Главный психологический смысл личностного роста это

Вся самая актуальная информация в статье на тему: "Главный психологический смысл личностного роста это". Мы собрали полное описание всех ваших проблем.

Оглавление [Показать]

Личностный рост и развитие

В современной тренинговой практике понятие «личностный рост» связано в первую очередь с тренингами личностного роста и имеет свои особенности.

Многие психологи под личностным ростом понимают чередование этапов развития человека от его рождения до старости, правильное прохождение этапа детства, отрочества, юности, зрелости и старости. Все эти теории и взгляды имеют полное право на существование, важно только то, что применительно к тренинговой практике такое видение личностного роста мало адекватно. Более интересен в прикладном плане взгляд, согласно которому личностный рост — это качественные изменения личностного потенциала, успешно решающие жизненные задачи и открывающие богатую жизненную перспективу.

Личностный рост в широком смысле — чередование этапов развития человека от его рождения до старости, правильное прохождение этапа детства, отрочества, юности, молодости, зрелости, подготовка к старости.

Личностный рост в узком понимании может начаться только с того момента, когда у человека появляется личность как источник самостоятельного развития и выбора жизненного пути. Сказать, что эти вопросы волнуют всех – едва ли верно. Кого-то больше волнует выбор успешного или легкого жизненного пути, а не выбор пути своего, кому-то важно «брать от жизни все», а не развиваться. Однако множество людей хотят прожить жизнь свою, которую выбрали сами, и прожить ее ярко и сильно. Их волнует их личностный рост.

Личностный рост — период жизненного пути личности, охватывающий чаще всего юность, молодость и зрелость, когда происходят качественные изменения личностного потенциала, способствующие более успешному решению жизненных задач и открывающие большее богатство жизненных перспектив. В.Леви, в частности, писал об этом так:

Что такое личностный рост? Если у человека становится больше: — интересов, а с тем и стимулов жить — смыслового наполнения жизни, — возможности анализировать — отличать одно от другого, — возможности синтезировать — видеть связи событий и явлений, — понимания людей (себя в том числе), а с тем и возможности прощать, — внутренней свободы и независимости, — ответственности, взятой на себя добровольно, — любви к миру и людям (к себе в том числе), то это и значит, что человек растет личностно. Синонимы: душевно, духовно. (В.Леви из книги «Куда жить. Человек в цепях свободы.»)

Если есть задача личностного роста, то есть и специалисты, которые в этом могут помочь и поспособствовать. Психологи ведут и индивидуальные консультации, и психологические группы, выполняющие, в том числе, задачи личностного роста, а на самом деле решающие одновременно и много других, полезных и специальных задач.

Понятие «Личностный рост» имеет отношение только к здоровой личности. Позитивные изменения в нездоровой личности — в строгом смысле это выздоровление, а не личностный рост. Это психотерапевтическая работа, а не тренинги личностного роста.

Мы уже упоминали о том, что в настоящее время психотерапия уже не отождествляется с лечением непосредственно больных, и мы рассматриваем  психотерапию как терапию, направленную на разрешение внутренних проблем человека, на индивидуальное развитие, изменение сознания и поведения человека, на повышение качества его жизни и личностный рост, а иногда и на изменение физического состояния. И в этом смысле любое направление психотерапии может способствовать личностному росту в том числе.

Субъективные ярлычки работы в психотерапевтическом формате: «душевная боль», «ощущение несостоятельности», «расстроенность», «обида», «слабость», «проблема», «нужна помощь», «избавиться».

Субъективные ярлычки работы в формате личностного роста: «поставить цель», «решить задачу», «найти лучший способ», «проконтролировать результат», «развить», «поставить навык», «выработать умение», «желание, интерес».

При личностном росте происходят изменения как во внутреннем мире человека, так и в его взаимоотношениях с внешним миром. Суть этих изменений состоит в том, что человек постепенно освобождается от искажающего влияния психологических защит, становится способным доверять воспринимаемой информации, а не «фильтровать» ее с целью защиты своего «Я-образа» и может «жить настоящим».

При этом он становится более открытым для новой внешней информации и, одновременно, лучше понимает себя, свои чувства и переживания. Он может здраво оценить свои возможности и взять на себя ответственность именно за то, что от него реально зависит, а также планировать свою жизнь именно как свою, а не в соответствии с чужими, навязанными извне стереотипами.

Более полное восприятие реальности, жизнь «с открытыми глазами», позволяют такому человеку лучше понимать других, принимать их такими, какие они есть, освобождаться от иллюзий и предрассудков. Человек, личность которого растет, стремится не просто к общению, а к взаимодействию, в контактах с другими он становится все более открытым и естественным, но при этом — более реалистичным, гибким, способным компетентно разрешать межличностные противоречия.

Главный психологический смысл личностного роста – освобождение, обретение себя и своего жизненного пути, самоактуализация и развитие всех основных личностных атрибутов. А взаимодействие личности с собственным внутренним миром в целом не менее (а во многих отношениях – более) значимо, нежели с миром внешним. Принципиально важным для человека является также признание и уважение его внутреннего мира другими людьми.

То есть полноценный личностный рост возможен только в том случае, если интраперсональность не будет подавляться интерперсональностью и если между личностью, внутренним миром и внешним миром  не будет борьбы или пренебрежительного игнорирования, а будет конструктивное сотрудничество, диалог.

Личностный рост — это сложный многоаспектный процесс, следующий своей внутренней логике и имеющий всегда индивидуально-своеобразную траекторию. Есть основания говорить лишь о самом общем «основном законе личностного роста», который, опираясь на известную формулу К.Роджерса «если – то» (Rogers С., 1959), можно сформулировать так: если есть необходимые условия, то в человеке актуализируется процесс саморазвития, естественным следствием которого будут изменения в направлении его личностной зрелости.

Иными словами, именно эти изменения – их содержание, направленность, динамика – свидетельствуют о процессе личностного роста и могут выступать в качестве критериев личностного роста. При полноценном личностном росте эти изменения затрагивают взаимоотношения личности как с внутренним миром (интраперсональность), так и с внешним миром (интерперсональность). Соответственно и критерии личностного роста складываются из интраперсональных и интерперсональных.

Важнейшими из критериев являются следующие:

наверх

ИНТРАперсональные критерии личностного роста

Принятие себя

Это означает признание себя и безусловную любовь к себе такому, каков я есть, отношение к себе как «личности, достойной уважения, способной к самостоятельному выбору», веру в себя и свои возможности, доверие собственной природе, организму. Последнее следует подчеркнуть особо, так как в данном случае доверие к себе не означает лишь веру в возможности сознательного «Я» (тем более – лишь в силу своего интеллекта), но также понимание того, что «цельный организм может быть – и часто является – мудрее, чем его сознание».

Открытость внутреннему опыту переживаний

«Опыт переживаний» – одно из центральных понятий в гуманистической психологии, используемое для обозначения сложного непрерывного процесса («потока») субъективного переживания событий внутреннего мира (включающих и отражение событий мира внешнего). Чем более сильная и зрелая личность – тем более она свободна от искажающего влияния защит и способна прислушаться к этой внутренней реальности, отнестись к ней как  достойной доверия и «жить настоящим».

Понимание себя

Как можно более точное, полное и глубокое представление о себе и своем актуальном состоянии (включая реальные свои переживания, желания, мысли и т.д.); способность увидеть и услышать себя подлинного, сквозь наслоения масок, ролей и защит; адекватная и гибкая «Я»-концепция, чувствительная к актуальным изменениям и ассимилирующая новый опыт, сближение «Я»-реального и «Я»-идеального – вот основные тенденции личностного роста по этому критерию.

Ответственная свобода

Во взаимоотношениях с самим собой это означает, прежде всего, ответственность за осуществление своей жизни именно как своей, осознание и принятие своей свободы и субъектное (своего, как говорил М.М.Бахтин, «не-алиби-в-бытии»). Это также означает «внутренний локус оценивания» – ответственность за выбор ценностей и вынесение оценок, независимость от давления внешних оценок. И, наконец, это ответственность за актуализацию своей индивидуальности и самобытности, за то, чтобы остаться верным себе.

Целостность

Важнейшее направление личностного роста – усиление и расширение интегрированности и взаимосвязанности всех аспектов жизни человека, а особенно – целостности внутреннего мира и самой личности. Точнее было бы говорить о сохранении и защите целостности, которой человек обладает изначально. Как подчеркивал К. Роджерс, с самого начала «младенец… является интегрированным и целостным организмом, постепенно индивидуализирующимся».

Проблема в том, чтобы эти нарастающие индивидуализированность и дифференцированность не вели к утрате внутреннего единства человека, к потере конгруэнтности, к разрывам или диспропорциям, например, между интеллектом и чувствами, «Я»-реальным и «Я»-идеальным и вообще между личностью и организмом. Целостность и конгруэнтность являются непременным условием эффективной регуляции жизни человека.

Динамичность

Внутриличностное единство и согласованность не означают косности и завершенности. Наоборот, личность существует в постоянном, непрерывном процессе изменений. В этом смысле зрелая личность – это непременно становящаяся личность, т.е. рост личности есть способ ее существования. Поэтому важнейший критерий личностного роста – динамичность, гибкость, открытость изменениям и способность, сохраняя свою идентичность, развиваться через разрешение актуальных противоречий и проблем и постоянно «быть в процессе» – «скорее быть процессом зарождающихся возможностей, чем превратиться в какую-то застывшую цель».

наверх

ИНТЕРперсональные критерии личностного роста

Принятие других

В интерперсональном направлении личностный рост проявляется, прежде всего, в динамике отношения к другим людям Личность тем более зрелая, чем в большей мере она способна к принятию других людей такими, какие они есть, к уважению их своеобразия и права быть собой, к признанию их безусловной ценностью и доверию им. А это, в свою очередь, связано с «основополагающим доверием к человеческой природе» и чувством глубинной сущностной общности между людьми.

Понимание других

Зрелая личность отличается свободой от предрассудков и стереотипов, способностью к адекватному, полному и дифференцированному восприятию окружающей действительности вообще и в особенности – других людей. Важнейший критерий личностного роста – готовность вступать в межличностный контакт на основе глубокого и тонкого понимания и сопереживания, эмпатии.

Социализированность

Личностный рост ведет ко все более эффективному проявлению фундаментального стремления человека – к конструктивным социальным взаимоотношениям. Человек в контактах с другими становится все более открытым и естественным, но при этом – более реалистичным, гибким, способным компетентно разрешать межличностные противоречия и «жить с другими в максимально возможной гармонии».

Творческая адаптивность

Важнейшее качество зрелой личности – готовность смело и открыто встречать жизненные проблемы и справляться с ними, не упрощая, а проявляя «творческую адаптацию к новизне конкретного момента» (Ibid.) и «умение выразить и использовать все потенциальные внутренние возможности» (Роджерс К., 1994,1 с. 81).

Естественно, изменения в каждом из этих направлений личностного роста происходят (если происходят) в соответствии со своими специфическими закономерностями. В то же время это процесс целостный, взаимосвязанный и рост в одном «личностном измерении» способствует продвижению в других. Поэтому важнее всего сам факт движения в этих на правлениях, включение в процесс открытия и обретения себя, что дает возможность человеку становиться все более свободным и ответственным, аутентичным и неповторимым, дружелюбным и открытым, сильным и творческим и, в конечном итоге, – более зрелым и способным воспринимать мир (внешний и внутренний) не как угрозу, а как вызов жизни и одновременно – призыв к жизни…

Личностный рост, или самоактуализация (по К.Гольдштейну) — исключительно емкое понятие, в общем смысле вбирающее в себя и стремление человека к выявлению и развитию возможностей собственной личности, и сам процесс его «работы над собой» для достижения этих целей, а в конечном счете — еще и результат его движения по пути самосовершенствования («пробуждение», по Г.И.Гурджиеву).

Личностный рост — это и самопознание, поиск человеком своего настоящего «Я», движение к достижению  подлинности, аутентичности, расширению множества личностных смыслов и обретению «самости» (индивидуация, по К.Г.Юнгу). И это же еще и психологическое взросление, стремление к повышению так называемого адаптационного потенциала личности, к самоутверждению, самодостаточности и независимости как от чужого мнения, так и в определенной степени от давления жизненных обстоятельств.

Личностный рост жизненно необходим для каждого человека, вне зависимости от того, отдает он себе в этом отчет или нет. Необходим для того, чтобы удовлетворить глубинную потребность в самоактуализации, занимающую, по А.Маслоу, наиболее высокое место в иерархии потребностей. Необходим для достижения гармонии в отношениях с самим собой и с окружающим миром. По большому счету, необходим для поиска своего места в жизни, осознавания индивидуального жизненного смысла и предназначения, без понимания которых невозможно обретение счастья и полноты жизни.

Понятия личностного роста и самоактуализации подразумевают, что идущий по пути самосовершенствования должен стать в чем-то другим человеком, свободным от прежних проблем. Сохраняя преемственность с предшествовавшим жизненным опытом, он должен в то же время превратиться в новую личность, или говоря образно, обрести «второе рождение» (П.Д.Успенский).

Причем на этот раз ему приходится самому стать себе родителем — в духовном плане, конечно (вспомним выражение self-made man). (Впрочем, в античных мистериях и других древних инициатических психотехнических традициях метафора «дваждырожденности» понималась буквально, и человек должен был пройти и через символическую «смерть», и через «воскресение»).

Еще одна точка зрения на личностный рост — это в первую очередь обеспечение человеку доступа к необходимым для его успешной деятельности психологическим ресурсам (Л.С.Белогородский). Нельзя не согласиться с утверждением М. Н. Гордеева и Е. Г. Гордеевой (2002) о том, что «все необходимые ресурсы имеются у человека в любой момент времени. Однако нужны определенные способы, чтобы их пробудить.» Необходимо внести только одно дополнение: когда мы говорим о технологиях личностного роста, не должно создаваться впечатления, что искомые ресурсы личности представляют собой нечто, отдельное от нашего сознательного «Я», живущее самостоятельной жизнью.

Нужно уйти от «лечебной» парадигмы, от представлений о том, что эти ресурсы спят беспробудным сном, а после чудесного пробуждения по мановению волшебной палочки (которая, конечно, находится в руках психотерапевта), они начинают действовать самостоятельно и тем самым автоматически решают все жизненные проблемы пациента.

Необходимые ресурсы не только есть (на подсознательном уровне), но и всегда готовы к употреблению — просто нужно научить человека осознанно ими пользоваться.

наверх

Базовые круги ценностей и личностный рост

Уже упоминалось о том, что ценностные ориентации определяют потребность и направления развития и роста личности. У каждого из нас свои жизненные ценности, но практика показывает, что основные из них вполне укладываются в три Базовых круга ценностей: Личная жизнь, Дело и Работа, Рост и Развитие, а ценности, которые вы раскладывали, расположены в этих кругах так.

Предлагается следующий тест: перед вами девять ценностей, разложите их в приведенную таблицу.

Главная цель жизни

Для этого:

Важная цель жизни

Для этого:

Также хочется

Сейчас

Ценности:

  1. Дом, комфорт, деньги

  2. Карьера, власть, статус

  3. Мое дело, мои проекты

  4. Любовь, азарт, развлечения и отдых

  5. Духовный рост, познание, реализация предназначения

  6. Образование, повышение профессиональной квалификации

  7. Семья, взаимопонимание, дети

  8. Красота, здоровье, гармоничное развитие

  9. Личностный рост, социальные и психологические навыки

Определенно, что к кругу ценностей «Личная жизнь» точно относятся «Семья, взаимопонимание, дети», «Дом, комфорт, деньги» и «Любовь, азарт, развлечение и отдых», в кругу «Дело и Работа» — «Карьера, власть, статус» и «Мое дело, мои проекты», кругу «Рост и развитие» уверенно принадлежат «Личностный рост, социальные и психологические навыки» и «Духовный рост, познание, реализация предназначения».

«Красота, здоровье, гармоничное развитие» — лежит на пересечении «Личной жизни» и «Роста и развития», также как «Образование, повышение профессиональной квалификации» на пересечении «Рост и развитие» с «Делом и Работой», а «Дом, комфорт, деньги» находится на пересечении «Личная жизнь» и «Рост и Развитие».

Эти данные — достоверны статистически, но как обстоит дело лично для каждого – стоит определять самостоятельно. Итак, из какого круга та ценность, которую вы поместили в ячейку «Главная цель жизни»? Из какого круга — «Важная цель жизни»? Если обе они принадлежат кругу «Личная жизнь», то на ближайшем этапе жизни настоящее направление — ценности личной жизни, а все остальное только обслуживает это.

Личностный рост — это стабильное изменение личностных особенностей, обеспечивающий продвижение человека к актуальным для него жизненным ценностям.

И если наши ценности принадлежат кругу «Личная жизнь», то наш личностный рост — это все те изменения в структуре нашей личности, которые приближают нас к любви и пониманию, близости и гармонии с близкими нам людьми. При этом совершенно не очевидно, что эти же изменения нашей личности, взглядов и нашего характера будут способствовать нашему успеху в делах и бизнесу: нет, личностный рост в бизнесе другой, также как есть своя специфика в личностном росте тех, кто идет по пути личностной самоактуализации.

Личностный рост не есть одна дорога, по которой одинаковым образом пройдет каждый. У каждого — свой путь. Другое дело, что типовые пути хорошо прочерчены, колеи давно набиты, и основные характеристики типовых направлений личностного роста описать несложно — через те ориентиры, которые фиксируются в описании личностных черт, навыков и убеждений личности. Свои ориентиры есть на пути самоактуализации, другие ориентиры у тех, кто двигается в направлении межличностной гармонии, и существенно другие у тех, кому важнее всего деловая успешность.

Личностный рост в направлении самоактуализации

К чему стремится человек, ищущий личностной самоактуализации? На этот вопрос А.Маслоу, автор концепции самоактуализации, отвечал следующим образом:

«Мы можем определить самоактуализацию как эпизод, или «прорыв», в котором все силы личности чрезвычайно эффективно сливаются воедино, доставляя интенсивное удовольствие, когда человек обретает единство, преодолевая разорванность, больше открыт непосредственным впечатлениям, отличается неповторимостью, экспрессией и спонтанностью, более полно функционирует, обладает большими творческими способностями и большим чувством юмора, способен подняться над эго, более независим от своих низших потребностей, и т.д. Во время этих «прорывов» он становится в большей мере самим собой, лучше реализует свои потенциальные возможности и приближается к самому сердцу своего Бытия, становится более полноценным человеком». (Маслоу, Пиковые переживания).

Для успешно самоактуализирующейся личности характерны следующие черты, навыки и особенности (сформулировано на основе самоактуализационного теста (САТ), авторы Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, М.В. Загика и М.В. Кроз):

  1. Умеет заниматься делом.

  2. Внешнему влиянию не подвержен: советов не ищет, в указаниях не нуждается, предпочитая все решать по-своему, руководствуясь только собственными целями и ценностями.

  3. Легко меняет свой стиль и тактику, способен быстро и адекватно реагировать на изменяющуюся ситуацию.

  4. Любит читать, учиться и разносторонне повышать свою квалификацию.

  5. Не любит рутины, и, как творческая личность, между привычным, проверенным, и новым, возможно перспективным, как правило, выбирает новое.

  6. Ведет себя в целом позитивно, доброжелательно относится к окружению.

  7. Эмоционально открыт и расположен к установлению близких, доверительных, глубоких отношений с другими сотрудниками.

  8. Не боится вести себя естественно и раскованно, демонстрировать окружающим свои эмоции, не просчитывая заранее их последствия.

  9. Спокойно, с самопринятием относится к тому, что когда-то он, в том числе, и на работе может быть раздражительным, злым и агрессивным.

  10. Для него важны его эмоции, чувства и потребности — он всегда к ним прислушивается, ощущая, что ему подходит, а что нет.

  11. Хорошо видит и высоко ценит свои положительные качества.

  12. Живет сегодняшним днем и моментом, не тяготясь прошлым и не готовя себя к будущему.

  13. Принимает себя без самоедства таким, как есть, вне зависимости от оценки своих достоинств и недостатков, а иногда вопреки последним.

Характерные убеждения самоактуализирующейся личности:

  • «Люди в массе своей скорее добры. Большинству людей можно доверять. Жестокие и эгоистические поступки, которые совершают люди, не являются проявлениями их человеческой природы. Защищая собственные интересы, люди обычно не забывают интересы окружающих».
  • «Хорошо, когда мужчины и женщины сочетают в себе и традиционно мужские, и традиционно женские свойства характера».
  • «Эмоциональное и рациональное в человеке чаще всего не противоречат друг другу».
  • «Зрелый человек совсем не обязательно должен осознавать причины каждого своего поступка».
  • «Неспособных к творчеству — нет. Способность к творчеству – природное свойство человека».
  • «Люди должны быть образованными. К примеру, каждый человек должен иметь представление об основных законах физики».
  • «Создание в жизни нового — важнее, чем приносить людям пользу».
  • «Понять, что я хочу сам — как правило важнее, чем понимать, что от тебя ожидают окружающие».
  • «Любимая работа — как правило, важнее, чем счастливая семейная жизнь».
  • «Выбирая для себя какое-либо занятие, надо делать то, что интересно, а не считаться с тем, насколько это необходимо».
  • «В работе важнее всего удовлетворение от процесса работы, а не полученный результат».
  • «Меня мало волнует проблема самоусовершенствования».

Описывая коротко, это счастливый, свободный, с удовольствием занимающийся своим любимым делом, терпимо и доброжелательно относящийся к людям хорошо образованный одиночка. Мы провели опросы руководителей — руководители утверждают, что человек с такими личностными особенностями более всего востребован в качестве высококвалифицированного специалиста, на других же ролях (рядовой сотрудник, менеджер, руководитель) его деловая успешность под большим вопросом.

Личностный рост в направлении межличностной гармонии

Выбирающий межличностную гармонию как основную жизненную ценность ищет близких и доверительных отношений в паре или, шире, в семье — с супругом (супругой), с родителями и детьми, близкими и друзьями. Для людей, умеющих достигать межличностной гармонии, обычно характерны следующие черты, навыки и особенности:

  1. Активное слушание

  2. Эмпатия, умение вчувствоваться

  3. Командность, привычка все делать вместе

  4. Заботливость, привычка думать о других

  5. Умение договариваться и строить отношения

  6. Умение ссориться: культура конфликта, включающая разумную сдержанность в проявлении эмоций.

  7. Умение любить: освоенность безусловного принятия (материнская модель любви) и заботливой требовательности (отцовская модель)

  8. Позитивное отношение к физической близости

  9. Умение видеть плюсы и ценить имеющееся

  10. Управление привязанностями

  11. Свободное владение и использование межличностных ролей «Родитель» — «Взрослый» — «Дитя».

Из убеждений, характерных для людей, умеющих достигать межличностной гармонии, можно выделить следующие:

  • «Людям можно доверять».
  • «Настоящая любовь существует, счастье возможно».
  • «Я о-кей, ты о-кей, мужчины и женщины равно достойны уважения».
  • «Чтобы найти своего принца, нужно самой стать принцессой».
  • «Нет людей без недостатков, но в любимом важно видеть его лучшие стороны».
  • «Любовь — это тоже работа, требующая умений и дисциплины».
  • «Отношения — не случаются, отношения — строятся».
  • «В любом конфликте есть вклад обоих сторон».
  • «Ссора — не повод для разрыва, а возможность задуматься над тем, чему надо учиться каждому из нас».

Можно видеть, что черты, навыки и убеждения человека с ценностями межличностной гармонии достаточно близки и мало противоречат чертам и убеждениям самоактуализирующейся личности, но включают в себя навыки, которые могут быть совершенно не характерны и не развиты у личности самоактуализатора. С другой стороны, свобода и творчество самоактуализирующейся личности не так важна и не так характерна для человека, ориентирующегося преимущественно на межличностную гармонию.

Личностный рост в направлении деловой успешности

Человек, стремящийся к деловой успешности, стремится к успешному бизнесу: в роли перспективного работника, квалифицированного и востребованного специалиста, эффективного руководителя или удачливого инвестора. Опрашивая опытных специалистов со стажем работы не менее десяти лет на руководящей должности, мы получили следующее описание черт в портрете успешного делового человека:

  1. Ответственность, дисциплинированность и целеустремленность: если руководитель дал поручение такому сотруднику, он может быть уверен, что оно будет выполнено. Если он сам поставил себе цель — он ее достигнет.

  2. Привычка и умение вести учет и планирование времени: естественно анализировать итоги прошедшего дня (недели, месяца) и планировать свое будущую деятельность.

  3. Командность. Сотрудник умеет работать в группе, сочетая требовательность и поддержку окружающих.

  4. Уверенное и лидерское поведение. Сотрудник умеет быть лидером, беря на себя ту групповую роль, которая востребована интересами дела.

  5. Позитивность. Сотрудник слышит разумное в словах окружающих, использует то, что есть, а не охает по нехватке чего-то, опирается на сильные стороны окружающих, обходя их «острые углы», видит в прошлом уроки, а в будущем — перспективы.

  6. Работа на перспективу. Сотрудник за мелочами видит главное, умеет отодвигать в сторону собственные эмоции и амбиции, становиться каким надо. Его действия, эмоции и слова всегда отвечают на вопрос «Зачем?», а не «Почему?».

  7. Подтянутость. Сотрудник бодр, аккуратен, всегда в деловом настрое и никогда с кислым или раздраженным лицом.

  8. Деловитость в общении. Сотрудник контактен и открыт в коллективе, но, владея учетом времени, на работе занят делом и никогда не треплется впустую.

  9. Эмоциональная стабильность. Сотрудник не подвержен неконтролируемым эмоциям, умеет настраивать себя на дело и легко создает вокруг себя нужную для работы атмосферу.

Что касается убеждений, то среди характерных можно отметить следующие:

  • «Лучшая сделка та, в которой учтены интересы обеих сторон».
  • «Сотрудничество и принцип «выиграл-выиграл» — основа цивилизованного бизнеса».
  • «Правота — приз неудачников. Если твоя правда не работает, смени картину мира и добейся нужного результата».
  • «Смысл любой деятельности не в процессе, а в конечном результате».
  • «Опережающее лидерство: формируй события, а не реагируй на то, что создали тебе другие».
  • «Не можешь победить — возглавь!»
  • «Доброе слово и пистолет могут больше, чем просто доброе слово».
  • «Нет невозможных вещей, есть цена вопроса. Считай!»
  • «Из любой неприятности можно извлечь свою прибыль».

Соответственно, личностный рост в направлении деловой успешности состоит в встраивании в себя данного списка навыков и убеждений, при этом на каждом этапе личностного роста стоят свои задачи. Так, например, задачи личностного роста начинающих сотрудников и специалистов отличаются от задач личностного роста опытных, матерых управленцев.

Итак, личностный рост — это реальность вполне определенная и измеряемая, надо только понять, что есть разные направления, разные оси личностного роста. И кто-то, продвинутый как личность на оси бизнеса, оказывается малосостоятельным в межличностных отношениях, так же как и успешно самоактуализирующийся человек может оказаться не вполне готовым, как личность, к требованиям современного бизнеса.

Личностный рост — это стабильное изменение личностных особенностей, обеспечивающий продвижение человека к актуальным для него жизненным ценностям. Различие базовых жизненных ценностей, таких как, например, деловая успешность, личностная самоактуализация или межличностная гармония, дает разное направление личностного роста, свой круг убеждений и свой круг вполне определенных востребованных умений и навыков. Через сравнение усвоенных человеком умений, навыков и привычек можно с достаточной определенностью говорить о величине личностного роста по оси, задаваемой базовой жизненной ценностью.

Я обнаружил, что … понятие самоактуализации
оказалось очень похожим на чернильные пятна Роршаха.
Чаще всего употребление этого понятия больше
говорило мне о человеке, который им пользуется,
чем о самой реальности, стоящей за этим понятием.

В отечественной психологии и педагогике сегодня стали очень распространенными, даже модными слова «самореализация личности», «самоактуализация», «личностный рост» и т. п. Однако, на наш взгляд, полноценного содержательного наполнения эти «новые формулы» пока у нас не получили и либо используются в метафорическом смысле, очень неопределенно, скорее как лозунги, либо служат лишь новым красивым ярлыком, который с легкостью перешивают на старые «одежки» (вместо, например, устаревших «всестороннее развитие личности», «формирование нового человека» и т. п.). В последнем случае с неизбежностью получаются своеобразные «кентавры», так как попытки механического переноса идей зарубежных авторов на нашу психолого-педагогическую теоретическую «почву» заведомо обречены как мини­мум на несоответствие (а чаще именно «почва» решает дело, и ростки нового просто не приживаются). Поэтому важно понять, что идеи само­реализации, личностного роста и многие другие не возникли сами по себе, а являются следствием более глубоких установок, задающих вполне определенныйподход к человеку и его развитию.
В свое время Макс Отто утверждал: «Глубочайшим источником философии человека, источником, который питает и формирует ее, является вера или отсутствие веры в человечество. Если человек питает доверие к людям и верит в то, что с их помощью он способен достичь чего-то значимого, тогда он усвоит такие взгляды на жизнь и на мир, которые будут находиться в гармо­нии с его доверием. Отсутствие доверия породит соответствующие представления» (цит. по: Хорни К., 1993, с. 235). Из этого, в частности, следует, что в любой концепции кроме привычно выделяемых теоретической и практической составляющих всегда имеется (но не всегда осознается и заявляется) еще одна — ценностная составляющая. Именно это аксиоматическое кредо и является реальным фундаментом кон­цептуальных построений.
Если приложить критерий веры-неверия в человека. В свое время Макс Отто утверждал: «Глубочайшим источником философии человека, источником, который питает и формирует ее, является вера или отсутствие веры в человечество (подчеркнуто нами — С. Б., М. к основным психологическим теориям, то они достаточно четко разделятся на две группы (увы — неравные): «доверяющих» человеческой природе (т. е. гуманистически ориентированных) и «недоверяющих». Однако и внутри каждой группы, в свою очередь, можно найти весьма существенные различия, поэтому имеет смысл ввести еще одно подразделение:
а) в группе «недоверяющих» (пессимистов) есть более жесткая позиция, утверждающая, что природа человека негативная — асоциальная и деструктивная, и что сам человек с этим справиться не может; и есть более мягкая, в соответствии с которой у человека природной сущности в общем-то нет и изначально он представляет собой ней­тральный объект формирующих внешних влияний, от которых и зависит обретаемая человеком «сущность»;
б) в группе «доверяющих» (оптимистов) также есть более радикальная точка зрения, утверждающая безусловно-позитивную, добрую и конструктивную сущность человека, заложенную в виде потенциала, который раскрывается при соответствующих условиях; и есть более осторожный взгляд на человека, который исходит из того, что изна­чально человек не обладает сущностью, но обретает ее в результате самосозидания, причем позитивная актуализация не гарантирована, но является результатом собственного свободного и ответственного выбо­ра человека, эту позицию можно назвать условно-позитивной.
В соответствии с базовой установкой и решением проблемы сущ­ности человека решается и вопрос о том, «что делать» с этой сущно­стью, чтобы человек стал «лучше», как его правильно развивать, вос­питывать (этим, естественно, озабочены все психологи, хотя само это «лучше» понимается весьма различно). Этот вопрос о смысле воспита­ния принципиально решается следующим образом: если сущность че­ловека негативная, то ее надо исправить; если ее нет — ее надо создать, сконструировать и «вложить» в человека (при этом в обоих случаях главным ориентиром выступают так называемые интересы общества); если она позитивная — ей надо помочь раскрыться; если сущность обретается посредством свободного выбора, то следует помочь ей сделать этот выбор (в последних двух случаях во главу угла ставятся интересы самого человека).
Более схематично типологию базисных имплицитных устано­вок в мире психологических концепций можно представить в виде таблицы. Хотя эта схема (как и любая попытка классификации в психологии), безусловно, упрощает реальное многообразие подходов, но она, на наш взгляд, фиксирует очень принципиальные различия и достаточно ясно очерчивает пространство профессионального самоопределения психолога и педагога, варианты выбора и глубинные основания этого выбора.

Таблица: Базисные установки психологических концепций

Базисная установка Природа человека Смысл воспитания Основные представители
Неверие в человека Негативная Исправление,
компенсация
Классический фрейдизм
Нейтральная Формирование,
коррекция
Бихевиоризм, Большинство подходов в советской психологии
Вера в человека Безусловно-
позитивная
Помощь в актуализации Концепции К. Роджерса,
А. Маслоу
Условно-
позитивная
Помощь в выборе Экзистенциальный подход В. Франкла, Дж. Бюджентала

Таким образом, очевидно, что концепция личностного роста и са­мореализации является логическим продолжением взгляда на человека в гуманистической психологии и по сути своей несовместима с подходами, не доверяющими человеку, исправляющими, формирующими и т. п.
Представленное здесь понимание личности и личностного роста опирается на концепцию одного из лидеров «движения за гуманизацию психологии» Карла Роджерса — его личностно-центрированный подход. (При этом важно иметь в виду, что одна из отличительных особенностей этого направления в психологии — отсутствие жесткой концеп­туальной схемы, строгих дефиниций и однозначных толкований; его представители признают неисчерпаемость тайны человека, относительность и априорную неполноту наших представлений о нем и не претендуют на завершенность теории.)

Личность

В самом общем виде личность — это человек как субъект собственной жизни, ответственный за взаимодействие как с внешним миром, включая и других людей, так и с внутренним миром, с самим собой. Личность — это внутренняя система саморегуляции человека. Она ис­пытывает влияние двух других детерминирующих сил, которые услов­но можно обозначить как организм, внутренний мир (т. е. человек как живое существо в целом), и среда, внешний мир в широком смысле, включая в первую очередь других людей. Соотношение между этими тремя движущими силами и определяет линию жизни человека; его можно представить в виде своеобразного треугольника развития:

Рисунок «треугольник развития»:
ЛИЧНОСТЬ

ВНУТРЕННИЙ ВНЕШНИЙ
МИР МИР

Важнейшими характеристиками зрелой личности являются: интенциональность, автономность, динамичность, целостность, конструктивность, индивидуальность. Однако эти атрибуты личности не даны, а скорее заданы, и степень их актуализации зависит от определенных условий — прежде всего как раз от того, какие у личности сложатся взаимоотношения с двумя другими силами. Причем, в соответствии с исходной позицией веры в природу человека, актуализирующее, созидательное начало признается в первую очередь за организмом, внутренним миром, в котором изначально заложен мощный потенциал, «главная движущая сила жизни» и развития человека — стремление к росту, к раскрытию способностей и усилению возможностей, к большей эффективности, зрелости и конструктивности, называемая К. Роджерсом «тенденцией к актуализации». И потому для личности исход­ные, определяющие отношения — именно с внутренним миром, с са­мим собой.

Это одна из центральных идей личностно-центрированного подхода: если человек (личность) свободен и имеет возможность прислушаться к себе и опереться на себя как на целостное природное существо, точно и полно отражая происходящее в нем самом, то «тенденция к актуализации» действует в полную силу и обеспечивает движение человека — несмотря на возможные ошибки и трудности — к большей зрелости, к более полноценной жизни. Очень важно, что эта тенденция признается заложенной в природе человека как потенциал, который актуализируется при определенных условиях, но не формируется и не управляется внешними силами: «это внутренняя тенденция, она не мотивируется извне, и научить этому невозможно» (Лэндрет Г., 1994, с. 63).

Отношения личности с внешним миром — особенно с миром других людей — куда более сложные, неоднозначные и драматичные. Со стороны личности есть сильная заинтересованность в контакте с другими людьми, — человек, как утверждает К. Роджерс, «неизлечимо социален; он имеет глубокую потребность во взаимоотношениях» (П. Тиллих, К. Роджерс…, 1994, с. 136). Более того, центральный компонент личности — «Я» — имеет очень сильную потребность в самоуважении, которая поначалу (в детстве) удовлетворяется в первую очередь через получение уважения, признания и любви от других людей (прежде всего — значимых взрослых). Иными словами, личность ребенка не просто ориентирована на взаимоотношения с социальным миром, а оказывается в существенной зависимости от них.

Личностный рост

Прежде всего, можно определить то, что, исходя из гуманистических представлений, не является собственно развитием личности, но с чем его часто смешивают. То есть личностный рост (ЛР) — это: не усвоение каких-либо знаний (включая и этические); не освоение какой- либо деятельности, и уж тем более — «общественно-полезной»; не формирование устойчивой «системы ценностных ориентации»; не «присвоение ребенком общественной человеческой сущности»; не формирование «активной жизненной позиции»; не развитие «способности созидать новые формы общественной жизни»; не освоение «образа идеального взрослого».

Каждое из перечисленных направлений изменения человека имеет определенный позитивный смысл. Но в контексте обсуждаемой проблемы важно то, что все они в той или иной степени усиливают разво­рот личности «от себя» и потому не способствуют ЛР, а скорее препят­ствуют ему, пытаясь подменить развитие личности формированием важных и нужных качеств, но с точки зрения каких-либо внешних, внеличностных критериев. Причем во всех этих случаях формирующие усилия прикладываются только по одной линии «треугольника развития» — по линии взаимодействия «внешний мир — личность».

Главный психологический смысл ЛР — освобождение, обретение себя и своего жизненного пути, самоактуализация и развитие всех ос­новных личностных атрибутов (см. выше). А взаимодействие личности с собственным внутренним миром в целом не менее (а во многих отношениях — более) значимо, нежели с миром внешним. Принципиаль­но важным для человека является также признание и уважение его внутреннего мира другими людьми. То есть полноценный ЛР возможен только в том случае, если интраперсональность не будет подавляться интерперсональностью и если между всеми тремя вершинами «треугольника развития» не будет борьбы или пренебрежительного игнорирования, а будет конструктивное сотрудничество, диалог.

Личностный рост не тождествен продвижению человека по «лестнице возрастов»; это сложный многоаспектный процесс, следующий своей внутренней логике и имеющий всегда индивидуально-своеобразную траекторию. Есть основания говорить лишь о самом общем «основном законе личностного роста», который, опираясь на из­вестную формулу К.Роджерса «если — то» (Rogers С., 1959), можно сформулировать так: если есть необходимые условия, то в человеке актуализируется процесс саморазвития, естественным следствием которого будут изменения в направлении его личностной зрелости. Ины­ми словами, именно эти изменения — их содержание, направленность, динамика — свидетельствуют о процессе ЛР и могут выступать в каче­стве критериев ЛР.

При полноценном ЛР эти изменения затрагивают взаимоотноше­ния личности как с внутренним миром (интраперсональность), так и с внешним миром (интерперсональность). Соответственно и критерии ЛР складываются из интраперсональных и интерперсональных. Важнейшими из них являются следующие:

Интраперсональные критерии ЛР:

Принятие себя. Это означает признание себя и безусловную любовь к себе такому, каков я есть, отношение к себе как «личности, достойной уважения, способной к самостоятельному выбору» (Роджерс К., 1993, с.69), веру в себя и свои возможности, доверие собственной природе, организму. Последнее следует подчеркнуть особо, так как в данном случае доверие к себе не означает лишь веру в возможности сознательного «Я» (тем более — лишь в силу своего интеллекта), но также понимание того, что «цельный организм может быть — и часто явля­ется — мудрее, чем его сознание» (Роджерс К., 1994, с. 242).

Открытость внутреннему опыту переживаний. «Опыт переживаний» — одно из центральных понятий в гуманистической психологии, | используемое для обозначения сложного непрерывного процесса («потока») субъективного переживания событий внутреннего мира (включающих и отражение событий мира внешнего). Чем более сильная и зрелая личность — тем более она свободна от искажающего влияния защит и способна прислушаться к этой внутренней реальности, отнестись к ней как к достойной доверия и «жить настоящим».

Понимание себя. Как можно более точное, полное и глубокое представление о себе и своем актуальном состоянии (включая реальные свои переживания, желания, мысли и т. д.); способность увидеть и услышать себя подлинного, сквозь наслоения масок, ролей и защит; адекватная и гибкая «Я»-концепция, чувствительная к актуальным изменениям и ассимилирующая новый опыт, сближение «Я»-реального и «Я»-идеального — вот основные тенденции ЛР по этому критерию.

Ответственная свобода. Во взаимоотношениях с самим собой это означает прежде всего ответственность за осуществление своей жизни именно как своей, осознание и принятие своей свободы и субъектное (своего, как говорил М. М. Бахтин, «не-алиби-в-бытии»). Это также означает «внутренний локус оценивания» — ответственность за выбор ценностей и вынесение оценок, независимость от давления внешних оценок. И, наконец, это ответственность за актуализацию своей индивидуальности и самобытности, за то, чтобы остаться верным себе.

Целостность. Важнейшее направление ЛР — усиление и расширение интегрированности и взаимосвязанности всех аспектов жизни человека, а особенно — целостности внутреннего мира и самой лично­сти. Точнее было бы говорить о сохранении и защите целостности, которой человек обладает изначально. Как подчеркивал К. Роджерс, с самого начала «младенец… является интегрированным и целостным ор­ганизмом, постепенно индивидуализирующимся» (П. Тиллих, К. Роджерс., 1994, с. 140). Проблема в том, чтобы эти нарастающие индивидуализированность и дифференцированность не вели к утрате внутреннего единства человека, к потере конгруэнтности, к разрывам или диспропорциям, например, между интеллектом и чувствами, «Я»-реальным и «Я»-идеальным и вообще между личностью и организмом. Целостность и конгруэнтность являются непременным условием эффективной регуляции жизни человека.

Динамичность. Внутриличностное единство и согласованность не означают косности и завершенности. Наоборот, личность существует в постоянном, непрерывном процессе изменений. В этом смысле зрелая личность — это непременно становящаяся личность, т. е. рост личности есть способ ее существования Поэтому важнейший критерий ЛР — динамичность, гибкость, открытость изменениям и способность, сохраняя свою идентичность, развиваться через разрешение актуальных противоречий и проблем и постоянно «быть в процессе» — «скорее быть процессом зарождающихся возможностей, чем превратиться в какую-то застывшую цель» (Роджерс К., 1994, с. 221).

Интерперсональные критерии ЛР:

Принятие других. В интерперсональном направлении ЛР проявляется прежде всего в динамике отношения к другим людям Личность тем более зрелая, чем в большей мере она способна к принятию других людей такими, какие они есть, к уважению их своеобразия и права быть собой, к признанию их безусловной ценностью и доверию им. А это, в свою очередь, связано с «основополагающим доверием к челове­ческой природе» и чувством глубинной сущностной общности между людьми.

Понимание других. Зрелая личность отличается свободой от предрассудков и стереотипов, способностью к адекватному, полному и дифференцированному восприятию окружающей действительности вообще и в особенности — других людей. Важнейший критерий ЛР — готовность вступать в межличностный контакт на основе глубокого и тонкого понимания и сопереживания, эмпатии.

Социализированность. ЛР ведет ко все более эффективному про­явлению фундаментального стремления человека — к конструктивным социальным взаимоотношениям. Человек в контактах с другими становится все более открытым и естественным, но при этом — более реалистичным, гибким, способным компетентно разрешать межличностные противоречия и «жить с другими в максимально возможной гармонии»: (The Carl Rogers…, 1989, p. 251);

Творческая адаптивность. Важнейшее качество зрелой личности — готовность смело и открыто встречать жизненные проблемы и справляться с ними, не упрощая, а проявляя «творческую адаптацию к новизне конкретного момента» (Ibid.) и «умение выразить и использовать все потенциальные внутренние возможности» (Роджерс К., 1994,1 с. 81).

Естественно, изменения в каждом из этих направлений ЛР происходят (если происходят) в соответствии со своими специфическими закономерностями. В то же время это процесс целостный, взаимосвязанный и рост в одном «личностном измерении» способствует продвижению в других. Поэтому важнее всего сам факт движения в этих на правлениях, включение в процесс открытия и обретения себя, что дает возможность человеку становиться все более свободным и ответственным, аутентичным и неповторимым, дружелюбным и открытым, сильным и творческим и, в конечном итоге, — более зрелым и способным воспринимать мир (внешний и внутренний) не как угрозу, а как ВЫЗОВ ЖИЗНИ и одновременно — ПРИЗЫВ К ЖИЗНИ…

Примечание

* Данный перечень критериев — это моя экспликация из тех работ К.Роджерса, в которых обобщается реальный практический опыт психологов и психотерапевтов.

Указатель литературы

  1. Лэндрет Г. Игровая терапия: искусство отношений. М., 1994.

  2. Тиллих, К.

    Роджерс: диалог // Моск. психотерапевтич. журн. 1994. № 2.

  3. Роджерс К.

    Эллен Вест и одиночество // Моск. пснхотерапевтич. журн. 1993. № 3.

  4. Роджерс К

    . Взгляд на психотерапию. Становление человека. М, 1994.

  5. Хорни К.

    Невротическая личность нашего времени. М., 1993.

  6. Rogers С.

    A theory of therapy, personality and interpersonal relationship, as developed in client — centered framework // Psychology: A Study of a Science. 1959.Vol. 3.

  7. The Carl Rogers reader /Ed by H.Kirschenbaum, V Henderson. Boston, 1989.

Братченко С.Л., Миронова М.Р.,

БРАТЧЕНКО С.Л., МИРОНОВА М.Р. Личностный рост и его критерии. // Психологические проблемы самореализации личности СПб., 1997, С.38-46.

Личностный рост человека.

Современный человек загнан требованиями, предъявляемыми извне; обременен болью, несчастьями, страданием; гоним бесконечными желаниями…

Наше выживание в мире находится в зависимости от природы, от отношений с социумом, от встреч с другими, поэтому мы не можем существовать сами по себе.

Сколько поблем у тех людей, для которых трудно общаться. Психология общения — это один из первых шагов в личностном росте.
Если мы обречены на столь сильную зависимость, — можем ли мы при этом еще и быть самими собой и проживать свою собственную жизнь?

Многие  мечтают  изменить качество своей жизни так, чтобы  чувствовать  себя   достойным  и успешным,   чтобы  достижение целей, поставленных перед  собой, стало  приятным  и  лёгким  делом.  

А вот умение ставить цели, верно выкладывать путь к достижению этих целей — это второй шаг в личностном росте.
 
Но  как этого достичь, если  жизнь  полна  сомнений, и человек  задаёт себе вопросы:

  • Как повысить уверенность в себе.  
  • Правильно выбрать свой путь в жизни.  
  • Разобраться в запутанных  жизненных ситуациях.  
  • Освободиться от комплексов.  
  • Решить проблему одиночества.  
  • Избавиться от чувства вины.
  • Разобраться в противоречивых установках собственного мировоззрения.

Ответив  на эти вопросы, вы  сможете    просто и непринужденно строить отношения с окружающими людьми, в каждый момент жизни ощущать подлинность бытия, быть хозяином любого положения.  

Вы можете управлять ситуацией, а не она Вами? Обращайтесь и я Вам помогу достигнуть этих рубежей и стать психологически адекватным в социуме.

Главный психологический смысл личностного роста – освобождение, обретение себя и своего жизненного пути, самоактуализация и развитие основных личностных атрибутов:

  • целеустремленность
  • самостоятельность
  • динамичность
  • целостность
  • конструктивность
  • индивидуальность

  
У  вас есть возможность   обратиться ко мне  за  квалифицированной  помощью  и  поддержкой. Если Вы живете далеко от Москвы и не можете придти ко мне на консультацию, у вас есть возможность получить консультацию дистанционно. Напишите мне, опишите психологический запрос. И начнем работать!

Так же проведем тестирование по поводу выбора профессии. 

На профконсультировании Вы можете разрешить служебные конфликты.

Текущая версия страницы пока

не проверялась

опытными участниками и может значительно отличаться от

версии

, проверенной 6 сентября 2018; проверки требуют

2 правки

.

Текущая версия страницы пока

не проверялась

опытными участниками и может значительно отличаться от

версии

, проверенной 6 сентября 2018; проверки требуют

2 правки

.

«Личностный рост» — понятие психологии.

Изначально было сформулировано в рамках гуманистической концепции К. Роджерса и А. Маслоу, однако в настоящее время широко используется и другими психологическими направлениями. Представление о личностном росте основывается на позитивном видении изначальной природы человека и возможности развития внутреннего потенциала. Однако далеко не все современные психологические концепции исходят из наличия у человека доброй, конструктивной и саморазвивающейся сущности, и по представлению о сущностной природе и потенциале человека эти концепции достаточно четко разделяются на четыре группы:

Безусловно позитивная Помощь в актуализации Концепции К. Роджерса, А. Маслоу
Условно позитивная Помощь в выборе Экзистенциальный подход В. Франкла, Дж. Бюджентала
Нейтральная Формирование, коррекция Бихевиоризм, большинство подходов в советской психологии
Повреждённая Исправление, компенсация Классический фрейдизм, представители ортодоксальной православной психологии

К группе «доверяющих» (оптимистов) с самой радикальной точкой зрения, утверждающей безусловно-позитивную, добрую и конструктивную сущность человека, заложенную в виде потенциала, который раскрывается при соответствующих условиях, относятся представители школы К. Роджерса и А. Маслоу. В данном подходе личностный рост естественен, хотя может быть заторможен в случае негативного окружения и поддержан окружением позитивным.

Экзистенциальный подход В. Франкла и Дж. Бюджентала придерживается более осторожного взгляда на человека, который исходит из того, что изначально человек не обладает сущностью, но обретает её в результате самосозидания, причём позитивная актуализация не гарантирована, но является результатом собственного свободного и ответственного выбора человека.

Достаточно распространена позиция (бихевиоризм и большинство подходов в советской психологии), согласно которой у человека природной сущности нет, он изначально представляет собой нейтральный объект формирующих внешних влияний, от которых и зависит обретаемая человеком «сущность». В данном подходе о личностном росте в точном смысле говорить затруднительно, можно говорить скорее о возможности личностного развития.

Согласно взглядам христианской антропологии природа человеческого естества после грехопадения Адама находится в извращенном состоянии, а его «самость» есть не личностный потенциал, но преграда между человеком и Богом, а также и между людьми. Христианский идеал человека простого, смиренного и целомудренного бесконечно далек от гуманистического идеала успешно адаптирующейся в этом мире самореализующейся, самодостаточной личности, наслаждающейся актуальным моментом, верящей в «могущество человеческих возможностей». По православному учению, человеческая душа не только стремится к высшему, но и подвержена наклонности ко греху, которая лежит не на периферии духовной жизни, но поражает самую её глубину, извращая все движения духа.

В НЛП понятие «личностный рост» не используется, поскольку этот подход только моделирует успешные технологии и принципиально отказывается решать вопросы «что в природе человека есть на самом деле».

Понятие личностного роста в тренинговой практике

В современной тренинговой практике понятие «личностный рост» связано в первую очередь с тренингами личностного роста и имеет свои особенности.

Г. А. Спижевой говорит о том, что личностный рост есть совокупность таких составляющих, как «Я-Я — отношения» (отношения с самим собой, внутренняя гармония), «Отношения Я — Другие» (отношения с окружающим миром) и самореализация. Развитие этих составляющих, по мнению Спижевого, и есть личностный рост.

Определение формулируется в прикладном ключе, согласно которому личностный рост — это качественные изменения личностного потенциала, успешно решающие жизненные задачи и открывающие богатую жизненную перспективу. В. Леви, в частности, писал об этом так:

Что такое личностный рост?

Если у человека становится больше:

  • интересов, а с тем и стимулов жить — смыслового наполнения жизни,
  • возможности анализировать — отличать одно от другого,
  • возможности синтезировать — видеть связи событий и явлений,
  • понимания людей (себя в том числе), а с тем и возможности прощать,
  • внутренней свободы и независимости,
  • ответственности, взятой на себя добровольно,
  • любви к миру и людям (к себе в том числе),

то это и значит, что человек растет личностно.

Синонимы: душевно, духовно.

(В. Леви из книги «Куда жить. Человек в цепях свободы.»)

Критика

Понятие «личностный рост» часто используется в рекламных целях для завлечения в группы и организации с сомнительным с точки зрения научной психологии статусом, иногда причисляемые к психокультам («Синтон», «Симорон», «Лайфспринг»), в группы Нью Эйдж (ДЭИР, Трансерфинг реальности) и в новые религиозные движения (саентология).

См. также

  • Самоактуализация
  • Психологическая помощь

Примечания

  1. ↑ o psychology: Общие положения гуманистических теорий К. Роджерса и А. Маслоу. o-psychology.blogspot.ru. Проверено 16 июня 2016.
  2. ↑ Тиллих, К. Роджерс: диалог // Моск. психотерапевтич. журн. 1994. № 2. с. 136.
  3. ↑ Лэндрет Г., 1994, с. 63 «это внутренняя тенденция, она не мотивируется извне, и научить этому невозможно»
  4. ↑ Братченко С. Л., Миронова М. Р. Личностный рост и его критерии
  5. ↑ В. X. Манёров. Самореализация личности: взгляд с позиций христианской психологии
  6. ↑ М. Ю. Медведев. Православное учение о личности и его некоторые прикладные аспекты
  7. Спижевой Г. А. Личностный рост. — Диля, 2015. — 160 с. — ISBN 978-5-4236-0285-7.
  8. ↑ Журнал практического психолога, 2002, № 6 Специальный выпуск: Практическая психология per se
  9. ↑ Мифы и тупики поп-психологии/С. С. Степанов. — Дубна.: Феникс+, 2006. — 232 с.
  10. Сергей Степанов. Личностный рост: издержки цивилизации // Школьный психолог : Газета. — 2001. — № 30.

Литература

  • Карен Хорни. Невроз и личностный рост. Борьба за самоосуществление = Neurosis and Human Growth: The Struggle Toward Self-Realization. — 1950. — ISBN 0-393-00135-0.

Ссылки

  • Энциклопедия направлений личностного роста

Оставить комментарий