздействием множества мотивирующих факторов. Мотивация делает человека успешным и способствует быстрому выполнению поставленных заданий. Изучение работ ведущих психологов позволяют сделать следующие выводы по поводу профессионального роста личности:

● Профессиональный рост дает возможность самоактуализироваться.

● Личностный рост – основа профессионального роста и становления.

● Вопреки своей индивидуальности и особенностям, становление профессиональной личности подлежит под конкретные особенности и закономерности.

● Индивидуальность профессионализма зависит от внешних факторов: случайные события, влечения человека.

● Знание особенностей профессионального развития позволяет создавать сою историю и проектировать жизнь.
Личностный рост психолога – кропотливая работа, влияющая на профессионализм его деятельности. Настоящий профессионал своего дела будет искать способы для самосовершенствования, для создания новых методов развития человека.

Наш мир переполнен стереотипами и нуждается в помощи. Если есть желание стать индивидуальным, неповторимым, со своею самобытностью, то нужно непрерывно трудиться.

Психолог как профессионал и как личность

Почему я не могу стать хорошим психологом?

Когда профессионал своего дела развивается, то и его деятельность заметно меняет траекторию. Новые возможности позволяют создавать свои методики лечения, практиковать теорию и проводить анализ. Результат не заставит себя ждать. Но если профессиональная деятельность стоит на месте, то и человек не будет двигаться вперед – застынет морально.

Критерии остановки личностного роста психолога, как профессионала:

● Нежелание слушать.
● Потеря интереса к своей деятельности.
● Неуравновешенность в эмоциональном и психическом направлении.
● Нерешительность и агрессивность.
● Замкнутость по отношению к общению с окружающим.
● Интеллектуальное развитие не имеет прогресса.
● Непонимание позиции других.

Личностный рост психолога позволяет стать настоящим профессионалом своего дела. Это начальный старт в достижении своих целей. Только через проработку своего сознания и внутреннего мира можно стать лучшим в своем деле и в своей жизни.

Так же вам может быть интересно:

Оставить комментарий