Интересные психологические игры для подростков

Вся самая актуальная информация в статье на тему: "Интересные психологические игры для подростков". Мы собрали полное описание всех ваших проблем.

Интересные психологические игры для подростков

Что представляет собой познавательная психологическая игра?

Осмысление психологических реальностей жизни человека представляет собой достаточно сложную проблему. Для этого необходимо обладать способностью осознавать и анализировать свои чувства, реакции на те или иные ситуации в общении, в отношении с различными людьми и т.д., рефлексией, психологической наблюдательностью. Очень важны самокритичность и достаточно высокая самооценка. Изучение психологии человека и овладение средствами этого изучения, как правило, происходит одновременно.

Интереснее и эффективнее развивается этот процесс, если он включен в известную и привлекательную для всех участников деятельность. Лучше всего для этого подходит игра. Игра познавательна: ее цель – осмысление определенных аспектов психологии человека. И в тоже время она психологическая, поскольку средства игры носят психологический характер: обязательные обсуждения итогов выполнения заданий (рефлексия), обращение к опыту участников игры (ориентация на их индивидуальные особенности), импровизационность и личностная направленность заданий. Опыт показывает, что познавательная психологическая игра помогает подросткам, юношам и девушкам достаточно серьезно и глубоко воспринимать реальность их психологической жизни. Необходимо напомнить организатору игры ряд существенных моментов в ее организации.

  1. Необходима, обязательна мотивация участников на игру (в частности, через показ взаимосвязи умения общаться с успешностью в обществе), максимальное подчеркивание преимуществ активности, но ни в коей мере не выступать в жесткой роли взрослого организатора, «не тащить на сушу». Всячески поддерживайте тех, что вышел, принял участие в игре. Стимулируйте сопереживание и поддержку зала тем участникам, кто находится в центре внимания в процессе игры. Постоянно отмечайте наиболее сильные стороны участников.
  2. Подробно разъясняйте цели каждого задания, внутренний психологический механизм действий, предлагаемых участникам, приводя в качестве примеров реальные жизненные ситуации.
  3. Обязательно контролируйте эмоциональное состояние групп. Для этого Вам важно владеть приемами создания эмоционального настроя в аудитории, следить за динамикой происходящих событий, чтобы не допускать затягивания. Поддерживайте, в случае необходимости, уровень личной конкуренции и ситуацию соревнования команд.
  4. Организуйте после каждого упражнения совместный анализ увиденного вместе со всеми участниками игры. Постарайтесь вывести итог в алгоритм оптимального поведения в подобных ситуациях реально и жизни.
  5. При возможности, осуществляйте коррекционную работу на сцене: работайте на уменьшение тревожности, снятие мышечных зажимов, преодоление застенчивости, умение быть в центре внимания и т.д.
  6. Работая с зажатыми ребятами, помните о причинах застенчивости:
    • негативный опыт общения с людьми в определенных ситуациях, основанного либо на собственных прямых контактах, либо на наблюдении за тем, как «другие погорели»;
    • отсутствие «правильных» навыков общения;
    • предчувствие неадекватности собственного поведения и, как следствие, постоянная тревога по поводу своих действий;
    • привычка к самоунижению из-за своей «неадекватности» (я застенчивый, я жалкий, я неспособный, я без мамы не могу).

    Согласно бихевиоральной концепции, застенчивость может сформироваться у ребенка в результате его попыток занять достойное место в том мире, где господствуют взрослые. Предусмотрите в конце игры оценку участниками того, что они взяли для себя, а также ряд заданий на применение полученной информации в ситуациях повседневного общения в школе, дома и т.д.

  7. Больше давайте возможности участникам выступать в иной ролевой позиции с целью раскрытия каких-то новых сторон своего Я. Игровая ситуация дает для этого дополнительные возможности, поскольку в игре подросток чувствует себя более защищенным.

Каких требований должен придерживаться воспитатель, проводя с детьми психологические игры?

  • Общение с детьми должно базироваться на уважении всех участников друг к другу, чувствительности к мыслям и чувствам других, душевной теплоте.
  • Взрослый должен удостоверять детям заинтересованность их ответами, стимулировать их откровенно и подробно рассказывать о собственных переживаниях и проблемах.
  • Взрослый должен проявлять тактичность по отношению к детям и умение помогать им.
  • По окончании игры воспитатель поощряет детей к высказыванию и обсуждения собственных впечатлений от игры.
  • Взрослый должен четко продумать цели и ход игры.

Каких целей можно достичь при проведении психологических игр?

  • Помочь детям почувствовать свое единство с другими.
  • Помочь детям повысить собственную самооценку.
  • Помочь детям уважать себя и других.
  • Помочь детям научиться анализировать жизненные ситуации.
  • Помочь детям научиться принимать индивидуальные и групповые решения.
  • Научить детей сочувствие к другим.
  • Развивать в детях открытость к другим.
  • Научить детей преодолевать собственные страхи и комплексы.
  • Развивать у детей чувство юмора и т.д..

Приведенные задачи могут показаться слишком сложными. Однако если мы хотим воспитать детей толерантными, любящими, открытыми, уверенными в себе, мы должны указать им путь, пройдя который, они научатся жить в гармонии с собой и другими.

Как организовать проведение психологических игр?

Позади остались вопросы размещения детей в помещении, наконец группа собралась вместе. Чувствуется определенная тревога и неуверенность. Дети еще не знакомы друг с другом, кто комплексует из-за собственной застенчивости, кто переживает, что не найдет друзей по душе подобное. Поэтому все с надеждой смотрят на взрослого, от которого ждут поддержки и помощи.

На начальном этапе действия педагога должны быть четкими, понятными и однозначными. Конечно, все начинается со знакомства. Уместно будет рассказать детям о себе, свой профессиональный опыт, планы на время пребывания детей в лагере. Это поможет членам группы почувствовать уверенность и оптимизм.

После этого дайте возможность детям рассказать о себе, о собственных увлечениях, сильные и слабые стороны. Знакомясь с членами группы, каждый стремится, чтобы его приняли таким, какой он есть, со всеми его достоинствами и недостатками. Кроме того, при знакомстве ребенок выясняет, чем она похожа на других и чем отличается, чьи ценности ей близки и приемлемы, а чьи — нет. Используйте для этого психологическую игру, которая поможет детям сблизиться друг с другом и почувствовать себя членом детского коллектива (хотя и временного).

Возможен такой вариант игры, благодаря которой участники получают богатую и разностороннюю информацию друг о друге.

Оглавление [Показать]

1 блок

  1. Набор психологических ситуаций
  2. Нарисуем дом
  3. Дискуссия о конфликтах
  4. Диспуты
  5. Режим молчания
  6. Набор психологических игр
  7. Набор психологических игр 2
  8. Набор психологических игр 3
  9. Набор психологических игр 4
  10. Набор психологических игр 5
  11. От сумы да от тюрьмы
  12. Пишите письма
  13. Достойная эпитафия
  14. Профориентационные игры
  15. Торг
  16. Планета моего отряда
  17. Ключи в мой внутренний дом
  18. Цветок желаний
  19. Эмоциональный градусник
  20. Встреча в космосе
  21. Ты сможешь, ты добьешься
  22. Скажи мне, кто
  23. Сочини историю
  24. Тренинг «Супермен»
  25. Звери в яме
  26. Рисунки и истории
  27. Волшебный предмет
  28. Упражнение «Моя история»
  29. Упражнение «Позитивные мысли»
  30. Тренинг «Дорога»
  31. Игра «Бабочка»
  32. Развивающие игры «Зеленая психология»
  33. Развивающие игры «Зеленая психология» для младших
  34. Социально-психологический тренинг
  35. Игра «Подводная лодка»
  36. Коммуникационные игры
  37. Игра по сказке «Колобок»
  38. Игра «Сердце»
  39. Большая психологическая игра «Путник»
  40. Большая психологическая игра «Невероятное путешествие»
  41. Большая психологическая игра «Новоселье»
  42. Большая психологическая игра «Праздник в снежном городке»
  43. Большая психологическая игра для подростков: «Спасатели»
  44. Большая психологическая игра «Звездные планеты»
  45. Большая психологическая игра «Волшебное путешествие в мир Природы»
  46. Большая психологическая игра «Новый дом»
  47. Психологическая игра «Война племен»
  48. Психологическая игра «Портрет коллектива»
  49. Большая психологическая игра «Образование галактики»
  50. Игра на развитие толерантности для подростков «Большой костер»

2 блок

  1. Набор психологических этюдов с малышами
  2. Упражнение «Звездный час»
  3. Психодрамы — Групповые игры
  4. Психодрамы — Тематические, структурированные упражнения
  5. Психодрамы — Коллекция разогревов и техник
  6. Коллективный счет
  7. Муха в квадрате
  8. Печатная машинка
  9. Колечко
  10. 15 слов
  11. Коллективная арифметика
  12. Хлопки
  13. Кто тормоз
  14. Испорченный телефон
  15. Социодрама
  16. Опасные игры
  17. Психологические игры и задания
  18. Арт-терапия
  19. Игры на снятие конфликтов
  20. Ничейная территория
  21. Мое генеалогическое древо
  22. Покорение новых земель
  23. Сказочное королевство Вундервуд
  24. Остановись, мгновение
  25. Огонек моей души
  26. Моделирование «группового террора»
  27. Три игры для смелых и решительных
  28. Рассерженные шарики
  29. Путешествие в страну Гармоника
  30. Колючка
  31. Путешествие к звездочке
  32. Человек в зеркале общения
  33. Тренинг личностного роста
  34. Игры на психотренинг
  35. Психологическая игра «Дом отдыха»
  36. Психологические игры для подростков
  37. Психологическая игра для подростков «Теплая компания»
  38. Психологическая игра-проект «Мы строим парк»
  39. Игра «Как вы думаете?»
  40. Игра «20 000 дней»
  41. Игра «Съемки фильма», «Эмоции»
  42. Упражнения на аргументацию
  43. Психологические упражнения и игры
  44. Набор психологических игр 6
  45. Игра-диагностика «Квилты»
  46. Игра «Более равные, чем другие»
  47. Игра «Коллаж успеха и счастья»
  48. Упражнения по развитию рефлексии
  49. Игры на рефлексию
  50. Игра «Цветик-семицветик»

3 блок

  1. Психологическая игра «Если с другом вышел в путь»
  2. Большая психологическая игра «Неведомые миры»
  3. Большая психологическая игра «Конференция репортеров»
  4. Упражнения на коммуникативные навыки
  5. Психологический тренинг «Сказочными тропами счастья»
  6. Игры для развития умения ладить со сверсниками
  7. Игры для развития сочувствия у детей
  8. Психологические упражнения для расслабления детей
  9. Игры для развития умения решать проблемы
  10. Упражнения на развитие самоуважения
  11. Развитие любознательности у детей в играх
  12. Игры для развития состояния успешности
  13. Упражнения на регуляцию поведения
  14. Психологические игры для младших
  15. Психологические игры для средних
  16. Психологические игры для старших
  17. Диспут «Что первично: Чепуха или Белиберда»
  18. Игры дискуссии
  19. Психологический тренинг «Маска»
  20. Психологическая игра «Киллер»
  21. Стратегические эстафеты
  22. Психологическая игра «Необитаемый остров»
  23. Подборка психологических игр

Смотреть также

  • Виды больших психологических игр

Дополнительно

  • Большая психологическая игра «Маскарад»
  • Игры, направленные на знакомство с чертами характера «Мир отношений»
  • Сборник психологических игр

Жизнь человека и его деятельность – это уникальные процессы, обладающие множеством особенностей. Человек рождается, уже имея определённые предрасположенности, склонности, способности. Но для того, чтобы его взаимодействие с окружающим миром и обществом могло быть более эффективным и продуктивным, человеку нужно «улучшать», «прокачивать» себя и свою личность. И процесс этого улучшения начинается уже с самых малых лет, но не заканчивается, можно сказать, никогда, т.к., как говорится, нет предела совершенству. С целью формирования, закрепления и улучшения качеств личности сегодня применяется огромное количество самых разных методов и практик. Но поговорим мы, пожалуй, о самой популярной и эффективной из них – социально-психологических играх.

В этой странице мы разберёмся в том, что вообще представляют собой психологические игры, в чём их особенности и для чего они нужны. Всем мы не раз слышали о том, что существуют игры для детей, для подростков, для школьников, для студентов, малые, большие, ролевые, деловые. Они могут быть направлены на развитие каких-либо качеств, на формирование навыков общения, на сплочение и т.д. Игры проводятся в детских садах, школах, лагерях отдыха – это детские игры. В высших учебных заведениях, на предприятиях и в крупных фирмах также проводятся игры, но это уже игры для взрослых, которые нередко входят в программу каких-либо тренингов и семинаров. Бывают даже компьютерные психологические игры – они очень популярны в наше время, когда практически каждый человек имеет домашний компьютер или ноутбук. Так в чём же причина того, что игры стали неотъемлемой частью человеческой жизни и присутствуют практически в каждой её области? И какие игры можно и нужно использовать для себя? Ответы на эти и многие другие вопросы мы и представляем вашему драгоценному вниманию.

Что такое игра?

Игра – это вид деятельности, мотивом которой является не результат, а сам процесс, где происходит воссоздание и усвоение какого-либо опыта. Также игрой является основной вид деятельности детей, посредством которого формируются, изменяются и закрепляются психические свойства, интеллектуальные операции и отношение к окружающей реальности. Термин «игра» используется ещё и для обозначения программ или наборов предметов для осуществления игровой деятельности.

Изучение психологии человека и психологических реальностей его жизни становится интереснее и эффективнее, когда осуществляется через деятельность, представляющую интерес для самого исследователя. И такой деятельностью, конечно же, является игра. Опыт уже не раз показал, что социально-психологические игры помогают людям очень серьёзно и глубоко воспринимать реальность психологического аспекта их жизни.

Функции игровой деятельности таковы:

  • Развлекательная — развлекает, поднимает настроение;
  • Коммуникативная – способствует общению;
  • Самореализационная – даёт возможность человеку проявить себя;
  • Игротерапевтическая – помогает преодолеть различные трудности, возникающие в жизни;
  • Диагностическая – позволяет выявить отклонения в развитии и поведении;
  • Коррекционная – позволяет внести изменения в структуру личности;
  • Социализационная – даёт возможность включить человека в систему социальных отношений и способствует усвоению им социальных норм.

Основные виды психологических игр и их особенности

Игры могут быть деловыми, позиционными, инновационными, организационно-обучающими, обучающими, организационно-мыслительными, организационно-деятельностными и другими. Но всё же выделяют несколько основных видов психологических игр.

Игровые оболочки. В этом виде игр сам игровой сюжет является общим фоном, на котором происходит решение развивающих, коррекционных и психологических задач. Такая деятельность способствует развитию базовых психических свойств и процессов личности, а также развитию рефлексии и саморефлексии.

Игры-проживания. В играх-проживаниях происходит индивидуальное и совместное с группой людей освоение игрового пространства, построение в его пределах межличностных отношений и осмысление личностных ценностей. Данный вид игр развивает мотивационный аспект личности человека, систему его жизненных ценностей, личностную критичность; позволяет самостоятельно выстраивать свою деятельность и взаимоотношения с окружающими; расширяет представления о человеческих чувствах и переживаниях.

Игры-драмы. Игры-драмы способствуют самоопределению их участников в определённых ситуациях и совершенствованию ценностно-смыслового выбора. Развивается мотивационная сфера, система жизненных ценностей, готовность к совершению выборов, умение ставить цели, навык планирования. Формируются особенности рефлексии и саморефлексии.

Проектные игры. Проектные игры оказывают влияние на освоение и осмысление человеком инструментальных задач, которые связаны с построением деятельности, достижением конкретных результатов и систематизацией системы деловых взаимоотношений с окружающими. Происходит развитие навыков постановки целей, планирования и умения адаптировать действия под конкретные условия. Формируются навыки саморегуляции, развивается личная критичность и умение соотносить свои действия с действиями других людей.

Представленные выше виды психологических игр могут применяться и как самостоятельные, и использоваться в совокупности с другими. Данные нами описания являются самыми общими и дают лишь поверхностное представление о психологических играх.

Теперь же мы переходим к самому интересному блоку – самим играм. Далее нами будут рассмотрены одни из самых популярных и эффективных игр, и их польза в развитии и жизни человека.

Самые популярные и эффективные игры и их польза

Треугольник Карпмана-Берна

Треугольник Карпмана-Берна – это, если быть точным, даже не совсем игра. Точнее игра, но неосознанная. Игра, в которую играют люди, не имея ни малейшего представления о том, что стали её участниками. Но, в силу того, что это явление существует, о нём необходимо упомянуть.

Этот треугольник представляет собой упрощённую модель психологических манипуляций, которые имеют место быть почти во всех областях жизни человека: семье, дружбе, любви, работе, бизнесе и т.д. Данная взаимосвязь ролей, которые возникают в процессе человеческих отношений, была описана американским психотерапевтом Стивеном Карпманом, продолжающим идеи своего учителя – американского психолога Эрика Берна. Эта взаимосвязь, при условии, если она развивается по «схеме» данного треугольника, сама по себе деструктивна и влияет на людей, участвующих в этом треугольнике, исключительно отрицательно.

Т.к. это треугольник, у него есть три стороны: человек, выступающий в роли жертвы («Жертва»), человек, оказывающий давление («Агрессор») и человек, вмешивающийся в ситуацию и желающий помочь («Спаситель»).

Обычно получается так: между двумя людьми возникает проблема или сложная жизненная ситуация. Таки образом, появляется «Агрессор» и «Жертва». «Жертва», ищущая решение проблемы, обращается к третьей стороне – человеку, который и становится «Спасителем». «Спаситель» в силу своей доброты, осведомлённости или каких-либо других причин решается помочь и что-то советует. «Жертва» следует совету и ведёт себя соответственно совету «Спасителя». В итоге, совет приводит только к ухудшению ситуации и крайним уже оказывается «Спаситель» — он становится «Жертвой», «Жертва» — «Агрессором» и т.д. Время от времени каждый из нас играет роль одной из сторон треугольника Карпмана-Берна. Сам же треугольник нередко становится причиной больших ссор, неприятностей, бед и т.д.

Чтобы вы могли подробно познакомиться с треугольником Карпмана-Берна, узнать его особенности и увидеть наглядные примеры, соотносимые с нашей повседневной жизнью, вы можете в Википедии.

Теперь же мы переходим непосредственно к играм, имеющим очень серьезный психологический аспект. Эти игры намеренно организовываются людьми как с целью победить/выиграть, так и с целью оказать определённое влияние на личность человека. Организация и участие в этих играх дают человеку возможность глубже вникнуть в суть его взаимоотношений с самим собой и окружающими его людьми. Первой игрой, которую нам стоит рассмотреть как психологическую, является игра «Мафия»

«Мафия»

«Мафия» — это словесная ролевая игра, созданная в 1986 году студентом МГУ Дмитрием Давыдовым. Играть в неё рекомендуется людям от 13 лет. Оптимальное количество игроков: от 8 до 16. В процессе моделируется борьба меньшей организованной группы с большей неорганизованной. По сюжету, уставшие от деятельности мафии жители города решают посадить в тюрьму всех представителей криминального мира. В ответ на это, бандиты объявляют войну горожанам.

В начале ведущий раздаёт участникам по одной карте, определяющей их принадлежность к мафии или горожанам. Игра проходит «днём» и «ночью». Ночью активна мафия, днём – горожане. В процессе чередования времени суток мафиози и жители города ведут каждый свою деятельность, в ходе которой игроков в каждой команде становится всё меньше. Информация о событиях направляет все дальнейшие действия участников. Игра считается законченной, когда полностью побеждает одна из команд, т.е. когда либо «убиты» все горожане, либо «посажены» все бандиты. Если игроков очень мало, то игра получается слишком короткой, если же игроков больше, чем нужно, возникает суматоха и неразбериха, и игра теряет смысл.

Игра «Мафия», прежде всего, основана на общении: обсуждениях, спорах, установлении контактов и т.д., что максимально приближает её к реальной жизни. Ведь в игре используются и проявляются все черты и свойства человеческой личности. Психологический аспект игры таков, что для успешного взаимодействия с другими человек должен стараться применять и развивать свои актёрские способности, дар убеждения, лидерство, дедукцию. «Мафия» прекрасно развивает аналитическое мышление, интуицию, логику, память, сообразительность, театральность, социальное влияние, командное взаимодействие и многие другие важные в жизни качества. Основной психологизм этой игры состоит в том, какая же команда всё-таки одержит победу. Ведь одна команда – это мафиози, которые знают друг друга, но ни в коем случае не настроены на то, чтобы играть в убыток себе и, к тому же, имеют возможность ликвидировать горожан. А вторая команда – это мирные жители, незнакомые друг с другом, которые могут действовать наиболее эффективно, лишь взаимодействуя с мафией. «Мафия» таит в себе огромный потенциал и приносит огромное удовольствие в интеллектуальном и эстетическом плане.

Детали игры «Мафия», её правила, стратегические и тактические особенности и множество другой касающейся неё подробной и интересной информации, вы найдёте в Википедии.

«Покер»

«Покер» — это всемирно известная карточная игра. Её цель – выиграть ставки, собрав для этого самую выгодную комбинацию из четырёх или пяти карт или сделав так, чтобы все участники прекратили своё участие. Все карты в игре либо полностью, либо частично закрыты. Особенности правил могут быть разными – это зависит от разновидности покера. Но для всех видов общим является наличие торговли и игровых комбинаций.

Для игры в покер используются колоды по 32, 36 или 54 карты. Оптимальное количество игроков: от 2 до 10 за одним столом. Самой высокой картой является туз, затем король, дама и т.д. Иногда младшей картой может быть туз – в зависимости от карточной комбинации. Разные виды покера состоят из разного количества улиц – раундов торговли. Каждая улица начинается с новой раздачи. Как только карты розданы, любой игрок может сделать ставку или покинуть игру. Побеждает тот, чья комбинация из пяти карт окажется самой лучшей, или же тот, кто сможет вытеснить других игроков и останется один до того момента, когда карты будут вскрыты.

Психологический аспект покера является очень важным, т.к. играет серьёзную роль в тактике и стратегии игры. Ходы, совершаемые игроками, основываются, в большей степени, на их навыках, привычках и представлениях. Таким образом, стили игроков базируются на определённой психологической основе и являются отражением желаний и опасений людей, понимание которых даёт одним игрокам преимущества над другими. Также стиль игрока является отличным отображением черт его характера. Ведь любая личностная характеристика, как известно, влияет на поведение человека и, следовательно, и на его поведение в игре и те решения, которые он принимает в тех или иных условиях игры. Конечно, покер – это азартная игра, в которую играют на деньги. И не имея игровых навыков, человек рискует оказаться в незавидной ситуации. Но если играть в покер без ставок ради тренировки, например, с друзьями, то он будет отличным способом развития и оттачивания таких качеств, как интуиция, логическое мышление, умение «читать» людей и маскировать свои намерения, психологическая устойчивость, выдержка, хитрость, внимательность, память и многих других. Нельзя не отметить, что игра в покер, помимо всего прочего, развивает, самоконтроль, тактическое и стратегическое мышление, а также способность осознавать мотивы других людей. А эти качества так часто оказываются нам нужны в нашей повседневной жизни.

Подробности игры «Покер», правила, стратегии и другие интересные детали можно найти в Википедии.

«Диксит»

«Диксит» — это ассоциативная настольная игра. Состоит из 84 иллюстрированных карт. Играть в неё могут от 3 до 6 человек. В начале каждый игрок получает по 6 карт. Все ходят по очереди. Одного из участников игры объявляют Рассказчиком. Он берёт одну карту и кладёт перед собой так, чтобы не было видно картинки. Затем он должен описать её словом, фразой, звуком, мимикой или жестом, который у него ассоциируется с картинкой. Другие карту не видят, но среди своих карт ищут наиболее подходящую под описание Рассказчика, и так же выкладывают на стол картинкой вниз. После этого все эти карты перемешиваются и выкладываются в ряд, а игроки с помощью жетонов с номерами должны угадать карту, которую изначально описывал Рассказчик. Далее игроки вскрывают все карты, подсчитывают очки. Тот игрок, который угадал карту, двигает вперёд свою фишку. Когда все карты закончатся, игра будет окончена. Побеждает тот, у кого больше всех очков.

Игра «Диксит» обладает рядом особенностей, одна из которых состоит в том, что ассоциации не должны быть не сильно простыми, не сильно сложными, т.к. тогда карту будет очень легко либо очень сложно угадать. Сама же игра является прекрасным средством для развития аналитического и ассоциативного мышления, интуиции, фантазии, сообразительности и других качеств. Во время игры участники учатся чувствовать других людей, понимать их без слов и таким же образом объяснять. Можно сказать, что, помимо всего прочего, формируются и навыки эффективного невербального общения. Игра очень интересна и всегда проходит в позитивной дружеской обстановке.

Узнать больше об игре «Диксит» и некоторых её особенностях вы можете в Википедии.

«Имаджинариум»

«Имаджинариум» — аналог игры «Диксит». В ней так же нужно подбирать ассоциации к картинкам разной смысловой нагрузки. Правила игры такие же, как в «Диксит»: один игрок (Рассказчик) выбирает карту и описывает её при помощи ассоциаций. Остальные игроки выбирают одну наиболее подходящую карту из числа своих, и кладут на стол рисунком вниз. После все карты перемешиваются, и игрок начинают их угадывать.

Игра «Имаджинариум» ни чем не уступает своему прообразу и исключительно благотворно влияет на развитие многих качеств человеческой личности, а именно: развивает интеллект, аналитическое мышление, интуицию, воображение, фантазию. Игра активизирует творческие способности, умение интуитивно понимать других, всячески способствует улучшению коммуникативных способностей и повышению эффективности общения.

Познакомиться с более подробным описанием игры «Имаджинариум» можно на сайте Мосигры.

«Активити»

«Активити» — это коллективная ассоциативная игра, в которой нужно объяснять слова, записанные на карточках. Всего в игре 440 карточек с шестью заданиями на каждой. Стандартный набор рассчитан на людей от 12 лет. Но существуют варианты «Для детей» и «Для малышей». Минимальное количество игроков – двое. Максимальное – практически не ограничено. Объяснять слова можно с помощью мимики, рисунков или слов-синонимов. Чтобы объяснить, что загадано, у вас есть всего одна минута. Есть задания индивидуальные, а есть общие. Игроки должны передвигать фишки по игровой карте. Побеждает та команда, которая первой дойдёт до финиша. В процессе также можно выбирать более сложные или более простые задания. За более сложное задание даётся больше очков.

Игра «Активити» прекрасно походит для отдыха и весёлого времяпрепровождения и отлично поднимает настроение. «Активити» развивает стратегическое мышление, сообразительность, фантазию, умение работать в команде, интуицию, аналитические способности. Игра способствует раскрытию потенциала и даёт возможность каждому человеку проявить себя с совершенно разных сторон. А множество тактических возможностей и вариантов поведения в ещё большей степени способствуют этому. И дети, и взрослые получат от этой игры массу удовольствия и положительных эмоций.

Прочитать более подробное описание игры «Активити» можно на сайте Мосигры.

«Монополия»

«Монополия» — одна из самых известных в мире развивающих настольных игр. Жанр игры: экономическая стратегия. Минимальное количество игроков: двое. Суть игры заключается в том, что добиться экономической стабильности для себя и банкротства для других игроков, используя стартовый капитал. Начальная сумма у каждого игрока одинакова. Игроки по очереди совершают ходы по игровому полю, бросая кубик. Побеждает тот, кто заработал больше всех денег. Игра заканчивается, когда кто-то окончательно разоряется или когда банкомат перестаёт выдавать денежные банкноты и карточки удачи.

Игра «Монополия» уже на протяжении многих лет сохранят свою популярность среди огромного количества людей. Во-первых, она прекрасно поднимает настроение и дарит множество положительных эмоций. Во-вторых, игра формирует культуру общения, благодаря тесному взаимодействию участников друг с другом. В-третьих, в процессе игры развиваются задатки предпринимательства и финансовой грамотности, совершенствуются математические знания, логическое и стратегическое мышление, чувство тактики. Не маловажным является и то, что игра «Монополия» тренирует память, развивает внимание, а также раскрывает лидерские задатки, самостоятельность, ответственность и стремление человека самому быть хозяином своей жизни. В дополнение к этому, вырабатываются такие качества, как умение ждать, терпение, усидчивость, спокойствие.

Узнать больше информации об игре «Монополия» можно в Википедии.

Другие игры

Игры, о которых мы вкратце упомянули, ни в коем случае, не являются единственными в своём роде, но их смело можно назвать достойными примерами одних из самых лучших психологических игр. Направленность и форма психологических игр могут быть совершенно разными. Главное – найти наиболее интересную для себя игру и просто начать играть в неё. А ещё лучше – попробовать все игры. Это, одновременно, окажет положительное влияние на многие ваши личностные характеристики, и поможет определиться с тем, какой вид игр более всего подходит лично вам.

В качестве дополнения можно привести ещё несколько игр, которые вы можете освоить. Это замечательная игра «Телепатия», основной направленностью которой является самопознание, осознание себя и развитие своих скрытых способностей. На развитие умения слушать и внимательность есть прекрасная игра, которая называется «Заблудившийся рассказчик». Она, кстати, затрагивает и межличностные отношения. Хорошая игра на доверие и взаимопонимание – «Монета». В ней также происходит тесное взаимодействие участников, что позволяет им глубже изучить психологические особенности друг друга. К категории подобных игр можно также отнести игры «Гомеостат», «Стыковка», «Шеренга», «Выбор» и другие. Информацию об этих и многих других интересных психологических играх вы сможете легко найти в Интернете. Кстати, об Интернете: сегодня разработано большое количество очень интересных компьютерных и онлайн-игр, имеющих ярко выраженную психологическую направленность. Вы можете найти такие игры в компьютерных магазинах или скачать из Интернета. Установленные на ваш домашний компьютер хорошие игры будут всегда способствовать более расслабленной и дружеской атмосфере в вашем доме. Вы всегда сможете отвлечься от повседневных дел, поиграв, например, в онлайн-монополию. А вашим детям будет интересно и весело наблюдать за тем, как играете вы и самим участвовать в процессе. Естественно, есть развивающие онлайн-игры и для детей, играть в которые — одно удовольствие. Поищите на просторах Интернета что-нибудь подходящее, и вы обязательно найдёте стоящий вариант для себя и своих близких.

Игры как способ эффективного психологического воздействия, как уже упоминалось ранее, нашли применение в самых разных сферах человеческой деятельности. Человек начинает играть с самых малых лет – дома с родителями, в детском саду с другими детьми. Затем мы сталкиваемся с разными играми в младших и старших классах школы, институте, университете. Во взрослой жизни нас тоже окружают игры, но это уже игры для взрослых. С помощью таких игр люди, стремящиеся к успеху и самосовершенствованию, развивают свои сильные качества и работают над слабыми. И это на самом деле делает их более сильными и развитыми личностями, повышает их эффективность и результативность, делает взаимодействие с окружающим миром и самими собой более глубоким и гармоничным.

Не стоит пренебрегать этим способом саморазвития и вам. Играйте в игры, меняйте их, придумывайте свои. Возьмите игры себе на «вооружение» и сделайте их частью своей жизни. Так вы сможете всегда находиться в процессе развития. А сам процесс личностного роста никогда вам ни наскучит и будет продолжать оставаться интересным и увлекательным.

Желаем вам успехов на пути самосовершенствования и изучения психологии человека!

В статье вы узнаете, чем хороши психологические

игры

, узнаете, как играть компанией в помещении и что можно предложить подросткам.

Итак, чем они хороши:

1. В смоделированной психологом ситуации, в состоянии безопасности и раскованности,

ребенок

решается опробовать разные способы поведения, иногда совсем нехарактерные для него.

2. Игра – одна из наиболее успешных форм психотерапии, посредством которой могут быть отработаны и разрешены социальные и внутренние противоречия и неурядицы.

Потому игра становится актуальным

методом

психотерапии не только детей младшего возраста, но и подростков.

Психологические игры в помещении

Гоночный автомобиль.

Все участники образуют круг. Издавая звук «ж-ж-ж», имитирующий гоночный автомобиль, первый участник начинает движение, звук и движение подхватывает стоящий следом и так по кругу. Если кто-то сымитирует визг тормозов, нужно изменить направление движения.

Подарок.

Играющие образуют круг, у каждого есть возможность сделать подарок соседу справа. Важное условие: молчание, можно показать подарок с помощью жестов, но без слов. Когда получивший подарок догадывается, что это, он должен также без слов показать, что он будет делать с подарком. Играют по очереди, игра закончится тогда, когда каждый получит свой подарок.

Рояль.

Дети сидят, образуя круг. Левая рука – на правом колене участника слева, а правая – на левом колене участника справа. Колени – клавиши рояля. По сигналу ведущего дети хлопают рукой по колену соседа по часовой стрелке, увеличивая скорость. В случае ошибки участник убирает одну руку, при повторной ошибке, убирает вторую руку и выбывает из игры. Побеждает тот, кто оказался самым внимательным.

Категории.

Участники стоят, образуя круг. Ведущий держит мяч. Называя слово из какой-либо категории (

посуда

, мебель, животные и т.д.), он бросает мяч участникам. Поймавший мяч должен назвать другое слово из этой категории. Если кто-то затрудняется, категорию можно сменить, но только через 3 хода.

Интересные психологические игры для подростков

Жмурки.

Водящий должен с завязанными глазами поймать участника группы и назвать его по имени.

Фотограф.

Участники выстраиваются в определенную композицию. Водящий запоминает расположение группы и выходит за дверь. Группа совершает три изменения в своей композиции. Водящий возвращается, его задача – восстановить композицию.

Восковая свеча.

Участники стоят в кругу. Водящий, стоящий в центре круга, с закрытыми глазами падает на ладони участников, которые передают его друг другу.

Подвижные психологические игры помогают скорректировать эмоциональное состояние детей; привить

им

важнейшие коммуникативные навыки; развить правильные поведенческие реакции; научить их действовать сообща и работать в команде.

В статье вы узнаете, чем хороши психологические игры, узнаете, как играть компанией в помещении и что можно предложить подросткам.

Итак, чем они хороши:

1. В смоделированной психологом ситуации, в состоянии безопасности и раскованности, ребенок решается опробовать разные способы поведения, иногда совсем нехарактерные для него.

2. Игра – одна из наиболее успешных форм психотерапии, посредством которой могут быть отработаны и разрешены социальные и внутренние противоречия и неурядицы.

Потому игра становится актуальным методом психотерапии не только детей младшего возраста, но и подростков.

Психологические игры в помещении

Гоночный автомобиль.

Все участники образуют круг. Издавая звук «ж-ж-ж», имитирующий гоночный автомобиль, первый участник начинает движение, звук и движение подхватывает стоящий следом и так по кругу. Если кто-то сымитирует визг тормозов, нужно изменить направление движения.

Подарок.

Играющие образуют круг, у каждого есть возможность сделать подарок соседу справа. Важное условие: молчание, можно показать подарок с помощью жестов, но без слов. Когда получивший подарок догадывается, что это, он должен также без слов показать, что он будет делать с подарком. Играют по очереди, игра закончится тогда, когда каждый получит свой подарок.

Рояль.

Дети сидят, образуя круг. Левая рука – на правом колене участника слева, а правая – на левом колене участника справа. Колени – клавиши рояля. По сигналу ведущего дети хлопают рукой по колену соседа по часовой стрелке, увеличивая скорость. В случае ошибки участник убирает одну руку, при повторной ошибке, убирает вторую руку и выбывает из игры. Побеждает тот, кто оказался самым внимательным.

Категории.

Участники стоят, образуя круг. Ведущий держит мяч. Называя слово из какой-либо категории (посуда, мебель, животные и т.д.), он бросает мяч участникам. Поймавший мяч должен назвать другое слово из этой категории. Если кто-то затрудняется, категорию можно сменить, но только через 3 хода.

Интересные психологические игры для подростков

Жмурки.

Водящий должен с завязанными глазами поймать участника группы и назвать его по имени.

Фотограф.

Участники выстраиваются в определенную композицию. Водящий запоминает расположение группы и выходит за дверь. Группа совершает три изменения в своей композиции. Водящий возвращается, его задача – восстановить композицию.

Восковая свеча.

Участники стоят в кругу. Водящий, стоящий в центре круга, с закрытыми глазами падает на ладони участников, которые передают его друг другу.

Подвижные психологические игры помогают скорректировать эмоциональное состояние детей; привить им важнейшие коммуникативные навыки; развить правильные поведенческие реакции; научить их действовать сообща и работать в команде.



Тренинг сплочения для старших школьников

Занятие 1.

Принятие правил тренинга:

— Доверительный стиль общения. Одно из условий тренинга – высокая степень доверия участников друг другу независимо от жизненного опыта, положения в группе и других обстоятельств. Чтобы приблизиться к этому, предлагаю принять форму обращения друг к другу на «ты».

— «Здесь и теперь». Многие люди избегают говорить о том, что они думают и чувствуют, чтобы не показаться смешными. Работает механизм «психологической защиты». Но основная наш цель сегодня – увидеть свое отражение в группе как в зеркале. Поэтому во время тренинга все говорят только о том, что волнует каждого здесь и сейчас, что происходит с группой.

— Персонификация высказываний. Предлагаю на время тренинга отказаться от безличной формы высказываний, которая помогает скрывать собственную позицию. Лучше говорить: «Я думаю…» или «Мария меня не поняла…».

— Искренность. Во время занятия говорим только то, что думаем и чувствуем по поводу происходящего, то есть правду. Если нет желания говорить искренне, то молчим. Никто не обижается на высказывания других членов группы, даже если захочется. Напомню, что группа должна сыграть роль психологического зеркала.

— Конфиденциальность. Все, что происходит в группе, не следует выносить за пределы группы.

— Отказ от непосредственных оценок. Обсуждаем не человека, а его высказывания и поступки.

— Активность. Стараемся активно участвовать в происходящем.

— Самоанализ. После некоторых упражнений осмысливаем трудности, с которыми пришлось столкнуться. Каждый имеет право поделиться своими впечатлениями и ощущениями.

Обсуждение. Голосование.

Упражнение «Давайте познакомимся»

Цель: возможность быстрее узнать друг друга и вступить в общение.
Встаньте в круг, передавайте друг другу мяч, называя имя того, к кому попадает мяч.

Упражнение «Приветствие»

Цель: приветствие друг друга и заряд положительными эмоциями. Разделитесь натри группы: европейцы, японцы, африканцы. Поприветствуйте друг друга: европейцы пожимают руку, японцы кланяются, африканцы трутся ногами.

Упражнение «Времена года» 

Цель: Разрядка, знакомство,  сплочение группы. Участники молча разбиваются на группы по временам года, соответственно дате рождения. Затем каждая группа пантомимически изображает свое время года, задача остальных — угадать какое.

Упражнение «Построится по…» 

Цель: Разрядка, сплочение группы. Осознание относительности любой системы оценки. Участники строятся в шеренгу по любому признаку (рост, вес, цвет волос, величина ладони, веселость, активность и т.д.) Важен комментарий ведущего по поводу разных систем оценки. Это может помочь осознать подростку первый он или последний — зависит не от него, а от оцениваемого критерия.

Упражнение «Поиск общего» 

Цель: Знакомство, внимание к личности другого и осознавание проявлений своей личности. Группа делится на двойки, и два человека находят определенное количество общих признаков, затем двойки объединяются в четверки с той же целью и т.д. Ведущий по своему усмотрению может остановить процесс на четверках, восьмерках и т.д.

Упражнение «Пожелания»

Цель: подкрепление положительных эмоций.Передайте мяч тому, кому хочется со словами: «Я желаю тебе…»

Занятие 2.

Упражнение «Приветствие»

Цель: приветствие друг друга и заряд положительными эмоциями. Разделитесь натри группы: европейцы, японцы, африканцы. Поприветствуйте друг друга: европейцы пожимают руку, японцы кланяются, африканцы трутся ногами.

Упражнение «Снежный ком»

Цель: облегчить запоминание, разрядить обстановку.Каждый по кругу будет называть предыдущих, потом свое имя с прилагательным на первую букву имени.

Упражнение «Имена-качества» 

Цель: Знакомство, создание доброжелательной атмосферы, работа по осознанию себя как личности. Каждый придумывает какое-либо качество личности, свойство характера и т.д., начинающееся на ту же букву, что и имя  (например, Лариса — любовь, Сергей -скромность), которое он мог бы привнести в эту группу сегодня. Подходит для начала 3-4 занятия, когда участники уже чувствуют себя достаточно безопасно.

Упражнение «Вопросы на бумажках» 

Цель: Знакомство, выход на серьезный разговор, возможность увидеть товарищей по группе с новой стороны. Каждый пишет на маленькой бумажке вопрос, на который хотел бы получить ответ (вариант-на который сам бы хотел ответить). Бумажки с вопросами складываются в шляпу, перемешиваются и раздаются участникам в произвольном порядке. Каждый отвечает на тот вопрос, который ему достался. Возможный уход от серьезной работы — например, написание вопросов типа «Какого цвета у меня волосы?». Ведущий может заранее сказать, каково было бы ему получить такой вопрос — «отмазку».

Упражнение «Мозговой штурм» 

Цель: Возможность демократического и ненавязчивого решения или обсуждения любых вопросов и проблем. Все участники обсуждают проблему и выносят свои предложения по определенным правилам (см. приложение). Важно очень четкое соблюдение принципов демократии.  Техническое обеспечение -ватман, маркеры разных цветов.

Упражнение «Я никогда не…»

 Цель: Знакомство в игровой форме, разрядка Нужно оговорить, что не считаются вещи, связанные с половыми различиями. Участники по очереди говорят фразу, начинающуюся со слов «Я никогда не…» (например, «Л никогда не прыгал с парашютом»). Остальные участники загибают по одному пальцу на руке, если для них утверждение не верно (т.е. они, например, прыгали с парашютом). Выигрывает тот, у кого останется последний не загнутый палец на руках. Ведущий заранее говорит, что фразы должны соответствовать реальности, и пальцы загибать надо по честному.  Выигрывает человек с самым неразнообразным жизненным опытом, а проигрывает с самым богатым, т.е. это может благотворно влиять на самооценку человека

Упражнение  «Мне сегодня»

Цель: подвести итог тренинга. Каждый высказывается, начиная со слов: «Мне сегодня понравилось, что …»

Занятие 3.

Упражнение «Социометрия»
Цель: знакомство и создание доверительной атмосферы.
Найдите друг друга те, у кого одинаковый цвет глаз, знак зодиака, любимый цвет, место проживания, имя…

Упражнение «Оценка ситуации»: Цель: Осознание собственных установок и резервов возможностей оценки ситуации. Отработка навыков оценки ситуации. Участники называют по 1-2 стрессовых или проблемных события, когда-либо перенесенных ими. Получившийся перечень записывается. Далее проводится первичная, вторичная оценки и переоценки этих событий каждым из участников, используя элементы ролевой игры, гротеска, наглядности, визуализации процесса мышления и т.д.  Можно найти тех, кто хочет развить мастерство в вопросах преодоления проблем и помогать другим. Предложите им расширить свои задачи и разработать подходы к консультированию по вопросам оценки проблемы и выбора эффективного варианта поведения.

Упражнение «Письмо себе из прошлого»: Каждый себе пишет письмо-наставление, сохраняет у себя.

Упражнение «Карта жизни»: Каждый рисует свою карту жизни с подписями. Все выкладываются на стол и анализируются самые лучшие.

Упражнение «Батискаф»: две подгруппы, по очереди загадывают слово, которое без слов должен показать человек своей подгруппе. Остальные должны угадать

Упражнение «Чемодан»: Каждому на спину крепится лист, у всех в руках ручки, все подходят друг к другу и пишут человеку его хорошие качества, с которыми он познакомился за эти дни.

Оставить комментарий