Программа по саморазвитию психолога

Вся самая актуальная информация в статье на тему: "Программа по саморазвитию психолога". Мы собрали полное описание всех ваших проблем.

Оглавление [Показать]

Внутренние перемены никогда не происходят сами по себе — они являются либо результатом длительной работы, либо отзывом на внешние события. Но, если самосознание человека не развито, он может поначалу даже не заметить происходящего с ним. Порой мы не видим даже собственного изменившегося поведения, пока окружающие не скажут об этом. Поэтому перемены, к которым мы так стремились, порой кажутся нам неожиданными.

Для многих людей поворотные события становятся настоящим сюрпризом — а ведь они так долго к этому шли. И только индивид с развитым самосознанием видит все небольшие этапы своего пути, замечает малейшие детали и подвижки. Каждый, кто стремится к самосовершенствованию, должен уметь это делать — осознанно развивать свою личность, видеть даже самые мелкие перемены в себе, программно подходить к освоению новых качеств, навыков и умений.

Для этого будет полезно воспользоваться системой саморазвития личности, которая поможет улучшить свое «я». Она состоит из пяти последовательных шагов:

1. Постановка цели — «я», к которому вы стремитесь. Мы рисуем перед собой образ человека, которым хотим стать. Это должен быть тщательно продуманный, прорисованный до мелочей портрет будущего я — работа, личная жизнь, физическое и интеллектуальное развитие, избавление от вредных привычек и приобретение полезных.

Этот образ нужен не только для того, чтобы видеть цель, но и для вдохновения. Думая о своем будущем усовершенствованном «я», мы активизируем внутреннюю энергию, подогревая свои действия положительными эмоциями.

В данном случае очень важно выбраться из ловушки ожиданий окружающих. Всю жизнь нам приходиться отодвигать свои мечты под давлением представлений о нашей жизни других людей — родителей, учителей, общества. Со временем мы уже и сами не понимаем, чего хотим — так привыкли подчиняться внешним мыслям. И в первую очередь необходимо отсеять налет чужих убеждений и увидеть перед собой идеального себя таким, каким его представляете именно вы.

2. Анализ нынешнего «я» — каким человеком вы являетесь на данный момент, каковы ваши достоинства и недостатки, каким вас видят другие. Сопоставив свою цель с реальным положением вещей, вы сможете понять путь, который предстоит пройти.

Одна из немаловажных задач этого этапа — сравнить восприятие собственной личности с тем, как видят вас окружающие. Почему? Человеческой психике свойственен один фокус — она оправдывает негативные черты характера и плохие поступки своего хозяина, со временем создавая искаженный образ себя. Это делается для защиты психики от стрессов и ранящих самолюбие факторов — ни одному человеку не нравится мириться со своими недостатками.

Проблема в том, что окружающие не всегда готовы поделиться с вами своим мнением — общество навязало нам модели поведения, из-за которых указывать на ошибки других бестактно. Поэтому даже самые близкие друзья иногда умолчат о том, что вам не мешало бы изменить что-то в своем характере, манере общения или привычках.

Выход — обращайте внимание на недостатки своих друзей, ведь чаще всего мы общаемся с теми, кто близок нам по духу.

3. Составление плана саморазвития. Для этого нужно рассмотреть свои сильные и слабые стороны, уяснить действия, благодаря которым вы сможете стать лучше.

На этом этапе важно сосредоточиться на самом процессе самосовершенствования, а не на результатах. Иначе вы будете совершать все необходимые действия без радости, с внутренним напряжением. Намного целесообразнее построить работу так, чтобы получать удовольствие не только от сознания своего продвижения к цели, но и самого движения.

Найдите факторы, делающие вас несчастными, и постарайтесь от них избавиться — это первый шаг на пути к совершенной личности, ведь удрученный человек не в состоянии прилагать усилия для саморазвития.

Помните: для того, чтобы добиться результатов, нужно отказаться от тормозящих вас занятий и привычек, суметь перебороть себя. Например, перестать сидеть в социальных сетях или пить пиво по пятницам. Плохие привычки забирают много времени и энергии, которые можно было бы потратить на полезные дела.

Определите для себя несколько аспектов развития и двигайтесь в разных направлениях одновременно, чтобы не зацикливаться на одном. Тогда боль от неудач будет меньше, а радость от достижений, наоборот, суммируется. Читайте «Колесо жизненного баланса».

4. От теории к практике. Начинаем внедрять в жизнь методы, которые прописали для себя в предыдущем шаге, развиваем хорошие качества, избавляемся от плохих, тренируем новые навыки и умения.

Что же, вы составили план совершенствования своей личности и теперь остается только внедрить его в жизнь. Для этого необходимо постоянно упражняться, закрепляя новые навыки, чтобы они превратились в привычки. Ваш новый стиль поведения и общения должен стать частью вашей личностью, внедриться в вас до состояния инстинктов — а для этого первое время придется постоянно себя контролировать. Но не бойтесь — первые успехи окрылят вас, появится вдохновение и стимул продолжать дальше.

Полезный совет: прежде чем выходить с новыми навыками на публику, хорошенько потренируйтесь в комфортных условиях — например, дома, где вас никто не видит, нет страха перед неудачей, стеснения, отвлекающих факторов. Многие думают, что раз поведенческие модели направлены на взаимодействие с людьми, то и отрабатывать их лучше всего сразу же в «боевых» условиях. Это не так — не зря ведь актеры сначала репетируют спектакль без зрителей. Хорошо отработанная система действий не подведет вас, если вы окажетесь в стрессовой ситуации или забудете от смущения, что делать.

5. Налаживание личных контактов с людьми, поиск партнерства и взаимоподдержки. Личностное развитие невозможно без поддержания устойчивых социальных связей с группой, к которой вы стремитесь принадлежать — будь то бизнес-окружение, коллеги по спорту или единомышленники, ищущие путь к духовному просветлению.

В одиночку всегда тяжело, поэтому необходимо найти человека или даже целую компанию, которая разделит ваши взгляды на самосовершенствование. Вместе будет намного проще преодолевать этот путь, делиться мнениями, давать друг другу советы. Очень полезно общаться с людьми, на которых вы хотели бы быть похожими.

Кроме того, когда в процесс вашего совершенствования вовлечен другой человек или целая группа, это увеличивает степень ответственности, и будет уже труднее отступиться от намеченного пути.

***
Процесс самосовершенствования носит последовательный характер — чтобы стать тем, кем вы мечтаете, необходимо поэтапно преодолеть все пять шагов развития. Очень важно оптимистично воспринимать все происходящее с вами, ведь позитивный настрой является чем-то вроде топлива, помогающего двигаться вперед несмотря на разочарования и неудачи. Помните, что ничто не получается сразу, и ничего не дается легко. На пути к улучшению своей личности многие действия придется повторять еще и еще, пока не освоите новые навыки и не выработаете полезные привычки.

Не менее важными являются и внутренние качества, с помощью которых наводятся мосты взаимопонимания с другими людьми — чуткость, сострадательность, доброжелательность. Позитивное общение с окружающими — это второй компонент движущей нас вперед силы.

Третий компонент — осознанность, осмысленные действия, каждое из которых направлено на достижение цели. Благодаря разумному следованию своему пути человек развивает сознание. И чем больше оно развито, тем легче подмечать свои недочеты и устранять их, а также видеть положительные сдвиги и продолжать работать в верном направлении.

Эти три качества обязательны — они помогут сохранять хороший эмоциональный настрой, строить доброжелательные отношения с людьми, развиваться последовательно и обдуманно. Но в придачу к ним необходимо запастись целеустремленностью и терпением — и тогда ничто не сможет остановить вас на пути к своей новой совершенной личности.

Екатерина Калинина
План по саморазвитию на 2014–2015 г.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 15 «Ручеек»

Утверждено

приказом заведующей

№ 33 от 29.08.2014 г.

Программа саморазвития

на 2014-2015 учебный год

Разработала:

педагог-психолог ДОУ

Калинина Екатерина Валерьевна

Тема: «Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий у воспитанников ДОУ».

Цели: повышение профессиональной компетентности в вопросах формирования способности к самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции у воспитанников ДОУ через внедрение в психолого-педагогический процесс активных методов работы.

Задачи:

— изучить нормативно-правовую психолого-педагогическую документацию с целью расширения и совершенствования психологических методов воспитания дошкольников;

— овладеть методикой и достижениями психолого-педагогической науки в вопросе социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста;

— проанализировать и обобщить изученные материалы. Создать систему работы по становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий у воспитанников ДОУ.

№ п/п Содержание Срок Литература Форма отчета

1 — Изучение нормативно-правовой базы по данной теме.

— Написание программы по саморазвитию.

Сентябрь — Федеральный закон от 29.12.2012г. «Об образовании в РФ».Статья 79.;

-Федеральные государственные стандарты дошкольного образования от 01.01.2014г. ;

«Психологическая готовность детей к игровой деятельности» О. В. Лещинская-Гурова;

«Развиваем образное мышление» И. Светлова;

«Игра и психологическое здоровье дошкольника» О. В. Лещинская-Гурова;

— Журнал «Ребенок в детском саду»;

«Справочник педагога-психолога»;

«Экспресс-диагностика в детском саду» Н. Н. Павлова, Л. Г. Руденко;

— «Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях. Методики, тесты, опросники».

«Развитие внимания и эмоционально-волевой сферы детей 4-6 лет»;

«Диагностика уровня развития детей дошкольного возраста»;

«Практический психолог в детском саду» ;

«Диагностика эмоционально-личностного развития дошкольников»;

-Интернет-ресурсы:

Maam.ru и т. д. — Программа саморазвития;

— Каталог литературы

2 — Подготовка рекомендаций для родителей: «Обеспечение эмоционального комфорта ребенка в ДОУ. Адаптация детей раннего возраста» .

Октябрь — Интернет-ресурсы;

«Справочник педагога-психолога»;

-Журнал «Ребенок в детском саду»;

«Практический психолог ДОУ» Рекомендации для родителей

3 — Проведение диагностических занятий с детьми подготовительной группы (развитие у детей способности к саморегуляции собственного поведения, формирование самостоятельности ребенка) в соответствии с ФГОС.

Ноябрь — «Психодиагностика детей дошкольных учреждений. Методики, тесты, опросники»;

— Интернет-ресурсы;

«Практический психолог ДОУ» Протокол о проведении диагностики, мониторинг

4 — Помощь педагогам в подготовке к новогодним утренникам ;

— Проведение индивидуальной диагностической работы с детьми «группы риска» на формирование самостоятельности.

Декабрь — Интернет-ресурсы;

«Диагностика уровня развития детей дошкольного возраста» Протокол о проведении диагностики, конспекты новогодних утренников

5 — Групповая работа по формированию психологической готовности детей к школе в соответствии с ФГОС.

Январь — «Диагностика уровня развития детей дошкольного возраста»;

— Интернет-ресурсы ;

«Психологическая готовность детей к игровой деятельности» О. В. Лещинская-Гурова Протокол о проведении работы.

6 — Подготовка анкет для родителей «Скоро в школу».

Февраль — Интернет-ресурсы;

«Справочник педагога-психолога» ;

-Журнал «Ребенок в детском саду»;

«Практический психолог ДОУ» Результаты анкетирования

7 — Диагностика психологической готовности детей к обучению в школе. Март — «Диагностика уровня развития детей дошкольного возраста»;

«Диагностика эмоционально-личностного развития дошкольников»;

«Развиваем образное мышление» И Светлова Результаты диагностики.

8 — Составление рекомендаций по формированию гуманных отношений между детьми и педагогами.

Апрель — Интернет-ресурсы;

«Справочник педагога-психолога»;

-Журнал «Ребенок в детском саду»;

«Практический психолог ДОУ»;

Рекомендации

9 — Выступление на итоговом педагогическом совете: «Анализ готовности выпускников ДОУ к школе».

Май -Интернет-ресурсы — Отчет работы за год;

— Конспект выступления

Список используемой литературы

1. Федеральный закон от 29.12.2012г. «Об образовании в РФ». Статья 79.;

2. Федеральные государственные стандарты дошкольного образования от 01.01.2014г. ;

3. «Психологическая готовность детей к игровой деятельности» О. В. Лещинская- Гурова ;

4. «Развиваем образное мышление» И. Светлова;

5. «Игра и психологическое здоровье дошкольника» О. В. Лещинская-Гурова;

6. Журнал «Ребенок в детском саду»;

7. «Справочник педагога-психолога»;

8. Экспресс-диагностика в детском саду» Н. Н. Павлова, Л. Г. Руденко;

9. «Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях. Методики, тесты, опросники»;

10. «Развитие внимания и эмоционально-волевой сферы детей 4-6 лет»;

11. «Диагностика уровня развития детей дошкольного возраста»;

12. «Практический психолог в детском саду» ;

13. «Диагностика эмоционально-личностного развития дошкольников»;

14. Интернет-ресурсы:

Maam.ru и т. д.

Программа саморазвития студента — это система действий способствующих хорошей адаптации в социальной и профессиональной жизни, успешной семейной реализации в будущем. Студенческий период считается переходным этапом к взрослой жизни.

Возникают вопросы самоопределения, самореализации в современном мире, которые невозможны без формирования определённых качеств личности. Педагоги уделяют большое внимание вопросу саморазвития студентов, разрабатывают программы, оказывают помощь в становлении личности как субъекта общества.

Важно знать! Снижение зрения приводит к слепоте! Для коррекции и восстановления зрения без операции наши читатели используют набирающий популярность ИЗРАИЛЬСКИЙ OPTIVISION — лучшее средство, теперь доступно всего за 99 руб!
Тщательно ознакомившись с ним, мы решили предложить его и вашему вниманию… Читать подробнее..

Программа по саморазвитию психолога

Факторы становления личности в студенческие годы

Саморазвитие студента возможно при определённых обстоятельствах готовности личности к этому процессу.

Выделяют следующие факторы:

1. Психологическая готовность — наличие «жизненных планов» по словам Веккера указывает на высшее развитие личности, которая овладела своим миром, сформировала особую систему жизни в существующей действительности.
В студенческие годы формируются основные задачи, человек осознаёт смысл жизни, строит свой проект жизнеустройства, проходит решающий поворот взаимодействия с внешним миром, по Фельдштейну этап называется «Я — общество».

2. Потребность в самопознании — только осознав необходимость понимания своей сущности со всеми положительными и отрицательными качествами, возникает возможность дальнейшего развития. Именно на этапе студенчества происходит формирование самотождественности, возникает чёткое представление о себе, как результат применения различных ролей, изучения литературы.

Идентичность развивается довольно стремительно, при этом не всегда студент может сразу осмыслить своё предназначение и дальнейшую реализацию. Такие ситуации находятся в пределах нормы.

3. Желание саморазвиваться — соразмеряя желаемый результат и текущую ситуацию жизни, личных качеств возникает необходимость, желание саморазвития. Только наличие цели и стимула позволит приблизить личность к необходимым трансформациям. Актуализация личности предполагает понимание и принятие своей личности, формирование мотивов, возможностей для дальнейшей адаптации в социальной среде, решения текущих жизненных сложностей.
Программа саморазвития студента возможна при осознании человеком необходимости развития и улучшения качеств личности, приобретения знаний.

Программа по саморазвитию психолога

Саморазвитие студента — основные вопросы

Перед каждым студентом стоят 3 важных вопроса, которые необходимо решить в ходе успешного саморазвития.

Вопрос социализации (взаимодействия с обществом)

Человек — существо коллективное, издавна известно, что совместно легче бороться с жизненными трудностями. Личность находится в постоянной взаимосвязи с людьми, каким образом будут строиться взаимоотношения, дальнейшая реализация в обществе в большой степени зависит от заложенного воспитания, опыта жизни.

Программа саморазвития студента включает развитие коммуникативных навыков, в помощь приходит специальная литература и педагоги. Так, Карнеги в книге «Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей» раскрывает основы коммуникации, которые при их простоте являются весьма эффективными.

Вопрос профессиональной деятельности

Этот вопрос очень важен. Чем раньше человек задумывается над ним, тем лучше. Ещё в школьные годы учителя предлагают писать сочинения на тему будущей профессии, это стимулирует мышление в заданном направлении. При выборе профессии необходимо учитывать все стороны вопроса — задатки, возможности, востребованность на рынке труда.

Коммуникативные навыки, понимание людей играют также большую роль в будущем. Большая часть специальностей направлена на общение с клиентами, умением понять их, необходимо плодотворное взаимодействие в коллективе.
Выделяют основные направления человек-человек, человек-машина. Если человек замкнутый, то, возможно, ему будет проще реализовать себя в компьютерной сфере, науке.

Программа по саморазвитию психолога

Вопрос любви

Этот вопрос является ключевым для периода студенчества. Человек, обладающий способностью общаться, взаимодействовать с другими, легче заводит знакомства, находит любовь, чем эгоцентричная личность, которое концентрируется только на своём Я. Поэтому важную роль на этом этапе оказывают комплексы детских лет — неполноценности и превосходства.

При неуверенности студент замкнут и не считает, что может быть любим. При превосходстве — полагает, что другие не достойны его внимания, нет подходящей пары. Программа саморазвития студента нацелена главным образом на социализацию, что позитивным образом сказывается на всех сторонах жизни.

Ещё одна причина, которая может негативно сказаться на создании семьи, возможности любить. Это подражание девушек во многом мужчинам — стиль одежды, поведение, привычки. Им кажется, что быть мужчиной проще, к ним другое отношение в семье, больше возможностей в карьере.

Однако важно не потерять свою женственность, своё предназначение, сильное увлечение таким копированием приводит к психическим расстройствам, идёт во вред в вопросах любви.

Программа по саморазвитию психолога

Характеристики самоактуализированной личности по Маслоу

Программа саморазвития студента предполагает понимание характеристик полноценной, здоровой, самосовершенствующейся личности — самоактуализированной личности. Психолог Маслоу произвёл исследования среди студентов по данному вопросу и выделил ряд особенностей, присущих такой личности:

1. Эффективное восприятие реальности

Основной характеристикой самоактуализированной личности является умение распознавать, где правда жизни, где — ложь. Такие люди всё хватают на лету, быстро ориентируются в ситуации, отлично замечают фальш или неискренность. Такие особенности проявляются не только во взаимоотношениях с людьми, но и в других сферах жизни. Например, в живописи, науке, музыке, политике.

Здравомыслие формируется благодаря возможности осмысления жизни и ситуаций в целом, восприятие всех фактов, а не отдельных мнений, точек зрения. Кроме того, наблюдения показали их позитивное отношение к новшествам. Такие личности не боятся перемен, скорее — приветствуют их. И действительно — без открытий, нововведений, нет прогресса.
Только идя вперёд по жизни с уверенностью, можно открыть новые горизонты.

Такую личность даже сомнения и неопределённость стимулируют к развитию, познанию мира, изучению себя, что коренным образом отличает ее от невротических людей.

2. Приятие окружающего мира и себя

Саморазвитие студента включает осознание, позитивное восприятие своей личности. Самоактуализированная личность воспринимает целостно, без комплексов по вопросу неполноценности, несоответствия идеалу. Важно научиться жить в гармонии с собой, принимая себя вместе со всеми недостатками.

У каждой личности есть базовый набор качеств, которые даны изначально, а дальнейшее развитие уже зависит от человека. Человек такого плана принимает реальный мир, как данность, не пытаясь её видоизменить, приукрасить. Их называют реалистами. В отношениях с окружающими прослеживается та же линия поведения — воспринимают их в комплексе с плюсами и минусами характера.

Самоактуализированная личность нормально относится к физиологическим потребностям организма — еда, сон, любовь, интимные отношения. Всё это естественно и необходимо человеку. Такие люди умеют получать наслаждение от жизни, не укоряя себя в этом.

Самоактуализированные люди не знакомы с переживаниями стыдливости и не обвиняют себя во всех проблемах человечества, что свойственно людям с нервными расстройствами. Женщина принимает естественно свою беременность, функции организма, не боится быть женственной.

Здоровая личность бывает недовольна собой только тогда, если понимает, что сбилась с пути, желает быть лучше, стремится к этому всеми силами.

Программа по саморазвитию психолога

3. Естественность поведения

Личность самоактуализированная не стремится казаться лучше, действует сообразно своим суждениям. Быстро ориентируется в ситуациях и находит способы решения. Такой человек совершенно естественен в помыслах и суждениях, при этом понимает нормы общества, действует в пределах установленного порядка.

Временами они с юмором относятся к существующим предубеждениям, не верят в приметы, однако им не свойственно насаждать свою точку зрения, осознают, что другие люди могут иметь свои убеждения. Нетрадиционность таких людей заключается в глубинной сущности, на уровне мыслей.

Естественное поведение проявляется у них в моменты увлечённости каким-то делом или в компании друзей. Здоровой личности присущи свои суждения, нравственные убеждения, принципы морали. Временами им сложно в обществе — они замечают любую ложь, ханжество, временами пытаются открыть другим глаза, просветить, входят в споры.

Однако обычно ведут себя вполне спокойно и дружелюбно. Личность этого уровня отличает особая мотивация, которая направлена на развитие и самосовершенствование. . Она стремится к саморазвитию, самовыражению, самоактуализации в обществе, при этом ничто человеческое ей не чуждо.
Обычный же человек нацелен только на потребительство.

4. Служение

Есть ещё одна важная особенность — целостная личность всегда имеет важное приложение для своих усилий, дело жизни. У нее нет времени на переживания, она концентрируется на внешнем мире и своих целях. Она всегда посвящает свою жизнь чему-то без остатка — работе, призванию, семье. Такая личность не склонна к самокопанию, излишним тревогам на свой счёт.

Часто думает о служении другим людям, проявляет заботу, внимание к окружающим, родным и близким. Вектор внимания сосредоточен не на себе, а на других людях в большей степени, что помогает избежать переживаний в своей жизни. Наблюдается у таких людей и склонность к философским размышлениям над глобальными проблемами человечества.

Они живут в глобальном мире и видят картину в целом, как результат истории человечества. Эти люди философы и имеют свой взгляд на мир. Такой подход к жизни позволяет сохранять им спокойствие в любых ситуациях, благодаря наличию широкого восприятия, отсутствия мелочности, умению смотреть в перспективе.
Саморазвитие студента предполагает осознание необходимости коммуникации и взаимопомощи.

Программа по саморазвитию психолога

5. Потребность в уединённости

Важное свойство здоровой и целостной личности — умение переживать одиночество. Чувствует себя в этом состоянии вполне комфортно. Люди такого развития самодостаточны и не испытывают нужды в постоянной компании. Некоторым кажется, что такие люди ведут себя отстранённо, малообщительно. Это не так, просто у них потребность в общении меньше, им комфортно быть наедине с собой.

Они умеют спокойно переносить трудности жизни — неудачи, падения, насмешки. Таким же образом они относятся и к достижениям, не сильно концентрируют на них своё внимание. Такие личности всегда имеют собственное мнение и не идут на поводу у моды, течений, других людей.

Все решения принимают на основе своих предпочтений и суждений. Им присуща объективность и отстранённость в решении важных вопросов.

6. Автономность, воля и активность

Здоровая личность является независимой от общества и среды обитания. Ими движет не дефицит чувств, потребностей, а необходимость в самосовершенствовании. Причиной такого роста является сам индивид, не окружающий мир. Для полноценной жизни им нет необходимости взаимодействовать с другим человеком, они могут справляться самостоятельно с жизненными обстоятельствами. При этом чувства любви и уважения имеют большое влияние, обогащают жизнь человека.

7. Свежий взгляд на вещи

Самоактуализированная личность обладает ещё одним уникальным свойством — чувством новизны, умение радоваться жизни. Она замечает красоту вокруг себя — цветы, закаты, улыбки детей. Умеет любить всю жизнь и каждый раз находить что-то новое в любимом человека и получать удовольствие от общения. Такие люди могут быть счастливыми, приносят радость своим близким.

Программа по саморазвитию психолога

8. Высшие переживания

Таким развитым личностям свойственно ощущать эмоции и переживания на более высоком уровне, который недостижим другим людям. Их может накрыть волной безграничного единства с миром, слияния с музыкой или любимым человеком. Такие чувства находятся на грани мистических, при этом на определённом уровне развития человек способен ощущать мир тонких материй очень чутко.

9.Межличностные отношения

Самоактуализированная личность не имеет много друзей, есть «круг избранных», с которыми им интересно общаться, кому доверяют, наиболее близкие люди. В любви также они достаточно разборчивы и находят общий язык лишь с людьми высокого уровня развития, поверхностные — не вызывают интерес у них. Считают главным не количество, а качество друзей, могут дружить с одними людьми всю свою сознательную жизнь.

10. Демократичность

Умение общаться на равных с разными людьми — различного возраста, религий, цвета кожи. Они воспринимают спокойно различиям во взглядах и убеждениях, им не существенна национальность или вероисповедание индивида, главное — суть, человек. Они открыты к постоянному изучению окружающей действительности, с удовольствием осваивают новые сферы деятельности, уважительно отзываются о профессионалах своего дела — музыкант, столяр, токарь.
Программа саморазвития студента включает необходимость положительного отношения к труду, выбранной профессии.

11.Умение отличать добро от зла

Эти студенты отличаются высокими устоями морали и сделали их направляющими векторами в каждой ситуации. При этом можно сравнивать это свойство с верующими, обладающими моральными ценностями. Однако у них своё восприятие бога — отсутствие чётко выраженной религии, нечто большее — комплекс идей, суждений, высшая сила. Таким людям свойственно относиться к миру с детской непосредственностью, умеют любое занятие сделать интересным и увлекательным, радуются результату достижений и процессу.

Программа по саморазвитию психолога

12. Философское чувство юмора

Высокоразвитые учащиеся обладают своим неповторимым отношением к жизни — воспринимают всё позитивно, с юмором, как положено философам. Они любят жизненные шутки, которые нацелены на высмеивание негативных проявлений характера человека и метаморфозы самой жизни. Не любят простой и поверхностный юмор. Суета, гордыня, тщеславие — всё это вызывает улыбку на их лице.

13.Креативность

Студенты этой группы практически все проявили креативность в различных сферах деятельности. Когда они берутся за дело, то находят особый индивидуальный подход к делу. Человек любой рабочей специальности этой категории будет креативен и создаст шедевры. Непосредственность приводит к формированию мнения о талантливости этих людей.
Программа саморазвития студента предполагает и развитие творческого потенциала, разнообразные задания предполагают применение этих качеств.

14. Сопротивление культурным влияниям

Развитые личности не подчиняются полностью влиянию культуры своего общества, они живут в социуме, но имеют свою гражданскую позицию. Они умеют критически оценивать культуру, её состояние, плюсы и минусы. Им присуща национальность, но они принадлежат миру, человечеству, мыслят глобальными понятиями.

Здоровая полноценная личность не лишена недостатков, они свойственны всем, но их положительные качества позволяют жить полноценной жизнью, получать радость от существования в этом мире.

Почему же так мало здоровых и сильных личностей вокруг, что мешает саморазвитию студента, какие факторы откладывают свой отпечаток, ведут к негативным последствиям в будущем?

Программа по саморазвитию психолога

Влияние детского периода на становление личности студента

Особое внимание вопросу влияния детских воспоминаний уделял Адлер в своей книге «Наука жить». В ней говорится о важной роли детских лет и воспоминаний в формировании и становлении личности. Рассмотрим основные типы поведения личности в студенческие годы, причины их возникновения, какая схема саморазвития личности характерна для них?

1. Неорганизованный студент

Часто встречаются в практике учащие, которые не готовы к обучению, не желают брать ответственность на себя за своё будущее, пропускают лекции на постоянной основе. Они не успевают за программой обучения, имеют плохую концентрацию.

Если обратиться к воспоминаниям детства, то такие дети были любимчиками в семье, им всё позволялось, что привело к избалованности и отсутствию ответственности в поведении.

2. Застенчивый, неуверенный студент

Такой результат может быть следствием нехватки внимания и любви со стороны родителей в детстве, строгое обращение, недостаток внимания. Часто встречается у детей, что росли в приютах, отвергнутых, брошенных. Они чувствуют себя неуверенно в этом мире, полном опасностей и непонятных обстоятельств. Воспоминания — одиночество, один в комнате, рядом нет близких людей.

Даже поступив в институт, испытывают страх быть хуже других. Схема саморазвития личности такого студента предполагает развитие уверенности в себе, позитивного отношения к окружающим, друзьям. При поддержке преподавателей, специалистов-психологов они могут пережить детские страхи и стать полноценными членами общества.

3. Замкнутый, малообщительный

Люди, которые воспитывались в строгости, их били или проявляли другие формы агрессии, в будущем замыкаются в себе, с трудом переживают всё это, чувствуют тоже себя неуверенными, живут часто в страхе перед жизнью. Таким людям обязательно нужна помощь психиатров для восстановления и полноценной жизни. Им тяжело построить семью, быть в коллективе.

4. Показывающий своё превосходство

Такие учащиеся встречаются в школах и институтах, они хотят превосходить других, затевают драки, показывают свою силу, хотя могут хорошо учиться, стараются самоутвердиться за счёт слабости других. Причиной такого поведения часто может быть появление младшего ребёнка в семье. Если старший не готов к этому морально, то он будет проявлять протест всю жизнь и бороться за любовь родителей.

Программа по саморазвитию психолога

5. Ответственный, успевающий студент

Здоровая личность может быть сформирована только в нормальной атмосфере любви и понимания, это не значит — вседозволенности, родители объясняют грани между добром и злом. Воспоминания у них позитивные — «мама читала сказки», «играли с папой в футбол». Главное, что родители поддерживали своих детей, избегая формирования комплекса неполноценности.

Как преодолеть беспокойство в студенческие годы?

Высшее образование — ответственный этап в жизни каждого человека. Программа саморазвития студента предполагает также умение справляться с трудностями жизни, стойко переносить взлёты и падения, преодолевать страх перед экзаменами, научиться достигать поставленных целей без потери спокойствия.

Простые методы борьбы с беспокойством:

1. Метод принятия — нужно представить мысленно наихудший вариант, принять его мысленно, а потом продумать варианты поведения, что можно сделать для улучшения ситуации. Такая стратегия спасла Эрна Хейни от смерти. Этот человек очень сильно болел, это было связано с язвой желудка, он практически не мог есть, доктора давали неутешительные прогнозы.
И когда он осознал, что жить осталось немного, то отправился в кругосветное путешествие и полностью оздоровился, ибо причиной болезни было нервное расстройство. Только приняв неизбежное, можно найти способы разрешения ситуации, бесстрашно анализировать свою жизнь.

2. Метод больших чисел — при каждом страхе и переживании стоит подумать, насколько вероятно это событие. Если обычно легко справляетесь с подобными задачами, то почему сейчас будет иначе? Почитайте статистику, трезво продумайте всё, что беспокоит.

Программа по саморазвитию психолога

3. Поиск решения — паника не помогает в стрессовых ситуациях, только объективное и рациональное отношение к жизни поможет сохранить спокойствие. Записывайте тревоги и переживания на листке бумаги, потом варианты решения, делайте выбор, действуйте.

Карнеги советует в сложной ситуации относиться ко всему, как адвокат к судебному процессу, без лишних эмоций и переживаний.

4. Поиск позитива в негативе — нужно искать обратную сторону медали. Если событие уже произошло и его нельзя изменить, что из этого можно извлечь, какие выгоды? Допустим, у человека слабое зрение, но хороший слух, он использует и развивает другие способности, может петь, выступать, писать. Компенсация есть во всём. Забирая что-то одно, жизнь даёт взамен другое.

5. Установить ограничитель потерь — нужно понять, что всему свой предел, нельзя тревогам позволять долгое время отравлять жизнь, это ведёт к нарушению здоровья. Это же касается и бизнеса, акций. Этот метод успешно применял Бертон Каслом (биржевой игрок). Он приобретал акцию за 100 дол., ограничением было 90, когда цена снижалась до этого уровня, то следовала продажа. В жизни этим критерием могут быть истинные ценности. Что важнее? Стоит ли так переживать, насколько принципиален вопрос?

6. Юмор к жизненным ситуациям — старайтесь с юмором относиться к своим тревогам, подбадривать себя. Так можно значительно упростить свою жизнь и помочь своим близким, родным людям. Главное — постараться увидеть ситуацию со стороны и понять, что ничего критичного в ней нет. А при невозможности исправить — смириться и продолжать жить.

Программа по саморазвитию психолога

Вывод

Программа саморазвития студента предусматривает подготовку человека к взрослой жизни и базируется на познании себя и самосовершенствовании. Важную роль на пути становления личности имеют семья, школа, коллектив. При необходимых условиях воспитания зарождается здоровая самоактуализированная личность, которая стремится к совершенству на протяжении всей жизни.

Человеку всегда есть чему учиться, есть неизведанные сферы знаний. Ключевым моментом в период получения высшего образования является осознание своего будущего, профессии, социализация.

Желаем каждому человеку найти себя и быть самодостаточной личностью!

Так же вам может быть интересно:

Почему психологи так настоятельно советуют иметь программу саморазвития, а не пускать свою жизнь на самотек? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно критично присмотреться к современному homo sapiens.

Личностный рост как возвращение к сути

Типичный представитель рода человеческого напоминает сегодня термита, замуровавшего все выходы к свету, живущего в коконе своих привычек. Он словно не принадлежит себе. Возведенная им крепость унылого ритуала повседневной жизни надежно укрывает его от новых ощущений и критичных размышлений.

Много труда положил он, чтобы потерять свой человеческий облик. И сейчас глина, из которой его создал творец, высохла и затвердела. Никому уже не разбудить в нем человека – астролога, музыканта, поэта. Никому, кроме него самого, ставшего на путь личностного преобразования.

Зачем нужна программа саморазвития?

Для чего человек ежедневно ходит на работу, он прекрасно понимает: чтобы получать регулярное вознаграждение. Так как денежных средств всегда мало, то многие становятся трудоголиками, растрачивая на профессию все запасы своей энергии. В результате, кроме денег, зарабатывают еще и хроническую усталость. На личностный рост не остается уже никаких сил.

Однако, если вдуматься, программа саморазвития предполагает более существенную плату, чем выполнение самого инновационного бизнес-проекта. Она помогает решить ключевой вопрос бытия – как стать счастливым? Согласитесь, эта незримая плата выше любой валюты. При этом естественное саморазвитие не требует сверхусилий и не забирает уйму времени. Нужно лишь определить свои цели в жизни и регулярно делать что-то для их достижения.

Этапы работы над программой саморазвития

1. Установление личностных приоритетов

Определить жизненно важные цели несложно, хотя у некоторых уходят на это годы. Человек должен просто осознать, что приносит ему (или может принести) истинное удовлетворение. Пусть сформулированные желания и мечты кажутся невыполнимыми, даже иллюзорными – неважно.

Лишь бы они выражали личностные устремления, не были навязанными извне. Тогда они станут путеводной звездой, которая вырвет человека из рутины повседневной суеты и приведет к выполнению его земной миссии.

2. Определение своих ресурсов

Современный менеджмент рекомендует начинать любую работу с анализа активов. В нашем случае также необходимо составить список имеющихся ресурсов. Они и станут подспорьем в личностном росте. К ним относятся знания, опыт, умения, имущество, работа, контакты, время.

Последний ресурс – один из наиболее проблемных. Правда, чаще всего речь идет не о дефиците времени, а о банальном неумении рационально его использовать. Обратимся снова к науке управления, а точнее, к тайм-менеджменту. Он указывает на два основных пожирателя времени – так называемые его «ловушки» и «поглотители».

Первые — это время, потраченное на достижение неверно сформулированных или недостижимых целей. Вторые – это временное «болото», затягивающее человека, когда он принимается выполнять ненужную ему или бессмысленную работу.

К «поглотителям» времени относятся и просмотр всякого TV-мусора типа «мыльных опер», и зависание в соцсетях, и неэффективные телефонные разговоры. Понятно, что личностный рост невозможен без максимального сокращения подобных временных растрат.

3. Глубокое самокопание

На этом этапе нужно определить качества, которые могут стать помехой на пути к цели. Чаще всего такими ступорами становятся различные страхи. Одна из задач программы саморазвития – наметить стратегию их преодоления.

Можно на листке бумаги под заголовком «Как побороть страхи?» записать все выявленные в себе фобии и черты характера, скрывающиеся за каждым из них.

Например: «Я не могу потребовать увеличения зарплаты – робость; боюсь поменять опостылевшую работу – нерешительность; мне страшно поверить в свой талант – неуверенность».

В результате получится перечень черт характера, требующих коррекции. Убрав с пути своего развития такие камни преткновения, как заниженная самооценка, стеснительность, робость, обретя уверенное «Я», вы умножите свои шансы на успех.

4. Составление плана действий

Теперь переходим от подготовительных этапов к непосредственному планированию процесса личностного соверешенствования. Программа саморазвития может иметь вид таблицы с несколькими колонками:

• первая – приоритетные жизненные цели;

• вторая – качества и привычки, которые нужно развить для достижения поставленных целей;

• третья – конкретные действия, помогающие культивировать в себе новые характеристики;

• четвертая – сроки достижения результатов; планируя на большие периоды – месяц или год, – удобнее разбивать их на более мелкие отрезки времени, к примеру, месяц – на 30 дней, год – на 12 месяцев;

• пятая – краткое резюме по каждому направлению саморазвития: что удалось, над чем следует продолжать трудиться; можно завести отдельно Дневник личностных побед и поражений.

5. Работа над ошибками

Специалисты утверждают: программа саморазвития тем более оправдывает себя, чем раньше приступают к ее реализации. В психологии известен эффект трех суток: если за это время не сделано ни шага навстречу намеченной цели, то шансы на ее достижение резко сокращаются.

Сбой может произойти и по другой причине – если поставленные цели были слишком завышены на начальном этапе. Необходимо понимать, что ни одну вершину нельзя покорить слету: требуется кропотливая подготовка. Поэтому следует запастись терпением и наметить на генеральной линии своего развития несколько отрезков – среднесрочных целей. Это позволит и эффективно проработать способы их достижения.

Если на первых порах не хватает настойчивости, специалисты советуют воодушевить себя реальными историями о людях, превративших свою мечту в быль. Показательна в этом плане жизнь Берта Монро.

Более 40 лет потратил этот новозеландский изобретатель на модернизацию своего двухколесного друга. И добился-таки поставленной цели: сегодня нет мотоцикла, быстроходнее его «Индиана». Поразительно, что мотор, выжимающий 296 километров в час, был сконструирован мастером из подручных средств: старых труб, автозапчастей, спиц.

Последнее напутствие

Итак, вы уже ступили на дорогу, ведущую к своей мечте. Однако возьмите в спутники известную истину: жизнь – штука довольно непредсказуемая и полностью управлять ею ни у кого не получается.

Составленная вами программа саморазвития – это лишь ориентир, который поможет вам самоорганизоваться и не растратить понапрасну время своей жизни. Но будьте готовы к форс-мажорам и кризисам, научитесь быть гибким, быстро перестраиваться, своевременно корректировать свои планы. Вот тогда уже точно ничто и никто не свернет вас с пути.

Оставить комментарий