Химия и психология связь

Вся самая актуальная информация в статье на тему: "Химия и психология связь". Мы собрали полное описание всех ваших проблем.

Красивое чувство, которое движет людьми, заставляя их совершать безумные поступки. Из-за него случилось многое в истории человечества, вплоть до того, что между странами развязывались войны. Казалось бы, совершенно неземное чувство, которое заставляет людей порхать, как бабочек, превозносит их до небес, даря ощущение счастья и необыкновенной радости. Но появился взгляд на любовь с точки зрения химии.

Оглавление [Показать]

Хелен Фишер доказала, что все эмоциональные процессы, происходящие в организме человека, имеют под собой научное объяснение

Химия и психология связь

Для этого Хелен Фишер, американская ученая, работающая в отрасли антропологии, использовала методику сканирования мозга. По результатам экспериментов она смогла выяснить, какие области мозга являются ответственными за чувство любви. Химия любви, оказалось, заключается в том, что мозг вырабатывает некое вещество, заставляющее человека почувствовать эмоциональный подъем, благополучие и повышение уровня возбуждения. Это вещество называется допамин.

Научная версия дает объяснение процессу любви, который состоит из трех этапов.

Первым этапом можно назвать влюбленность или, иначе, обыкновенную похоть

В это время нами движут половые гормоны – эстроген и тестостерон, они влияют на наши желания, связанные с объектом вожделения: желание видеться чаще, например. Химия и психология связьМы теряем аппетит, сон, при виде возлюбленного начинаем нервничать, ладони потеют, дыхание учащается. С точки зрения науки, химия любви на этом этапе происходит следующим образом – гормоны, которые вырабатываются при виде объекта вожделения, провоцируют мозг на выработку веществ норадреналина, серотонина и допамина. Первые два заставляют волноваться, последний приносит неимоверное ощущение счастья.

Шоколад как средство пополнения серотонина

Химия и психология связь

Интересно, что серотонин можно встретить в небольших дозах в таких продуктах, как клубника и шоколад – недаром говорят, что в них содержатся гормоны счастья. Наверняка практически у каждого есть такая подруга или друг, который не может и дня прожить без шоколада. Их можно назвать «любовными наркоманами». Такие люди чаще всего нуждаются именно в чувствах от первых встреч, которые самые сильные, яркие и запоминающиеся, которые приносят большой уровень выработки радости и удовольствия в виде допамина.

Вторым этапом можно назвать привязанность

Таким образом, активная и экспрессивная влюбленность сменяется чем-то более спокойным и умиротворенным. Химия любви на этом этапе заключается в других гормонах – в окситоцине и вазопрессине.

Первый гормон очень специфический; его присутствие «замечено» в процессе схваток при родах, а также он активно выделяется при оргазме. Этот гормон отвечает за то, чтобы закрепить взаимную связь между влюбленными, и количество оргазмов между ними еще больше закрепляет эту связь.

Вазопрессин – гормон, который регулирует моногамность. Были проведены эксперименты, которые доказали, что искусственно подавленное количество гормона в организме мужчины приводит к тому, что он быстро теряет интерес к партнерше. То есть то, что сильный пол бегает за каждой юбкой можно объяснить с научной точки зрения – возможно, у них недостаточно гормона вазопрессина.

Такова химия любви, научный взгляд на нее на первых двух этапах.

Существует также еще один этап, который состоит в выборе партнера

На подсознательном уровне мы стремимся найти такого партнера, с которым возможно продуктивное и качественное воспроизведение потомства. Для этого партнер должен быть сильным и здоровым, с крепкой иммунной системой. Благодаря этому этапу обрели популярность духи с феромонами, так как все эти данные о здоровье передаются посредством запаха. У млекопитающих этот аромат помогает найти самого сильного самца; у человека этот процесс происходит аналогичным образом, но это не так замечается в человеческой среде, так как помимо того, каким запахом обладает особь, мужчина или женщина ориентируется на множество факторов в выборе своей пары. Вот только во имя любви в магазинах стала доступна «обманка». Химия и психология связьДухи с феромонами подменяют собственный, не такой мощный запах на запах, более приемлемый и интересный для объекта обожания, обещая, что это поможет «прикарманить» этого человека себе на долгий срок.

Сколько же длится такая любовь-химия?

Профессором Фишер было объяснено не только то, почему любовь — химия, она выяснила и то, сколько длится в среднем такая любовь. Вещество допамин вырабатывается в организме от 18 месяцев до 3 лет. Отсюда и выражение «любовь длится не дольше чем три года». Стоит этого бояться? Наоборот, стоит опасаться, если чувства любви живет дольше этого периода. Процесс того, как происходит химия любви, разумно рассчитан природой. Если гормон допамин вырабатывается дольше, чем это нужно для установления прочной связи между двумя людьми, под действием гормона человек может начать сходить с ума. Влюбленные люди не обращают внимания на происходящее вокруг, если находятся под влиянием химии любви достаточно долгое время. Вы не сможете ни полноценно работать, ни сосредоточиться на домашних делах. Яркие страстные чувства должны смениться чувством глубокой привязанности и уверенности в отношениях с партнером. Для того чтобы снова почувствовать всю яркость ощущений, которые происходят во время выработки допамина, не обязательно бежать к новой девушке или парню. Достаточно устраивать со своим партнером редкие, но прекрасные романтические минуты. Например, внезапно позвать любимую в ресторан. Или же устроить какой-нибудь романтический вечер.Химия и психология связь Новизна ощущений (может быть, не таких новых, а уже немного подзабытых) провоцирует выработку допамина и закрепление ваших отношений.

Отрицательный эффект

Неважно, какие науки лежат в основе этого чувства – физика или химия. Любовь может ощущаться как нечто сильное, мощное, дающее положительный заряд эмоций. Но с той же вероятностью любовь может повлиять на человека негативно. Особенно если особа, на которую направлена вся энергия человека, не отвечает взаимностью. По сути, выработка допамина приводит к тому, что вы желаете быть с человеком рядом, но у него подобного процесса не происходит. Постоянная стимуляция ощущений, вызываемых гормоном, перемешивается с пониманием того, что желаемый партнер не испытывает к вам аналогичных чувств.

Сама Фишер пришла к выводу, что любовь – это своего рода наркотическая зависимость. Только наркотик этот — вполне легальная химия тела – «любовь», и производится самим же организмом. Все, что необходимо для выработки этого наркотика – найти подходящего партнера, который своими действиями сможет вызвать ответную реакцию гормональной системы.

Такова формула любви. Химия дает объяснение, которое еще не совсем принимается в обществе. Сложно поверить, что такое высокое чувство – это всего лишь реакция химических элементов в организме. Но и способность чувствовать любовь не заканчивается на этом.

Ученые пришли к неутешительным выводам, касающимся детей, которые лишены контакта с родителями в первый год жизни

Были проведены исследования, которые показали, что первые месяцы жизни особенно важны для того, чтобы у человека в дальнейшем была способность полноценно общаться, любить, дружить и проявлять способность к остальным социальным связям. За это отвечают нейропептиды – гормоны, которые выступают сигнальными веществами для того, чтобы при контакте с любимым человеком в крови и спинно-мозговой жидкости повышалась концентрация химических элементов, которые заставляют организм испытать радость и удовольствие от общения. Если же изначально эта система не была налажена, даже понимание умом, насколько человек хорош и сколько замечательных вещей он для вас сделал, не будет восприниматься на уровне физиологической реакции. Про эти гормоны уже говорилось ранее, это окситоцин и вазопрессин. Эксперимент был проведён при участии восемнадцати детей, которые, к сожалению, находились в самом раннем возрасте в детдоме, хотя затем попали в благополучные семьи, а также детей, которые были со своими родителями с самого рождения.

Каковы были результаты

По результатам оказалось, что вазопрессин присутствует в значительно меньшей дозе именно у детей из приютов. По окситоцину был проведен следующий эксперимент. Замеры данного вещества перед экспериментом показали, что его уровень примерно одинаковый у обеих групп. В процессе дети должны были играть в компьютерную игру сидя сначала на коленях у матери (родной или приемной), после же у незнакомой женщины. У детей, которые сидели на коленях у родной мамы, уровень окситоцина повышался; при прохождении игры с незнакомой женщиной этого не происходило. А для бывших сирот окситоцин остался в одинаковом количестве как в первом, так и во втором случае. Такие результаты дали ученым возможность говорить о том, что, видимо, способность радоваться тому, что ты общаешься с близким тебе человеком все-таки формируется именно в первые месяцы жизни. И как ни грустно, но дети, лишенные контакта с родителями в первые месяцы существования после рождения, могут иметь проблемы в психическом и социальном отношении. Химия любви заключается не только в том, что организм должен выработать определенную систему рекций, но и в том, что настройка данной системы должна произойти как можно раньше, в самые начальные этапы жизни. Химия и психология связьНикто не сможет научить любить человека так, как это может сделать родная мама.

Вопрос № Современная психология и ее место в системе наук. Задачи психологии.

1. Современная психология и ее место в системе наук.

Задачи психологии.

В силу своей специфики психология занимает особое место в системе современных наук, оказываясь в той или иной мере и тем или иным способом связанной с большинством фундаментальных и прикладных дисциплин, изучающих природу и человека. В настоящий момент существует не как единая наука, а как ряд направлений, отличных по предмету, но условно объединенных объектом, хотя и различно трактуемым. Особенностью П. является и то, что она в различных своих вариантах выступает и как гуманитарная, и как естественнонаучная дисциплина, что предполагает различные ее объяснительные принципы и методы.

Особенно выделим связь психологии с физиологией, в частности, с физиологией высшей нервной деятельности. Мы уже говорили о значении для психологии работ И. П. Павлова, В. М. Бехтерева. Отметим также выдающуюся роль работ А. А. Ухтомского (1875—1942), разрабатывавшего идею доминанты (временно господствующей рефлекторной системы, придающей направленность поведению) и выдвинувшего представление о формировании «функционального органа» (некоего единого физиологического аппарата, объединяющего отдельные функции для реализации определенной активности). Выдающуюся роль в становлении психологии сыграли работы Николая Александровича Бернштейна (1896— 1965), разрабатывавшего принципы физиологии активности — направления, трактовавшего поведение с точки зрения его регуляции со стороны ожидаемого результата, «модели потребного будущего» (что противостояло идеям реактивности). Во многих отношениях с идеями Н. А. Бернштейна перекликаются работы Петра Кузьмича Анохина (1898—1974), в центре которых — представление об «опережающем отражении действительности» и о том, что в основе поведения лежат специфические системные явления — функциональные системы. Идеи Н. А. Бернштейна и П. К. Анохина, имея и самостоятельное психологическое значение, повлияли, в частности, на взгляды А. Н. Леонтьева и А. Р. Лурия.

Непосредственно с физиологией высшей нервной деятельности соотносится такая отрасль психологии, как психофизиология, изучающая психику в единстве с ее материальным субстратом — мозгом. Среди биологических дисциплин прикладного плана выделим медицину, прежде всего невропатологию и психиатрию. Характерно, что многие выдающиеся психологи были и клиницистами (М. В. Бехтерев, В. Н. Мясищев, значительное число психоаналитиков; А. Р. Лурия, уже будучи известным психологом, обучался медицине как студент). На стыке медицины и психологии возникла медицинская психология, разрабатывающая психологические проблемы диагностики, лечения, профилактики, реабилитации больных.

Особо выделим основанную А. Р. Лурия нейропсихологию, существующую на стыке психологии, физиологии и медицины науку, изучающую мозговые механизмы высших психических функций на основе локальных поражений мозга (по изначальной мысли Л. С. Выготского, сотрудником которого был А. Р. Лурия, психические функции, становясь системными, связаны с соответствующими перестройками в организации мозговых механизмов).

Тесно связана с медициной так называемая специальная психология, изучающая различные варианты патологии психического развития. Таким образом, связь психологии с биологическими науками несомненна.

Казалось бы, сложнее усмотреть связь психологии с физикой; это так в целом — связь менее непосредственная — но тем не менее она существует. Психология, развиваясь во многом вместе с естествознанием, отражала (разумеется, в определенных отношениях и направлениях то мировоззрение, которое определялось основными открытиями — или господствующими принципами — в области физической картины мира: Так, представления об атомарном строении мира привели к «переносу принципа» — представлению об атомарном строении души; физические принципы экспериментирования во многом определили требования объективного подхода к психике; в ряд психологических теорий на правах основных вошли такие понятия, как «энергия», «поле». Это — связи вполне явные; есть и более опосредованные, например, через физические принципы объяснения физиологических явлений.

Связь психологии и химии во многом аналогична, однако в ряде случаев более определенна. Так, существуют области, относительно которых выдвигаются и хи­мические, и физиологические, и психологические теории (например, механизмы памяти); химические процессы рассматриваются при анализе важных для психологии биологических явлений; наконец, существует психофармакология — научно-практическая дисциплина, изучающая закономерности воздействия на психику лекарственных препаратов.

Мы очень кратко очертили связь психологии с естественными науками. Означает ли это, что и психологию следует считать наукой естественной? Во многих отношениях такое представление обосновано, и ряд психологических направлений (вспомните бихевиоризм) ориентирован именно на такое понимание. Однако не менее сильна связь психологии с науками гуманитарными. Преимущественно это соотносится с теми отраслями психологического знания, которые связаны с человеческой личностью.

С историей психологию сближает интерес к особенностям душевного облика человека в различные исторические эпохи и в различных культурах (особенности личности, мировосприятия, мышления, формирования эталонов поведения, взаимоотношений, особенности складывающихся групп и т. д.) — они выступают предметом исторической психологии.

С социологией — наукой о социальных системах и процессах — психология связана через изучение закономерностей взаимодействия личности и ее социального окружения, внутригрупповых и межгрупповых отношений. Одна из ведущих отраслей психологии — социальная психология, изучающая психологические особенности человека, обусловленные его существованием в группе, и характеристики самих групп.

Этнопсихология изучает особенности психики людей различных народов и культур, разрабатывая проблемы национального характера, самосознания, национальных особенностей мировосприятия, взаимоотношений, формирования сообществ и др.

Политическая психология изучает особенности человека и групп, обусловленную их включенностью в политическую жизнь (политическое самосознание, ценности, особенности поведения и деятельности и др.) — как на уровне индивида, так и на уровне малых и больших групп различного плана.

Названные междисциплинарные области психологии тесно связаны между собой, и многие проблемы являются для них общими (например, особенности взаимо­отношений внутри политических групп, образованных на национальной основе).

Проблемами связи личности и социума, культурных, национальных психологических особенностей человека, его взаимодействий с ближайшим окружением и с более широкими социальными структурами, отношений между группами занимались многие выдающиеся психологи — либо непосредственно, либо включая их в иную пробле­матику. Не случайно при обсуждении связи психологии с гуманитарными дисциплинами мы не называли имен — так или иначе с названными вопросами связывали свои размышления практически все крупнейшие отечественные и зарубежные авторы, выходящие в исследованиях за рамки ориентации на индивидуальные процессы как таковые (последнее — в условной и не вполне корректной изоляции человека от окружения и культуры).

Такие традиционно выделяемые гуманитарные дисциплины, как языковедение и искусствоведение, также связаны с психологией самым непосредственным образом. С первым психологию сближает проблема формирования речи на основе усвоения языковых структур, анализ языка в связи с мышлением, интерес к содержательным и экспрессивным сторонам языкового общения, особенностям порождения высказывания, восприятия речи в зависимости от языковых структур, наконец, роль языка в контексте анализа культуры — и многое другое. На стыке психологии и языкознания возникла психолингвистика.

Искусствоведение и психология находят область соприкосновения в подходах к проблемам художественного творчества и личности художника, восприятия художе­ственных произведений, особенностей структуры самих произведений (психология искусства).

Кроме названных, на стыке психологии и других гуманитарных дисциплин существуют психология религии, юридическая психология и др.

Обратите внимание: если в отношении фундаментальных естественных наук психология в основном заимствует у них некоторые объяснительные принципы, то в отношении гуманитарных дело обстоит иначе: психология не только «берет», но и предлагает этим наукам свои способы понимания явлений; более того, существуют «психологические школы» в рамках истории, социологии, языковедения.

До сих пор мы не коснулись связи психологии и философии, хотя связь эта чрезвычайно важна. Философия обычно определяется как наука о наиболее общих законах природы, общества и мышления, но за этим часто следуют оговорки в том смысле, что философия — некая метанаука, «сверхнаука».

Психология, как вы помните, долгое время развивалась в рамках философии, и выделение ее в самостоятельную науку не могло означать полной автономии. Проблемы душевной жизни человека не могут разрабатываться вне представлений об отношениях материального и идеального, духовного и телесного, биологического и социального, субъективного и объективного, а это проблемы философского плана, как и многие другие из тех, что мы рассматривали при обсуждении становления предмета психологии. Правда, психологи не всегда формулируют свои позиции по этим проблемам, однако — независимо от желания того или иного исследователя — их взгляды, хотя бы скрыто, несут более общие, чем это изложено в работах, представления о мире и человеке. Во многих случаях, впрочем, психологи непосредственно основываются на тех или иных философских системах, а иногда предлагают собственные. Так, советские психологи основывались на философии марксизма; влияние марксизма признавали А. Адлер, В. Райх, Э. Фромм; У. Джеймс выступал открытым противником материализма; гуманистическая психология основывается на принципах экзистенциализма и т. д. Для психологии определенные философские концепции выступают как методологическая основа, т. е. система принципиальных общих теоретических положений; определяющих подход к проблемам и способ их анализа. Кроме того, в ряде случаев психологические теории перерастали в философские направления (или претендовали на это) либо оказывали влияние на возникновение и развитие философских теорий. Так, философы часто рассматривают психоанализ как философское течение; психологические взгляды У. Джеймса отразились в основанном им философском направлении («прагматизм»; или «психологический прагматизм»); работы С. Л. Рубинштейна («Бытие и сознание», «Человек и мир» и др.) являются философскими не в меньшей мере, чем психологическими. Примеры можно продолжать.

ВЫВОДЫ

I. Психология связана и исторически и актуально со всеми основными областями знаний. Ж. Пиаже и Б.М. Кедров ставили психологию в центр системы наук.

2.Психология не является единым знанием, подчиненным одной теоретической схеме, в ней представлены направления как естественной, так и гуманитарной ориентации. Психология стоит на стыке наук.

Философские науки

Б.М. Кедров предложил разделять науки по принципу объекта. Он выделял два основных научных объекта: природа (органическая и неорганическая) и человек (человеческое общество и мышление) грань между ними условна. Выделяют естественные науки и гуманитарные науки; последние подразделяются на социальные и философские. Таким образом, выделены три главных раздела научного знания, каждый из которых представляет комплекс наук.

Психология имеет тесные связи со всеми тремя группами наук, поэтому располагается внутри треугольника, так как человеческое мышление (один из существенных разделов психологии) изучается не только психологией, но и философией и логикой. Наиболее тесные связи психология имеет с философией.

Связь психологии с естественными науками. Например: Психология тесно связана с генетикой, которая предоставляет материал о механизмах наследования определенных задатков предрасположенности к различным заболеваниям и т.д. На стыке психологии и генетики возникла психогенетика. Психология тесно связана с высшей нервной деятельностью (ВНД) и для развития психологии большую роль сыграли работы Бернштейна, создавшего теорию физиологии активности, и Петра Анохина создавшего теорию функциональных систем. На стыке этих наук образовалась психофизиология, которая изучает взаимосвязь психики с ее материальным субстратом — мозгом.

Связь психологии с общественными науками. Например: Психология связана с философией, в частности проблема психического разрабатывалась исходя из таких философских вопросов как отношение материального и идеального, субъективного и объективного. Ряд психологических школ базируется на тех или иных философских системах. Например: отечественная психология базировалась на основе Марксизма — «Материя первична — сознание вторично». Гуманистическая психология строилась на принципе экзистенциализма (теория существования). Работы В. Франкла.

Связь психологии с техническими науками. Разработка социо-технических систем (космический корабль), предполагает учет психических и психофизических возможностей человека (авиатренажеры). Математические науки предоставляют психологии статистические методы обработки результатов психодиагностический исследований.

Таким образом психология с одной стороны аккумулирует теоретические и эмпирические (практические) знания других наук и одновременно предоставляет этим наукам необходимые сведения связанные с психологическими особенностями человека.

Ж. Пиаже – швейцарский психолог, рассматривал вопрос о связи психологии с другими науками в аспекте: что психология может получить от других наук? В докладе на XVIII Международном психологическом конгрессе (Москва, 1966 г.), Пиаже поставил вопрос иначе: что может дать психология другим наукам?

Ответ Пиаже: «Психология занимает центральное место не только как продукт других наук, но и как возможный источник объяснения их формирования и развития……С одной стороны психология зависит от всех других наук… Но, с другой стороны, ни одна из этих наук невозможна без логико-математической координации, которая выражает структуру реальности, но овладение которой возможно только через воздействие организма на объекты, и только психология позволяет изучить эту деятельность в ее развитии».

Предметом психологии является человек как субъект деятельности, системные качества его саморегуляции; закономерности становления и функционирования психики человека, его способности отражать мир, познавать его и регулировать свое взаимодействие с ним.

Психология изучает возникновение и развитие психики, сознание человека как высшую форму психики, обусловленность психики человека биологическими и социально-историческими факторами, нейрофизиологические основы психической деятельности, структуру психики человека, закономерности формирования психических образов, психологические особенности поведения человека в социальной среде. Психика – свойство мозга, обладающей возможностью отражать объективную реальность субъективных образов.

Основными задачами психологии являются:

  1. Выявление законов психики

  2. Раскрытие тех связей и соотношений, которые можно было бы классифицировать как закономерные

  3. Установление механизмов психической деятельности

  4. Изучение природы и действия этих механизмов совместно с другими науками.

Задачи психологии по Лурия: 1. В целом в задачи психологии входит изучение психологических фактов и их закономерностей (то есть объяснение фактов, раскрытие законов, которым подчиняются эти явления), а также установление механизмов психической деятельности (то есть установление порядка и взаимодействия в работе конкретных психических и психофизиологических структур, осуществляющих тот или иной психических процесс). 2. Психология ставит своей задачей установить основные законы психической деятельности, проследить пути ее развития, вскрыть лежащие в ее основе механизмы и описать те изменения, которые происходят в этой деятельности.

Взаимосвязи психологии с другими отраслями науки прочны и закономерны.

С одной стороны, философия, социология и другие социальные науки предоставляют психологии возможность методологически правильно подходить к пониманию психики и сознания человека, их происхождения и роли в жизни и деятельности людей.

Исторические науки показывают, как осуществлялось развитие психики и сознания людей на различных этапах становления общества и человеческих отношений.

Физиология и антропология позволяют более точно понять строение и функции НС, их роль и значение в формировании механизмов функционирования психики.

Науки о трудовой деятельности ориентируют психологию в правильном осмыслении проблем проявления психики и сознания в условиях труда и отдыха, их требований к индивидуально- и социально-психологическим качествам людей.

Медицинские науки помогают психологии осмыслить патологию психического развития людей и находить пути для психокоррекции и психотерапии.

Педагогические науки предоставляют психологии информацию об основных направлениях обучения и воспитания людей, позволяющую ей вырабатывать рекомендации по психологическому обеспечению этих процессов.

С другой стороны, психология, изучая условия и специфику протекания психических явлений и процессов, позволяет естественным и общественным наукам более правильно интерпретировать законы отражения объективной действительности, конкретизировать причинную обусловленность социальных и иных явлений и процессов.

Особенности психологии как науки.

1. Психология – наука о самых сложных явлениях, которые известны человечеству.

2. Психология в особом положении потому, что в ней как бы сливаются объект и субъект познания.

3. Особенность психологии заключается в ее уникальных практических следствиях.

4. Психология – одна из наиболее перспективных наук.

Существует три основания выделения отраслей психологии:

1. Классификация по виду деятельности (труда, инженерная, пилота, оператора труда…);

2. Классификация по выделению субъекта деятельности (детская, патопсихология, геронтопсихология);

3. Классификация по научной проблеме (психофизиология, нейрофизиология…).

Давид Иосифович Фельштейн, в статье журнала «Известия Российской академии образования» говорил: важнейшая задача всех областей современной психологии состоит в том, чтобы на новом уровне организовать фундаментальные исследования тех кардинальных проблем, без которых не могут быть решены такие проблемы, как проблемы сознания, мышления, речи, поведения, что требует, в частности, спинального изучения коллективного сознания, обобщенного интеллекта, ставшего результатом того, что, благодаря вхождению в интернет, и учащийся, и учителя могут получать новые знания одновременно.

Глава 11

При развитии отношений, в организме человека происходят химические процессы, которые определяют стадии любви. Давайте рассмотрим эту химию любви на примере гипотетической пары, потенциально идеально совместимых друг для друга парня и девушки.

Итак:
 

Адреналиновая стадия любви

Неважно, где может случиться встреча. Допустим, на улице. Например, парень подходит к остановке транспорта и видит силуэт симпатичной девушки, с хорошей фигурой и т.п. Подходит еще ближе, убеждается в том, что не ошибся. И здесь инстинкт начинает властно его понукать – смотри, возможно, — это девушка твоей мечты.

Дальше запускается целый каскад химических и физиологических процессов.
Сначала в кровь выбрасывается адреналин и норадреналин – гормоны стресса. Они необходимы для того, чтобы подготовить организм к различным вероятностным моментам. Таким как «а возможно у девушки есть парень, а возможно еще что-то, а возможно придется защищаться, или убегать». Для этого необходимо мобилизовать ресурсы тела – «мясные» ресурсы.

Для этого и выбрасывается адреналин и норадреналин. Адреналин для того, чтобы, если что — проявить свою агрессию и не чувствовать боли. А норадреналин — чтобы спасти себя, просто-напросто, если что, в процессе убегания, защиты или чего-то еще.

У парня подскакивает сердцебиение, начинает сбиваться дыхание, насыщая тем самым кровь кислородом для того, чтобы он смог проявить какую-то активность. Совершенно непроизвольно начинают дрожать ноги, руки, возникает потливость и иные различные физиологические реакции. Но что самое интересное – голова самопроизвольно поворачивается в сторону этой девушки и фиксируется на ней.

Та же самая химия любви, с какими-то поправками, происходит и в организме женщины. Потому что женщина тоже чувствует парня. Она видит и ощущает его физиологические реакции. Но что самое главное – она испытывает похожий каскад химических реакций у себя.

Допустим, они преодолели страх, смущение и т.п. и начали сближаться, и даже начали разговаривать. Здесь, соответственно, просматриваются, просчитываются телом физиологические параметры. Такие как тембр голоса, осанка, вплоть до банальных моментов, таких как, блестят ли глаза и т.п. Причем сознание здесь не работает, а работают инстинкты, лимбическая система. Кора мозга практически не функционирует в эти моменты.

Дальше, если первичное опознавание прошло успешно, включается работа уже ольфакторных систем. Здесь в первую очередь идет запаховое опознавание на предмет совместимости иммунных систем.

Почему это необходимо сделать организму? — Потому что от того, совместимы ли иммунные системы, будет дан ответ на самый главный принципиальный вопрос, для чего собственно инстинкт, посредством химии, и начал семафорить. Т.е может ли быть потомство от этой пары в принципе. Потому что если иммунные системы не совместимы, дети могут просто не родиться. Поэтому в течении 10-15 секунд происходит считка иммунного статуса.

Далее начинается более интересная кухня. Допустим, иммунный статус проверен, и ответ дан положительный – да, вы друг другу подходите, и у вас могут родиться дети. Причем о жизнеспособности потомства речь пока не идет. То есть о том, каким оно будет в перспективе – успешным ли, состоятельным, активным – об этом речи пока нет. Речь идет только о том, появится ли оно вообще.

ОК. Потомство появится. Далее начинается вторая часть этой стадии. Необходимо узнать, каким будет это потомство. Наступает очередь распознавания эндокринных систем – гормональных статусов. Потому что от совокупности гормональных статусов родителей будет зависеть гормональный статус возможного ребенка.

А вот как раз гормональный статус будущего ребенка определяет его возможную успешность в жизни. Его темперамент, устойчивость к стрессам, интеллектуальное и физическое развитие, успех у противоположного пола. То есть, сможет ли он оставить потомство в свою очередь. И еще много всего. И просчитывается все это буквально за первые несколько десятков секунд — нескольких минут общения.

То, что происходит дальше – это всего лишь дорихтовка некоторых фенотипических и поведенческих моментов. Таких, как статус в обществе, того, как человек контактирует с другими людьми и прочее. Это уже отслеживается сознанием. И уже имеет отношение к тому, какие поведенческие навыки, знания и эмоциональные паттерны реагирования смогут передать будущие мать и отец своему потомству.

Иными словами наступает стадия опознавания передачи адаптационных механизмов. То есть насколько родители успешно могут адаптировать ребенка для жизни.
На этой стадии наступает момент, объясняющий, почему женщины стремятся выбирать успешных, волевых мужчин и прочее, и прочее. То есть идет вся эта логическая объяснялка. Т.е. она скажет, что выбрала его потому-то и потому-то. Но на самом деле она выбрала его намного раньше, просто потому, что сошлись иммунные и эндокринные системы.

Так вот, после того как все закрутилось, инстинкт дает отмашку на включения страсти (влюбленности). Если девочка видит, что парень классный, и парень видит, что девочка классная, и они фантастически подходят друг другу — включается страсть.

Это то, что называется любовь с первого взгляда. Хотя на самом деле это не любовь, а страсть. И перейдет ли эта страсть в последующем в любовь – там еще куча, десятки и сотни миллионов факторов. Но возникнет ли страсть — зависит как раз от этого.

И далее, когда опознавание произошло, инстинкты начинают включать последовательно три стадии химических процессов. Точнее сказать, их даже четыре. Потому что та стадия, о которой мы говорили — адреналиновая – это нулевая, предварительная стадия, когда просто идет взрывной эффект.
 

Химия любви — дофаминовая стадия

Допустим секс великолепен, восхитителен. Они полностью удовлетворены. Тогда включается дофаминовая стадия отношений. Она нужна для того, чтобы они совокупились не один раз, а много. Потому что для инстинкта данная конкретная пара необычайно продуктивна и результативна. Поэтому природе необходимо, чтобы они не просто занялись сексом, а занялись сексом с результатом, которым является рождение детей.

Что делает дофамин? Он придает партнеру определенный эмоциональный окрас. То есть он колерует партнера важнейшими факторами – уникальностью и единственностью. Это значит, что инстинкт властно, доминантно говорит конкретному человеку, что если ты не с ним, то больше ты такого не найдешь.

То есть логикой все мы, а не только этот человек, прекрасно понимаем, что найдет и еще как найдет. Но не инстинкт. Инстинкт властно и четко говорит, что нужно быть именно с этим партнером. И что если ты его сейчас потеряешь, то другого либо не найдешь вообще, либо будешь искать очень долгий срок, за который может иссякнуть половая функция.

На этой стадии любви включается дофаминовое опъянение, аналогичное состоянию «под кокаином». Потому что кокаин является блокатором обратного захвата дофамина. Штырит на дофаминовой стадии не по-детски. Поэтому влюбленные шпилятся как кролики, по нескольку раз на дню и в разных местах. Для чего они это делают? Не для того, чтобы себя побаловать, а чтобы женщина с гарантией забеременела.
 

Химия любви — эндорфиновая стадия

Долго в этом состоянии организм существовать не может. Если женщина забеременела, то все отлично. Если нет, то инстинкт думает как? – Ок. Сейчас мне не удалось сделать так, чтобы вы зачали. Но я включу вам следующую – эндорфиновую стадию, для того, чтобы вас плотно привязать. Потому что, напомним, что изначально мы рассматриваем идеально совместимых партнеров.

Так вот, на эндорфиновой стадии градус эмоционального накала понижается. И она аналогична состоянию, которое дает морфин. Эндорфины — это, по сути, эндогенные морфины, — гормоноподобные вещества, воздействующие на опиоидные рецепторы.

Для чего? — Если эта пара вместе и до тех пор, пока они вместе – им хорошо. То есть это покой, расслабленность, нега. Им хорошо вдвоем. То есть, эндогенными морфинами включается как раз эта вот любовь, что «без денег сделает тебя богатой, о которой в книжках ты читал когда-то».
 

Бензодиазепиновая стадия любви

Но и это не все. Независимо от того, зачали они, или не зачали, одного ребенка они родили или несколько, или вообще ни одного ребенка не успели родить – природа не сдается. И даже если они не зачали, а уж тем более, если зачали и родился ребенок, природа думает как? — Отлично мы будем держать эту пару вместе весь остаток их жизни.

Но постоянно вбрасывать в кровь эндогенные морфины нельзя. Это истощает организм. И постоянно существовать под кайфом не совсем хорошо. Почему? — Потому что адекватность теряется.

Поэтому природа заменяет эндорфиновый механизм на эндогенный бензодиазепиновый. Эндодиазепины – это сокращенное название веществ эндогенных бензодиазепиновых аналогов анксиолитиков. То есть веществ, снижающих уровень тревожности и уровень страха. И они являются антагонистами природных анксиогенов.

Что происходит на этой стадии любви? Она самая долгая, но и самая прочная. То есть с нее уже слезть практически невозможно.

Точно так же, как любой наркоман, который пробовал многие вещества, скажет, что с кокаина спрыгнуть достаточно легко, с героина спрыгнуть уже гораздо сложнее, а вот бензодиазепиновых наркоманов в ремиссии не бывает. Потому что с бензодиазепинов не спрыгивают. А если спрыгивают, то только в морг.

Здесь происходит инверсия механизма предыдущей стадии. То есть ощущение того, что «пока вы вместе вам хорошо, а если вы врозь – вам «никак»», организм заменяет на «если вы вместе – вам никак», а вот «если вы врозь, то вам очень-очень-очень хреново». Резко возрастает тревожность и уровень компульсивности. Человека начинает в буквальном смысле колбасить.

И как раз этот механизм держит людей достаточно крепко, стягивает их в устойчивые пары на всю оставшуюся жизнь, или по крайней мере на достаточно длительный срок. Вот тут заканчивается собственно любовь и начинается привычка. «Привычка свыше нам дана, замена счастью она».

Почему любовь рано или поздно проходит? — Именно поэтому. Потому что организм в определенный момент перекидывает это переключатель с эндорфиновой стадии на бензодиазепиновую. Это природа, это биологические механизмы. Так работает химия в отношениях.

data-yashareQuickServices=»vkontakte,facebook,odnoklassniki»

                                                          

Связь психологии и химии во многом аналогична, однако в ряде случаев более определенна. Так, существуют области, относительно которых выдвигаются и химические, и физиологические, и психологические теории (например, механизмы памяти); химические процессы рассматриваются при анализе важных для психологии биологических явлений; наконец существует психофармакология – научно-практическая дисциплина, изучающая закономерности воздействия на психику лекарственных препаратов.

Я очень кратко очертила связь психологии с естественными науками. Означает ли это, что и психологию следует считать наукой естественной?

Во многих отношениях такое представление обосновано, и ряд психологических направлений (бихевиоризм) ориентирован именно на такое понимание.

Бихевиоризм существует до настоящего времени; многие исследователи и практики, в том числе в педагогике, психотерапии ориентированы на него, хотя среди наиболее популярных зарубежных теорий он, сравнительно с психоанализом и гуманистической психологией, находится на вторых ролях. Вместе с тем его несомненной заслугой признается то, что он показал возможность объективного подхода к психическим явлениям, а также разработка методологии и техники экспериментального исследования.

Ссылки в тексте:

Скиннер Б.Ф. Поведение культур, 1961(Американская академия искусства и наук);

Скиннер Б.Ф. и Роджерс К.Р. Вопросы о контроле поведения человека, 1956;

Доллард Д. и др. Фрустрация и агрессия, 1939;

Миллер Н.Е. Фрустрационно-агрессивные гипотезы (физиологическое обозрение), 1939;

Басс А.Х. Психология агрессии, 1961;

Скиннер Б.Ф. Бихевиоризм 50-х, 1963.

Литература:

1. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности: Перевод /Авт. вст. ст. П.С. Гуревич. – М.: Республика, 1994.

2. Гриншпун И.Б. Введение в психологию. – М.: Международная педагогическая академия, 1994.

3. Рорти Р. Философия и зеркало природы. – Новосибирск: изд-во Новосибирского университета,1997.

4. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания. Учебник под редакцией академика РАН М.Ф. Жукова.– Новосибирск: ООО «Издательство ЮКЭЛ», 1997.

5. Американская социологическая мысль: Тексты/ под редакцией В.И. Добренькова. – М.: Изд-во МГУ,1994.

Правда, в отличие от многих бихевиористов, Скиннер даже допускает, что»факты индивидуальной жизни» нельзя совсем «вынести за скобки научного анализа»; он добавляет также, что «проникновение в мир индивида если не полностью исключено, то во всяком случае сильно затруднено» .

Оставить комментарий