Фактор психологический это

Вся самая актуальная информация в статье на тему: "Фактор психологический это". Мы собрали полное описание всех ваших проблем.

Оглавление [Показать]

Фактор общего интеллекта — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. Фактор общего интеллекта (англ. general factor, g factor) является широко используемым, но противоречивым конструктом, используемым в психологии (см.… …   Википедия

Фактор униформной связанности — Недавно сформулированный гештальтистский фактор группирования, согласующийся с основными идеями гештальт психологии. В соответствии с этим фактором приоритет в перцептивном группировании принадлежит элементам, воспринимаемым как физически… …   Психология ощущений: глоссарий

Я в философии и психологии — (ego) обозначает сознаваемое каждым человеком единство собственного индивидуального существования. Так как в этом единстве соединяется в одно целое все нами переживаемое, то обыкновенно слово Я служит для обозначения неопределенной совокупности… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Я, в философии и психологии — (ego) обозначает сознаваемое каждым человеком единство собственного индивидуального существования. Так как в этом единстве соединяется в одно целое все нами переживаемое, то обыкновенно слово Я служит для обозначения неопределенной совокупности… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Недостатки правовой социализации молодежи как криминогенный и профилактируемый фактор — Правовая социализация – процесс и результат усвоения человеком в прижизненном развития правовых ценностей общества превращение их в нормы своей жизни и поведения, в личные качества и особенности психологии. «. Чтобы жить в праве, писал русский… …   Энциклопедия современной юридической психологии

Человеческий фактор — У этого термина существуют и другие значения, см. Человеческий фактор (значения). Человеческий фактор  многозначный термин, описывающий возможность принятия человеком ошибочных или алогичных решений в конкретных ситуациях. Конструкторы… …   Википедия

СТАНДАРТИЗАЦИЯ В ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ — (от англ. standard образец…) процесс установления и применения стандартов в области инженерной психологии. На необходимость этого одним из первых в нашей стране указал Б. Ф. Ломов, который еще в 1967 г. отмечал, что «наступило время серьезно… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Комплекс (в психологии) — Комплекс, в психологии, в самом общем смысле определенное соединение отдельных психических процессов в некое целое.═ В более узком смысле под К. понимают группу разнородных психических элементов, связанных единым аффектом. Понятие К. в этом… …   Большая советская энциклопедия

концепция кумулятивно-факторной причины (в психологии) — система теоретических взглядов, исходящая из признания концепции кумулятивной причины в психологии и дополняющую ее положением о том, что наряду с суммированием различных влияний причиной психического акта может выступать и какой то достаточно… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Рекламная коммуникация: гендерный фактор — СМИ играют важнейшую роль в гендерно ролевой социализации. Рекламная коммуникация (Р. к.) давно преодолела гос., культурные, этнич. границы и стала одной из осн. форм коммуникации так называемого глобального информационного общества. Как правило …   Психология общения. Энциклопедический словарь

У людей, организм которых биологически предрасположен к депрессии, в силу воспитания и других социальных факторов окружающей среды, формируются такие особенности личности, характеризующиеся неполноценными механизмами психологической защиты.

С точки зрения З. Фрейда, депрессия возникает вследствие обращения гнева на самого себя. Отсюда такие ее симптомы как самообвинение и самобичевание, представляющие, по мнению психоаналитиков, вытесненный в подсознание гнев на других людей. Согласно психоанализу, у склонных к депрессии лиц на уровне подсознания сформирована уверенность в отсутствии любви со стороны родителей.

З. Фрейд (1926) предполагал, что предрасположенность к депрессии закладывается в раннем младенчестве. В клинических исследованиях удалось установить, что потеря матери в возрасте до 11 лет является одним из предикторов вероятного появления частых депрессивных эпизодов в дальнейшем (Angold A.,1988). Депрессивные больные имеют достоверно большее количество психических травм (в основном потерь близких) в течение 6 месяцев, предшествующих l депрессивному эпизоду (Davidson M.,1963 ). Тем не менее, роль последних в этиологии аффективных расстройств остается не вполне ясной (Борисова О.А.,1989).

Остается также неясной роль преморбидных особенностей личности в генезе аффективных расстройств. Некоторые типы личности — эмоционально неустойчивый, тревожный (сенситивный), истероидный — более чувствительны по отношению к депрессии, чем ананкастный, шизоидный и параноидный (Ануфриев А.К.,1978, Bruder G., Stewart J., Towey J.,1992). Симптоматика депрессии по-видимому является опосредованной преморбидной структуре личности, уровню психических расстройств и нозологической принадлежности депрессии (Синицын В.Н., 1976).

Было замечено, что люди, предрасположенные к депрессии, отличаются неуверенностью в себе и замкнутостью. Они склонны к самокритике, ориентированны на поддержку и помощь со стороны близкого окружения, эмоционально экспрессивны, на жизнь смотрят с пессимизмом и плохо справляются с любой ситуацией стресса.

Выделяют три типа личности, особенно склонных к развитию депрессии. Это:

  • «статотимическая личность», отличающаяся трудолюбием, аккуратностью и утрированной совестливостью;
  • личность «меланхолического типа», характеризующаяся стремлением к порядку, постоянству, педантизму, повышенной требовательностью к себе, добросовестностью при выполнении порученной работы;
  • «гипотимная личность», имеющая склонность к сниженному настроению, тревоге, сопереживанию, чувству неуверенности в себе и ощущением собственной неполноценности.

Сравнительно часто психологическим фактором, особенно способствующим формированию депрессии, становится стремление к совершенству, с высокими планками притязаний при одновременной склонности к заниженной самооценке своих успехов и достижений.

Для лиц, психологически предрасположенных к депрессии принципиальное значение имеет справедливость и поэтому незаслуженное наказание может быть пусковым фактором возникновения депрессии.

Постоянные поиски смысла жизни и неспособность его найти, болезненное отношение к деньгам, как, возможно, единственному средству получения удовольствия, потребность в поддержки других людей, стремление к воплощению в жизнь их ожиданий, объяснение своих проблем внешними причинами и не зависящими от самого человека ударами судьбы, неумение расслабиться, упрямство, самолюбие и гордость, затрудняющие обращение за помощью склонность к мистике и религиозности также являются теми чертами личности, которые благоприятствуют развитию депрессии.

Вероятно, для человека склонного к депрессии характерна алекситимия — неспособность выразить словами свои чувства, а также трудности, возникающие в процессе общения с другими людьми. Эти трудности заметны особенно тогда, когда необходимо получить совет или поделиться с близким человеком своими проблемами. Расстройство депрессивного спектра легче возникает у человека, не получающего адекватной поддержки от тех людей, которым он уделял много времени и внимания и от которых в свою очередь ожидал ответных чувств.

Следует отметить, что до 50% больных с пограничным расстройством личности (DSM — IV) имеют сопутствующий диагноз выраженной депрессии или биполярного аффективного расстройства.

Вернуться к Содержанию

Психологические факторы религии — это состояния, процессы, ме-

ханизмы общественной, групповой и индивидуальной психологии, ко-

торые создают возможность, благоприятную психологическую почву

для производства и усвоения религии. Эти факторы действуют на базе

социумных в связи с гносеологическими. Различают общественно-

психологические и индивидуально-психологические детерминанты.

Различение это условно: хотя феномены общественной и групповой

психологии сверхиндивидуальны, они не могут протекать иначе как

в психологии индивидов.

Общественно- Общественно — психологические предпосылки

психологические факторы религии составляют феномены психологии

общества и групп. К ним относятся:кризисные состояния

общественно-психологической атмосферы, превратный характер общения,

общественное и групповое мнение, механизмы внушения, подражания,

психического заражения, традиции, обычаи и пр.

Кризисные состояния общественно-психологической атмосферы мо-

гут проявляться в настроениях разочарования в прошлом и настоящем,

тревожного ожидания будущего, в отягощенности исторической

памяти, расшатывании общественных и групповых идеалов, падении

общественных нравов, массовых и групповых страхах и страданиях

и т.д.

Общение является персонифицированной формой общественных

отношений, одной из существенных потребностей людей. В условиях

отчуждения человека от человека происходит дисгармонизация

общения, общение приобретает превратные формы, опосредуется вещ-

ными отношениями. Создается психологическая предрасположенность

к религиозному общению.

Питательную почву религии образуют неосознанные явления обще-

ственной и групповой психологии. Неосознанные аспекты имеются в

общественно-психологических механизмах сообщения, внушения, под-

ражания, взаимозаражения, в общественном и групповом мнении, в

традициях и обычаях.

Общение в ходе совместных действий порождает групповые психо-

логические явления. В психологии людей происходят изменения, появ-

ляются коллективные представления и переживания, несвойственные

индивидам, когда они действуют вне группы. Коллективное действие

вызывает явления синергии (достижение более высоких результатов),

фацилитации (облегчение работы), снижения психологической напря-

женности, производит возбуждение жизненной энергии.

Общественно-психологические феномены — коллективные пред-

ставления и переживания, групповые мнения, нормы и ценности,

традиции — императивны по отношению к индивидууму и

принудительно навязываются ему помимо его воли и сознания, фак-

торы их возникновения лежат вне индивидуальной психологии и дей-

ствуют на личность извне. В этих феноменах образ слит с

эмоционально-моторными элементами и потому не является продуктом

специальной сознательно-интеллектуальной обработки. Общественно-

психологические процессы выступают как нечто сверхиндивидуально-

человеческое, как то, что дается индивиду «свыше», что выводит его

за пределы обычной, повседневной жизни.

Индивидуально- Индивидуально-психологические факторы

психологические действуют в психологии индивида. Это

предпосылки переживание всесторонней зависимости от

других людей, заданность механизмов психики и личностных свойств, личное страдание и горе (от

неизлечимой болезни, смерти близкого человека и т. д.), страх смерти,

духовный распад личности, чувства одиночества и заброшенности,

ощущение индивидом безысходности кризисной ситуации, в которой

он оказался, склонность к поклонению авторитетам, к делегированию

воли и решимости, закостенелые стереотипы мышления.

Совместная жизнь людей обусловливает многостороннюю

зависимость их друг от друга. В распоряжении других находятся пред-

меты удовлетворения потребностей данного лица. Без поддержки не

добиться желаемого социального статуса. Индивид нуждается в заботе

окружающих, в помощи с их стороны в делах, которые в одиночку

он выполнить не в состоянии. Потребность в утешении остро пережива-

ется в страдании, в горе, в болезни, в уродстве, в неудачах и пора-

жениях.

Психологическую почву религии создает устойчивое, постоянное чув-

ство страха перед разрушительными силами природы и общества. «Страх

создал богов», — говорил древнеримский поэт Стаций (ок. 40 — ок. 96).

Страх является естественной реакцией на реальную опасность,

сигналом тревоги, но это тягостное, неприятное чувство, в сравнении

с другими эмоциями оно наиболее угнетает человека. Сильный, пос-

тоянный, застойный страх обладает разрушительными силами: ослаб-

ляет живую связь с действительностью, искажает ощущение и

восприятие, возбуждает болезненную фантазию, сковывает мышление,

рассеивает внимание.

Отношения бессилия, зависимости, которые в данных условиях

непреодолимы, неустранимы, порождают психологический комплекс,

включающий страх, отчаяние, и в то же время ожидание лучшего,

надежду на избавление от гнета чуждых сил. Невозможность

действительного освобождения приводит к поискам освобождения

духовного. Появляются видения, пророчества, в которых на смену

апокалиптическим настроениям приходит торжественное восполнение.

Большое место среди эмоций, питающих религиозность, занимает

страх смерти. Человеку присуще стремление к самосохранению,

желание продлить жизнь. Глубокое отвращение к небытию, боязнь

умирания — процесса, который причиняет много физической боли и

духовных страданий, тягостные чувства от смерти родных, близких,

друзей оказывают сильное, гнетущее влияние на психику индивида.

Естественно, что он стремится освободиться от этих настроений. Но

индивид знает, что умрет, и в качестве средства коррекции страха.

смерти может принять веру в бессмертие души.

В индивидуальной психологии, как и в общественной и групповой,

тоже имеются непроизвольные, неосознанные явления. Формирование

человеческой личности начинается с первых дней жизни и проходит

незаметно для человека. Когда человек становится самосознающей

личностью, он находит в себе мышление, чувства, волю уже в

готовом виде. Человек обнаруживает, что он не имеет в своей власти

ни начала, ни конца своей жизни, что он сознателен, но

бессознательно пришел к сознанию, что он имеет волю помимо своей

воли, и т. д. Структура психологии индивида, механизмы ее движения

складываются под влиянием общества. Будучи сформированными,

эти механизмы приобретают относительную самостоятельность и

могут действовать не только при отсутствии непосредственного

общения с окружающими людьми, но и при неучастии воли и

сознания индивида, осуществляться непроизвольно и бессознательно.

Много неосознанного и непроизвольного в интуиции, озарениях,

ясновидении. Неосознанный, непроизвольный процесс скрыт, его

результат выступает как нечно заданное, готовое.

Факторы психологической устойчивости

Психологическую устойчивость личности можно рассматривать как сложное качество личности, синтез отдельных качеств и способностей. Насколько она выражена — зависит от множества факторов. Психологическую устойчивость поддерживают внутренние (личностные) ресурсы и внешние (межличностная, социальная поддержка). Ранее нами (Куликов, 1997) были рассмотрены ресурсы личности, поддерживающие ее психологическую устойчивость и адаптированность и тем самым способствующие возникновению и сохранению гармоничного настроения. Это довольно большой перечень факторов, относящихся к личностным особенностям и социальной среде.

Факторы социальной среды

♦ факторы, поддерживающие самооценку;

♦ условия, способствующие самореализации;

♦ условия, способствующие адаптации;

♦ психологическая поддержка социального окружения (эмоциональная поддержка близких, друзей, сотрудников, их конкретная помощь в делах и т. п.).

Личностные факторы

Отношения личности (в том числе к себе):

♦ оптимистическое, активное отношение к жизненной ситуации в целом;

♦ философское (иногда ироничное) отношение к трудным ситуациям;

♦ уверенность, независимость в отношениях с другими людьми, отсутствие враждебности, доверие к другим, открытое общение;

♦ терпимость, принятие других такими, какие они есть;

♦ чувство общности (в адлеровском смысле), чувство социальной принадлежности;

♦ удовлетворяющий статус в группе и социуме, устойчивые, удовлетворяющие субъекта межличностные роли;

♦ достаточно высокая самооценка;

♦ согласованность Я-воспринимаемого и Я-желаемого (Я-реального и Я-идеального).

Сознание личности:

♦ вера (в разных ее формах — вера в достижимость поставленных целей, религиозная вера, вера в общие цели);

♦ экзистенциальная определенность — понимание, ощущение смысла жизни, осмысленность деятельности и поведения;

♦ установка на то, что можешь распоряжаться своей жизнью;

♦ осознание социальной принадлежности к определенной группе.

Эмоции и чувства:

♦ доминирование стеничных позитивных эмоций;

♦ переживание успешности самореализации;

♦ эмоционально насыщение от межличностного взаимодействия, переживание чувства сплоченности, единства.

Познание и опыт:

♦ понимание жизненной ситуации и возможность ее прогнозирования;

♦ рациональные суждения в интерпретации жизненной ситуации (отсутствие иррациональных суждений);

♦ адекватная оценка величины нагрузки и своих ресурсов;

♦ структурированный опыт преодоления трудных ситуаций.

Поведение и деятельность:

♦ активность в поведении и деятельности;

♦ использование эффективных способов преодоления трудностей.

В этом списке перечислены положительные полюсы качеств и факторов, влияющих на психологическую устойчивость. При наличии этих факторов (положительных полюсов качеств) сохраняется благоприятное для успешного поведения, деятельности и личностного развития доминирующее психическое состояние и повышенное настроение. При неблагоприятном влиянии доминирующее состояние становится негативным (апатия, уныние, депрессивное состояние, тревога…), а настроение сниженным, неустойчивым.

Если факторы социальной среды поддерживают самооценку, способствуют самореализации, получению психологической поддержки, то все это в целом способствует возникновению повышенного настроения и поддержанию состояния адаптированности. Если же факторы социальной среды снижают самооценку, затрудняют адаптацию, ограничивают самореализацию, лишают человека эмоциональной поддержки, то все это способствует возникновению снижению настроения и появлению состояния дезадаптированности.

Мы считаем, что непродуктивно рассматривать настроение как один из видов состояния. Настроение — относительно устойчивый компонент психических состояний, основное звено взаимосвязи структур личности с различными компонентами психических состояний (чувствами и эмоциями, переживаниями событий, происходящих в духовной, социальной и физической жизни личности, психическим и физическим тонусом индивида) (Куликов, 1997). Именно настроение выступает тем звеном, через которое сниженная из-за внешних или внутренних причин психологическая устойчивость обусловливает изменения в психическом состоянии в негативном направлении.

Выше были перечислены основные составляющие психологической устойчивости личности. Заметим, что они не охватывают всего базиса психологической устойчивости. В поддержании ее так или иначе участвуют все структуры личности. Так, например, на уровне темперамента свойствами, предрасполагающими к возникновению неустойчивости, являются повышенная эмоциональность, тревожность. Существенное влияние оказывает уровень развития волевых качеств.

Важная составляющая психологической устойчивости — позитивный образ Я, в котором, в свою очередь, существенную роль играет позитивная групповая идентичность личности. Значение этого фактора нетрудно увидеть, если обратить внимание на стремительный рост числа разных групп и общин в период исчезновения жесткого идеологического контроля со стороны государства в СССР, а затем в России (кришнаиты и хиппи, «Белое братство» и рокеры, группы духовной, практики и восточных оздоровительных систем и т. п.). Предпринимаются попытки возродить уничтоженные за годы советской власти общности: действуют общества потомков дворян и купцов, казачество… Партии исчисляются сотнями. Эти группы с разной степенью успешности выполняют ценностно-ориентационную и защитную функции для большинства граждан России (Стефаненко, 1999). Часто эти объединения оказываются лишь «инсценировками групп», как называет их социолог Л. Г. Ионин (1996). Он отмечает, что в подобных группах превалируют внешние знаки идентификации: их члены осваивают символику одежды (сари, кожаные куртки, казачью форму), специфический жаргон, стиль движений и приветствий.

Для многих объединений такого рода характерна своя субкультура. В период резких социально-экономических изменений значимость опор психологической устойчивости возрастает, в частности, это проявляется в том, что обостряется потребность в групповой принадлежности. Как и в других странах, переживающих (или переживавших) эпоху выраженной социальной нестабильности, в России удовлетворит эту потребность в наибольшей степени способны межпоколенные общности — семья и этнос.

Человеку всегда необходимо ощущать себя частью «мы», частью какой-либо группы, осознавая принадлежность к которой человек обретает опору в жизни. К таким группам можно отнести этнические группы, партии, церковные организации, профессиональные объединения, неформальные объединения лиц близкого возраста, сходных интересов. Многие люди целиком «погружаются» в одну из подобных групп, но членство в них не всегда приводит к удовлетворению потребности в психологической стабильности. Опора оказывается не слишком устойчивой, ведь состав групп постоянно обновляется, сроки их существования ограничены во времени, самого человека могут за какую-то провинность из группы исключить. Всех этих недостатков лишена этническая общность. Это межпоколенная группа, она устойчива во времени, для неё характерна стабильность состава, а каждый человек обладает устойчивым этническим статусом, его невозможно «исключить» из этноса. Благодаря этим качествам этнос становится для человека надежной группой поддержки (Стефаненко, 1999).

Семья играет особую роль в жизни каждого человека. Семейные отношения имеют огромное значение для развития личности, достижения социальной зрелости. Семейное воспитание в значительной степени определяет образ жизни детей на всю их будущую жизнь, стиль отношений в их собственных семьях. Оно закладывает внимательное или пренебрежительное отношение к вопросам психической саморегуляции, навыкам здорового образа жизни, умениям налаживать конструктивные, благоприятные межличностные отношения. Семья может оказывать целительное воздействие на каждого своего члена, давать эмоциональную поддержку, незаменимую ничем. Но атмосфера семьи может оказывать и негативное воздействие на душевное равновесие личности, снижать эмоциональный комфорт, усугублять внутриличностные конфликты, порождать дисгармонию личности, ослаблять ее психологическую устойчивость.

Дата добавления: 2015-06-17; просмотров: 954;

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Оставить комментарий